Надеюсь что понял, спасибо за ответ. В некотором смысле, "линейная лестница" – удел тех, кто точно идет по "лестнице" того или иного с.о., при наличии опытного наставника в прохождении именно этой лестницы. Тогда практически все движения делателя на этой лестнице (подъемы и спуски, падения) уже описаны – или в трудах с.о. или в устной традиции. Потому и назову ее линейной Встречал таких людей, отсюда и впечатление.
Иное дело – когда возникшая любовь ко Христу вовлекает ум в орбиту кругового движения. Тогда разгорающееся пламя любви может подпитывать все большее и большее вовлечение ума в круговое движение. И этот процесс, имо, по праву можно назвать "линейной лестницей" к Нему. Вот, Игорь Спасский привел ссылку на интересный текст Мартынова, о круговом движении ума. Не все близко из этих размышлений, но есть в нем свобода и есть от него вдохновение:
canto.ru/index.php?menu=public&id=medieval.mart2_2
Хорошо -), призадумалась. Это, действительно, похоже на лестницу. Говоря о различиях между лестницей и лабиринтом, я имела ввиду степень топографической запутанности.. Движение по лестнице челночно (и Вы и
Рада говорите о этом). Вспомнился "Колодец и маятник", кхм.. Каждый спуск подбирается все глубже к "мясу", ну, а там вспарывается неприглядное, может быть, отсюда ощущение тупиков лабиринта?.. Плотное, тяжелое...тянет. Поэтому и кажется, что оно весомее и "больше". И все дальше от целостности, поскольку расщепление между "новорожденным" и телесностью, с ее реакциями и всем набором прелестей "герменевтического круга" -)) все острее и разнузданнее. И достается все ближним-(.
Недостаток с.о. в смысле неполноты мне видится в их некоторой "герметичности", мы ведь в миру, да еще и в таком, в котором реализованы масштабные катастрофы 20 века, и они нам привычны..для нас это история, в которой уже свершился тектонический разлом, со всеми вытекающими для нашего восприятия и сознания. Но,
безусловно, то, что сказано ими от Духа идет и к нашему духу: и этом вдохновении их главное воздействие, не столько в прагматике как таковой, сколько в этом прикосновении Духа. Я вижу также и другое: как Христос является для нас "путем и жизнью", так и мы для него - пути и жизни. Он тоже идет нами и через нас..
Спасибо за ссылку.
Благодаря постоянному возвращению к самому себе время переживается не как переход от одного момента к другому, но как пребывание предыдущего момента в моменте последующем. Последование моментов образует не длительность изменяемости, но длительность неизменяемости. В результате этого время начинает ощущаться не как течение, но как пребывание. В какой-то мере многим из нас подобное знакомо, думаю, об этом можно говорить как об интенсивности.
Структурирование и концепции, с одной стороны, полезны - как некие реперные точки. Своего рода картографирование. Но с другой, а
кто соотносит? "Вот в чем загвоздка", как говаривал старина Гамлет-))
В этой теме недаром всплыл герменевтический круг. С молитвой приходит видение нашей укорененности в языке. Обусловленности. пред-ставлений и пред-знаний. Нужно ли опираться на круговые/прямолинейные движения?? Как приходить к молитве - с книжкой в руках, которая дает маяки для сверения опыта или же наоборот, наработать опытно и лишь потом посмотреть, а как там у Другого...
Говоря же об актуальной ситуации: когда нет ни разумения, ни силы, остается полагаться только на Него...