В свое время Neovit открывал тему "О месте сосредоточения" -
http://hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3022.0, но она не пошла. Хотя для практикующих это достаточно серьезный момент практики умного делания.
Оптинское предание сохранило для нас замечательный рассказ, в духе древних патериков, о том, как посетивший Оптину Пустынь в 1856 году святитель Игнатий (Брянчанинов), искал в среде ее братства кого-нибудь из серьезно занимающихся Иисусовой молитвой, к которой уже и в то время во многих отечественных монастырях изрядно поохладели. Оптинцы указали Преосвященному на рясофорного послушника Алексия Зерцалова — будущего старца Анатолия (духовного отца о. Варсонофия), который действительно, опытно проходил святоотеческое учение об умной молитве. Епископ Игнатий принял его дружелюбно и ласково, и они долго беседовали о разных духовных предметах. Пройдут годы — старец Анатолий (Зерцалов) сам станет наставником юных, сам будет убеждением и советом поощрять своих пасомых к прохождению Иисусовой молитвы. На страницах журнала «Душеполезное чтение» в 1902—1906 годах были впервые опубликованы письма иеросхимонаха Анатолия к сестрам Шамординской женской обители, в которой целое десятилетие он был духовником. Основная тема этих дивных душеспасительных писем — Иисусова молитва, которая, по слову Старца «веселит сердца».
Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов):
"Молитву умственно держать можно и по болезни, и по немощам, и по случаю народа, и в службе. Ты старайся держать мысль с Иисусом не в голове собственно, а направляя несколько к персям. Тогда, конечно, грудь заболит, но без этого нельзя. Бог наш — огнь... А где нечисто — там и больно. Такая боль за недостоинство посылается, но со временем пройдет".
"Пока не вкусит человек (яко благ Господь), трудно непрестанно иметь в сердце Иисуса. Но пока держится молитва — не оставляй ее".
"Молитва Иисусова не может быть без тучи помыслов вначале. А после мало-помалу очищается".
"Молитва Иисусова не только не мешает, но даже способствует слушать чтение и пение и помогает обыкновенной церковной и келейной молитве, и услаждает, очень услаждает сердце, и дух делает мирным, и мысль дает светлую... Старайся смирять себя — и молитва скоро привьется. Только не спеши, а жди помощи Божией".
"А что радость разливается в сердце — это я тебе говорил: бывает. Иногда Господь желает подвижника утешить, видя, что он уже изнемогает, иногда же — от усиленного напряжения к этой молитве... Настоящие молитвенники через несколько дней чувствуют радость и сладость, которая из сердца разливается — и на всего человека. Но только опасно принимать ее [радость] без разбора, ибо и сатана преобразуется в Ангела света. А потому — будь осторожна: и принимать берегись, и отвергать берегись... Молитва прекращается — это обыкновенно от празднословия, обжорства, осуждения, и главное — от гордости".
"Когда будет утверждаться молитва, отнюдь не спускай внимания вниз. Иначе блудная страсть замучит. И это не есть прелесть, а дело естества, происходящее от неправильного умного делания. Вот если бы ты эту сладость приняла за благость, тогда была бы прелесть. Исправление начни с того — не спускай вниз внимания, а держи ум в средине сердца. А если он у тебя уж повадился лазить вниз, то оставь на время и займись чтением. Держись этого правила и не погибнешь. Молитвы же не оставляй. Такие уклонения случаются со многими".
"Сердечного места упруго отыскивать не должно: когда возрастет молитва, она сама отыщет оное. Наше старание — заключать ум в слова: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную! Святитель Димитрий учит: «Где ум, там и сердце». Что молитва прерывается, это иначе и быть не может. А если постоянно стоит, то, учат святые отцы: «Убойся. Это волчий путь».
"Странно спрашивать, как воду греть? Разумеется, положить углей и поджечь, и поддувать. А слезную воду, рождающуюся от теплоты чувств, подогревать тоже горячим углем — огнем. Видишь — охладевает (слеза), емлись (держись) крепче за Бога, Иисуса Христа Сына Божия, и закипит вода — слеза. Ноздренное дыхание впоследствии объясним. А пока вот немножко: ты дышишь чем? Ухом? Ведь ноздрями! Ну, вот тебе и все! Значит, соедини с дыханием молитву — вот и ноздренное дыхание".