За 6 дней до смерти Мусаси составил духовное завещание (по-японски произносится как «Доккодо», 12 мая 1645 года) для своих учеников, которое назвал «Единственный верный Путь»:
1.Не идти наперекор неизменному Пути всех времен.
2.Не искать удовольствий плоти.
3.Быть беспристрастным во всем.
4.Убить в себе жадность.
5.Никогда ни о чём не сожалеть.
6.Не испытывать неуверенности в себе.
20.Поклоняться буддам и духам, но не надеяться на них.
интересно, что когда он сделался непобедимым, то совершенно перестал использовать в поединках настоящие клинки и посвятил себя поискам просветления на Пути меча. Стал отшельником, презирал роскошную жизнь и два года прожил в горнойпещере, погруженный в глубокое самосозерцание. Здесь он написал свой знаменитый трактат - "Го Рин Но Сё",
На мой взгляд, в этом завещании - все добродетели от самости и ее самонадеянности. Опять свет и тьма перепутаны. Не достиг он понимания, что достичь таких качеств своими силами невозможно . Стоит вчитаться в 20. "Поклоняться буддам и духам, но не надеяться на них."
Но разве в следующем отрывке нет ничего созвучному мыслям св. отцов?
Здесь он явно имеет проблеск понимания того, что все уклоняется в этом мире от истины и и гармонии и надо иметь мужество это признать и принять
" Пока ты не осознаешь истинный Путь -- в буддизме или в
здравом рассуждении, -- ты можешь полагать, что все вещи
правильны и находятся в гармонии. Однако, если взглянешь на
вещи объективно, с точки зрения законов мироздания,
ты увидишь
различные течения, отклоняющиеся от истинного Пути. Постарайся
впитать этот дух, с прямотой в качестве основания и истиной в
качестве Пути."(* КНИГА ПУСТОТЫ * )
и разве это не напоминает нам о том что Христос никогда не отступает ни о разбойника, ни от язычника, даже от Иуды, когда в момент предательского поцелуя, говорит ему: " друг".