***Если уж зашел об этом разговор, то можно рассмотреть, что в православии считается страстью, и как эти представления отличаются от "сексуальной энергии" во фрейдизме, и следовательно, насколько православная аскетика отличается от подавления и сублимации. Но это тема, скорее, для богословского раздела форума.***
Дельная идея. Хорошо, если б Вы, Евгений, взялись ее реализовать...
Несколько замечаний. Термины "сублимация" и "сексуальная энергия" уже давным-давно оторвались от фрейдизма и живут самостоятельной жизнью, да и фрейдизм видоизменился. Вопрос, насколько достижения (и терминология) современной психологии и психотерапии могут использоваться в православии, остается открытым. Очевидно то, что и разработки, и терминология психологии уже используются в православии вольно или невольно, осознанно и бессознательно.
Брань с блудным бесом разработана в православии сообразно не близкого нам времени, и изложена языком подвижников прошлого, которые действенно боролись с блудом. Приведу, думаю, не совсем пустую аналогию: когда с добрым оружием прошлого идут в атаку на войска, экипированные по-современному, то побеждает новая техника, а не виртуозное владение старой. Надо знать своего врага, надо знать и уметь использовать его приемы, надо развивать свое оружие на основе последних достижений, чтобы не терпеть постоянных поражений - и так от исихазма осталось одни пыльные фолианты. Да, сила "Лествицы" не иссякла и меч "Невидимой брани" не потерян, но духи злобы совершенствуют свое оружие, ставят новые ловушки, закрывают открытые в прошлом проходы. Брань утончилась и ужесточилась, в нее ввергаются массы, не остается укромных уголков для бегства, и по старинке воевать, махая мечом былой славы, не удается!
Кстати, сублимации нет в православной терминологии, потому что о ней заявлено много позже, чем сложилась сама терминология. Зачем отрицать явление, которое есть и затрагивает физиологию и психику человека, только по той причине, что о нем отцы не говорили явно? Разумнее дать правильную оценку. Помню на одном из первых телемостов в перестроечное время решали проблему секса. Так одна женщина умудрилась очень по-советски сказать, что у нас в Союзе такой проблемы нет.
Разве блудная страсть не обладает силой, которая разворачивается как блудное (значит и сексуальное) действование (энергия)? Разве воздержание не позволяет накапливать силы, которые раньше растрачивались на секс и на продолжение рода? Разве накопленные силы не находят применение в иных областях человеческой жизни? Для меня очевиден положительный ответ. А на известные заявления о том, что страсти якобы можно обратить в любовь к Богу также очевиден ответ: есть любовь Божия - она преображает страсти. Страсть, преображенная Божией любовью, будет сиять любовью к Богу.
Конечно, тема не простая...