Исихазм

Автор Тема: Философия по Христу  (Прочитано 2056 раз)

Сергей Ваганов

  • Сообщений: 17
    • Просмотр профиля

Философия по Христу
« : 22 Декабрь 2016, 23:08:45 »
Философия Христа это восстание против внешних смыслов и оправданий жизни. Это восстание, как преодоление заблуждения внешних целей и внешне понимаемых заповедей. Философия, как внутренне не отчуждаемое Божественное достоинство личности. И это не только понимание самого факта, что ты - живой, а Рожденный от Бога, приобретший истинное Достоинство, ставший Личностью. И эта жизнь, не есть нечто само собой разумеющееся, продолжающееся, а есть усилие Божественной Воли в человеке. То что ты думаешь, делаешь, в отношении с другими, это сложный процесс в котором должна являть себя та скрытая традиция, культура, отражающая способ жизни, совпадающий с Личностью Человека, его Истинной Свободой. Такое понимание философии исключает марш во имя какой бы то ни было внешней цели, такой, например, как атеизм... Это совпадение внутреннего пафоса веры и Предмета Божества, который с этим пафосом изучался. Пафос веры, через который уже нет авторитетов среди людей, но только Бог.
2:8 Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;
« Последнее редактирование: 22 Декабрь 2016, 23:19:02 от Сергей Ваганов »
Помни! И Первое и Второе Пришествие, и Сам Бог есть Средство для того, чтобы отобразился в тебе Христос.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11918
    • Просмотр профиля

Re: Философия по Христу
« Ответ #1 : 23 Декабрь 2016, 07:13:33 »
Сергей, ну какое это восстание против внешних смыслов - сказанное в топике? Лишь продолжение внешней игры.

Сергей Ваганов

  • Сообщений: 17
    • Просмотр профиля

Re: Философия по Христу
« Ответ #2 : 23 Декабрь 2016, 19:39:57 »
Преобразование возможно только в двух направлениях души: в сердце и разуме, отсюда и разговор, где через речь можно выразить смысл. Премудрость, через которую Бог Творит мир, философ понимает через слово, потому что слово определяет мысль. Бог же  дает благодать понимания Премудрости, выраженной в слове. А глубина понимания возможна только при внутреннем изменении сознания которое это понимание сопровождает. Потому философия по Христу и философия по стихиям мира разные. Об этом мысль
Помни! И Первое и Второе Пришествие, и Сам Бог есть Средство для того, чтобы отобразился в тебе Христос.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11918
    • Просмотр профиля

Re: Философия по Христу
« Ответ #3 : 23 Декабрь 2016, 20:19:22 »
"Мелкий" философ понимает премудрость через слово. Но философ может приобщиться к Премудрости и надсловесно. Это важнее. И интереснее - услышать несказанные глаголы.

Сергей Ваганов

  • Сообщений: 17
    • Просмотр профиля

Re: Философия по Христу
« Ответ #4 : 24 Декабрь 2016, 09:36:04 »
Про это понятно. Но когда так говорят, то допускают ошибку в том, что начинают об этом говорить.
Слово есть форма выражения смысла, оно как символ, выражает неизреченное. Неизреченное само по себе без слова невыразимо и дается как целостное понимание от Бога, которое впоследствии разворачивается в слове. Это целостное понимание и есть Благодать которая дается в мысли в момент мистического единства с Ним.
Слово и понимание идут вместе в триадическом свете Бога: неизреченный Отец дает понимание в Духе в форме Слова как Сына.
Выкинуть слово, это все равно что разрушить Триединство, все равно что забыть о Сыне в Богооткровении. Другое дело, что каждый поймет настолько насколько получил благодати понимания, но это зависит от того, шел ли человек навстречу Создателю или только думал об этом.
« Последнее редактирование: 24 Декабрь 2016, 09:51:59 от Сергей Ваганов »
Помни! И Первое и Второе Пришествие, и Сам Бог есть Средство для того, чтобы отобразился в тебе Христос.

Skylander

  • Сообщений: 2254
    • Просмотр профиля

Re: Философия по Христу
« Ответ #5 : 24 Декабрь 2016, 10:04:13 »
Неизреченное может выразиться не только в слове. В картинах, музыке например. Или в самой жизни - внутренней и внешней, воспринявшего Неизреченное, в метанойе. Ведь Слово не только слово.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Философия по Христу
« Ответ #6 : 24 Декабрь 2016, 13:18:40 »
Философия Христа...

Здравствуйте, Сергей.

Довольно странное сочетание слов, непривычное (есть работа Эразма Роттердамского, так названная, но это уже из далекой области гуманистической теологии).

Христос Сам есть Премудрость Божия. Так понимали этот персонифицированный образ Писания ранние христианские авторы.

Притчи 8

Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; 23 от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. 24 Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. 25 Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, 26 когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. 27 Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, 28 когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, 29 когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: 30 тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, 31 веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими. 32 Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои! 33 Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него. 34 Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих! 35 потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа.


Ну, если можно так сказать Христос - Сам есть Мудрость, София, Логос... На мой слух плохо ложится это определение ("философия Христа"). Говорить о философии Христа - это воспринимать христианство на уровне учения (свода конкретных истин, постулатов и  определений).  У Христа и учения, как такового, нет. Есть звучащее Слово, воздействующее не столько через ум, сколько самой своей тональностью, обращением к духовному слуху, к сокровенному сердечному слышанию. Содержанием Слова  являются и все события Его жизни - Рождество, Крещение, чудеса, Крест, смерть, Воскресение...

Разницу можно ощутить, сравнив античные философские трактаты, посвященные этике, и библейские тексты Премудрости. Первые обращены к логике, убеждают доказательствами. А Премудрость просто говорит: послушай, сын, не будь плохим, будь мудрым, добрым, чистым. И что-то внутри откликается желанием послушания...

Кол. 2:8
Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею...


Не думаю, что понятие философии должно быть введено в контекст размышлений о Христе.

P.S. Вы рассуждаете по схеме: "прежнюю философию сменила другая - философия Христа, которая разрушила прежнее, сформулировала новое". А на мой взгляд, то, что пришло - это вообще не философия.
« Последнее редактирование: 24 Декабрь 2016, 13:32:42 от Elena »

Сергей Ваганов

  • Сообщений: 17
    • Просмотр профиля

Re: Философия по Христу
« Ответ #7 : 24 Декабрь 2016, 16:12:37 »
Нет, Елена, я не рассуждаю так, как вы пишите.  Вы рассуждаете по схеме: "прежнюю философию сменила другая - философия Христа, которая разрушила прежнее, сформулировала новое". Вы так написали из за того, что думаете, что это моя мысль, но это не так.
Вопрос в том, что философия слово греческое, но по смыслу не отличается  от любомудрия. Вопрос - любит ли Павел Премудрость Божью? Испытывает ли он любовь к Ней? Наставляет ли он в Ней братьев по вере? Конечно да.
Говорит ли Павел о том, что надо избегать знания Тайн Божьих, которые приготовил Бог к славе христиан? Нет.
Говорит ли Бог, что накажет тех, кто не будет иметь Его в разуме? Говорит.
Вот вы прочли текст и мы с вами разговариваем о смыслах того, что написано, хотим знать истинна или нет изложенная мысль. Вы высказываете суждение, желая знать то, что приблизит вас к Богу, написано ли это в тексте. Разве вас интересуют мирские рассуждения? Нет вы стремитесь к Премудрости.
Мы здесь не говорим о мирской философии по стихиям мира, а о той философии, что предназначена для христиан.
Христос преломил хлеб и обмокнув в вино дал ученикам. Зачем это символическое действие. Что мы должны помнить? Тело Христа - учение, а вино - Дух учения. Слово без вина Духа - мертвая буква. Но и Дух без слова - неизреченное томление. Это мы должны помнить. Благая Весть обращена к верующим в том, чтобы поняли Её через Дух Премудрости в Слове Истины. Благодать в мышлении состоит в открывающимся понимании этой Премудрости через слово.
Философия Христа звучит непривычно только тогда, когда внимание направленно на другое, на сердце, где Премудрость в служении ему на посылках. Должно же быть иначе: сердце должно быть обрезано, укрощено, как и ум человеческий обрезан, укрощен Премудростью в философии Истины Господа нашего Христа.
« Последнее редактирование: 24 Декабрь 2016, 16:28:21 от Сергей Ваганов »
Помни! И Первое и Второе Пришествие, и Сам Бог есть Средство для того, чтобы отобразился в тебе Христос.

Сергей Ваганов

  • Сообщений: 17
    • Просмотр профиля

Re: Философия по Христу
« Ответ #8 : 24 Декабрь 2016, 16:39:05 »
Христос, конечно, говорил притчами, иносказаниями, но к ученикам обращался без притч, прямо. Сам Он ничего не писал, но учение, как путь или метод, заложено в притчевой форме в истории Его жизни.
Почему Он есть Путь Истина и Жизнь? Потому что Его Путь есть метод становления человека к Богу. Это хорошо понял Павел, который говорил о том, что не знает ничего кроме распятого Христа.
Помни! И Первое и Второе Пришествие, и Сам Бог есть Средство для того, чтобы отобразился в тебе Христос.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Философия по Христу
« Ответ #9 : 24 Декабрь 2016, 21:22:03 »
Нет, Елена, я не рассуждаю так, как вы пишите. 

Хорошо. Значит, я вас плохо поняла.

Считайте, что мой текст имеют истоком не ваши мысли, а является отвлеченным рассуждением на тему "Христос и философия".

Цитировать
Благодать в мышлении состоит в открывающимся понимании этой Премудрости через слово.

А насчет слова мне близко ваше мнение о его вечной актуальности.

Неправильно сводить это понятие к ментальной оболочке смысла. Слово (логос) - это сам смысл. Он реализуется на разных уровнях, в том числе и через лингвистические элементы словесной речи. К слову также можно отнести и все, что каким-то образом воплощает в мир смыслы и идеи: это и иконы и музыка и архитектура...

Слово в итоге не упразднится, и это никак не противоречит прозрению, что "молчание - таинство будущего века". Слово будет звучать и в молчании.

Сергей Ваганов

  • Сообщений: 17
    • Просмотр профиля

Re: Философия по Христу
« Ответ #10 : 25 Декабрь 2016, 20:43:13 »
К слову вряд ли можно отнести иконы музыку и архитектуру, слово есть элемент языка, но музыку и все перечисленное можно отнести к высказыванию, которое можно сформулировать в слове. Слово и смысл это неразрывная пара формы и содержания, но содержание слова, его понимание мы получаем через Благодать этого понимания от Бога. С этого начинается Философия Христа, начинается только с рождения от Бога в Духе и Истине. Только с этого момента и никак не раньше, потому это очень высокий уровень имеющий дело с познанием Божественной сути, Его тайн, которые раскрываются только в Сыновстве. Перед Сыном Отец открыт и передал Ему все, Сын же передает все тому, кто родился в Духе от Бога через Него. Почему иссихазм, как внутреннее преобразование в движении к Духу, так важен? - потому, что глубина понимания связанна с изменением сознания. На сколько изменился - настолько и понял и наоборот.
Помни! И Первое и Второе Пришествие, и Сам Бог есть Средство для того, чтобы отобразился в тебе Христос.