Elena, вы когда-то спрашивали о Фоме Кемпийском и Игнатие Брянчанинове.
Она или вовсе не занимается, или занимается редко живописью в воображении рая, горних обителей и чертогов, небеснаго света и благоухания, Христа, Ангелов и Святых; она постоянно сочиняет мнимодуховныя состояния, тесное дружество с Иисусом (Подражание Фомы Кемпийскаго, книга 2, гл.8 ) (Брянчанинов, О прелести.)
Фома Кемпийский, О подражании Иисусу.
ГЛАВА VIII. О БЛИЗКОМ СОДРУЖЕСТВЕ С ИИСУСОМ.
1 Когда Иисус с тобою, благо тебе во всем, и ничто трудно не кажется. А когда нет с тобою Иисуса, все тягостно. Когда Иисус внутри не глаголет, жалкая у тебя утеха, а если Иисус возглаголет хотя единым словом, чувствуешь великое утеснение. Не так ли Мария тотчас воспрянула с того места, где плакала, когда сказала ей Марфа: Учитель здесь и зовет тебя (Ин. 11:26)? Блажен час, когда воззовет тебя Иисус от слез к радости духовной! Как ты сух и жесток без Иисуса, как безумен и суетен, когда желаешь чего-либо вне Иисуса! И не лучше ли тебе потерять весь мир, чем понесть эту утрату?
"Без меня не можете ничего", "какая польза, если весь мир приобретешь", "и радости вашей никто не отнимет"
2 Мир, что может дать тебе без Иисуса? Быть без Иисуса - ад мучительный; рай сладостный -быть с Иисусом. Когда бы с тобою был Иисус, ни один враг не мог бы вредить тебе. Кто Иисуса находит, находит сокровище великое, благое свыше всякого блага; а кто потерял Иисуса, потерял безмерно много, более целого мира. Всех беднее, кто живет без Иисуса; всех богаче, кому добро быть с Иисусом.
3. Великое искусство, когда умеешь обращаться с Иисусом; великий разум, когда умеешь держать Иисуса с собою. Будь смирен сердцем и миролюбив, и будет с тобою Иисус. Будь благочестив и тих, и Иисус с тобою пребудет. Скоро можешь ты отогнать Иисуса и потерять благодать Его, если захочешь уклониться во внешнее. А когда Его отгонишь и потеряешь, к кому тогда прибегнешь, какого друга сыщешь себе? Без друга не можешь ты быть долго, и когда Иисус не станет тебе другом ближе всех, будешь очень одинок и печален. Итак, безумно поступаешь ты, когда на кого другого уповаешь, в другом радуешься. Выбери лучше - весь мир иметь себе противником, нежели оскорбить Иисуса. И из всех возлюбленных да будет тебе Иисус в особенности возлюблен.
"Где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше", "пребудьте во мне, и я в вас", во-первых, упоминается смирение -подчеркнуто.
4 Пусть будет любовь к людям ради Иисуса, а к Иисусу любовь ради Его Самого. Одного Иисуса Христа особенно да любим: Он один друг добрый и верный свыше всех друзей. Ради Его и в Нем и друзья, и недруги пусть будут тебе милы, и за всех за них Его умоляй, чтобы все Его познали и возлюбили. Не желай никогда, чтоб тебя одного хвалили и любили: это принадлежит одному Богу, ибо Бог не имеет Себе подобного. И того не желай, чтобы сердце тобой было занято и твое занято было бы чьей-либо любовью; но да будет Иисус в тебе и во всяком добром человеке.
Подчёркнуто - обычное предостережение о тщеславии и гордости
5 Будь чист и свободен внутренно, не прилепляясь ни к единому созданию. Надобно тебе обнажить себя и чистое сердце принесть ко Иисусу, если хочешь упраздниться и познать, яко благ Господь. Но на самом деле сего не достигнешь, если не будешь предварен и внутрь собран Его благодатью, чтобы, все упразднив и отпустив от себя, соединиться тебе единому с Единым. Ибо, когда приходит к человеку благодать Божия, становится он на все силен; а когда она отступит, тогда станет беден и немощен, и как бы оставлен только на истязание. И тогда не должен ты падать и отчаиваться, но спокойным духом принять волю Божию, и все, что на тебя находит, терпеть во славу Христа Иисуса. Ибо после зимы наступает лето, за ночью день возвращается, и после бури проясняется небо великим сиянием.
Подчёркнуто - оставление всего, даже всей жизни своей. Немощность при отсутствии благодати. Например, Лойола писал - что стоит только напряжение сделать некоторое - и сразу видит рай или ад. (Игнатий Брянчанинов, "О прелести") Здесь - не так, но Игнатий приравнивает их.
В контексте это смотрится совсем по другому, нежели показывает святитель. Фома прямо пишет о нашем бессилии и о Божественном действии, а не о нашем разгорячённом мечтании.
Вот, например:
4 И едва немного успеем собрать свою мысль, как тотчас опять устремляемся на внешнее, и не исследуем дел своих строгим испытанием. Не рассуждаем, где полегли желания наши, не плачем о том, как все в нас нечисто. Когда всякая плоть растли путь свой на земли (Быт. 6:12), тогда настал потоп великий. И когда внутренние побуждения наши сильно развратились, то за побуждением последует непременно развратное деяние...
Похоже на Игнатия Брянчанинова, но это - Фома Кемпийский там же, книга 3, глава 31.
Эту цитату я выдрал навскидку, поискав слово плач. Там ещё есть.
А вот Игнатий, "О прелести"
Разврат служит оценкою того пламени, которым разжены прельщенные.
Созвучно?
Т.е. - основную проблему вижу не в самой книге - " О подражании Христу", сколько в неправильном её понимании, когда покаяние и сокрушение, и прочую необходимость мы оставляем, а берём только описания дальнейших вещей - что надлежит делать и какое утешение посылает нам Господь. (Собственно, против этого и боролся святитель, но как всегда - проще запретить целиком и обвинить...)
Точно так же ведь можно сказать о многих писаниях святых отцов (наших, православных, не католических).
Так же рассматривается и ещё три упоминания Игнатия Брянчанинова этой книги, в контексте всё выглядит по-другому, поэтому неудивительно, что сам Игнатий не приводит обширных цитат из неё.
Единственной цитатой - подтверждением гордости, он приводит из третьей книги, главы 2:
"Да будет не от Моисея слово ко мне, но Ты мне глаголи, Господи Боже мой"
"не Моисей пусть говорит мне или кто другой из пророков; но Ты глаголи, Господи Боже"
но совершенно опускает, в каком смысле и в каком направлении говорит Фома, опуская продолжение фразы:
", всем пророкам Вдохновитель и Просветитель. Ты Единый без них можешь меня совершенно наставить; а они без Тебя ничего не помогут."
"2 Могут они звучать словами, но не предают духа. Говорят во всей красоте слова, но когда Ты безмолвен, не воспламеняют сердца. "
"3. Да будет не от Моисея слово ко мне, но Ты мне глаголи, Господи Боже мой, истина вечная, да не смертию умру и да не останусь без плода, если только извне придет ко мне наставление, а внутри не загорится."
Вспоминается, как Лука шёл со своим другом в деревню, и горело сердце их от слов Иисуса.
Кроме того, здесь Фома немного противопоставляет Ветхий Завет и людей Новому Завету и обещанию Иисуса - т.е. явному действию Духа Утешителя в нас
"Они (пророки, люди - прим. моё, Краевед) путь показывают, а Ты укрепляешь на путешествие. Они снаружи только действуют, а Ты наставляешь и просвещаешь сердца. Они извне орошают, а Ты даешь плодотворную силу."
Деяния, глава 10
42 И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.
43 О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.
44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.
45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,
46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:
47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?