+++Подскажите когда следишь за помыслами и стараешься им противостать что нужно в таком духовном состоянии.Вроде понимаю что нужна Господня молитва но без наставника всерьез занятся ей страшно. Наставника не имею активно год в церкви .Утренние и вечернии молитвы делаю внутренне, от этого приходит понимание где держишь ум .
+++А есть нагрузки психические, которые частенько наваливаются на меня после "дневного зноя". Тут бы, придя домой, встать на молитву... Но ум уже такой одебелый, что молитва тонет в трясине дневных энграмм. Невозможно лечь и поспать - голова возбуждена. Для меня это состояние очень опасное - потеряна трезвость ума.
Что можно тут посоветовать?
Прежде всего, я думаю, надо осознать причину такого состояния, механизм его возобновления. Помыслы, накапливаемые в течение дня психические переживания, исходят от сердца, от его нижней части. Но они настолько быстро проскакивают область между сердцем и умом, что ум, потерявший в течение дня контроль над сердцем, воспринимает их как свои собственные. По сути ум составляет одно с сердцем, но в отличие от благодатного состояния соединения ума с сердцем, это соединение ума с сердцем во грехе. Прежде, чем начать умное очищение сердца от насилия помыслов, необходимо разорвать связь ума с сердцем. Ум надо остановить, прекратить его насильственное кружение, вызываемое сердечными помыслами. Это очень важный шаг, и сделать его не просто, хотя, с другой стороны, нет ничего проще этого. Прежде все надо дистанциировать себя от помыслов. Например, так. Нужно вздохнуть, задержать дыхание и взглянуть на область помыслов со стороны, то есть со стороны ума и верхней части сердца, на нижнюю -- ниже левого соска. Этот вдох и выдох должен быть соединен с решимостью, лучше всего, начать жизнь заново, испытать новое рождение, или во всяком случае с такой, что все, что сейчас может произойти внешнего (пожар, землетрясение) или произошло в этот день, тебя решительно не интересует. Помыслы, после мгновенной остановки, перейдут в атаку, но уже не непосредственно на остановившийся ум, а из нижней части сердца. И нужно не сдерживать их усилием сердца, скрывая их тем самым от себя самого, а наоборот, расслабиться и предоставить им полную волю, чтобы молчащий ум с интересом пронаблюдал за ними со стороны и осознал состояние рабства, в котором он находится, если пренебрегает умным деланием. Такое наблюдение со стороны полезно и для очищения сердца, так как помыслы не любят, когда их дела обнаруживаются явно, и, не выдерживая взгляда молчащего ума, уходят. И в дальнейшем опасаются атаковать сердце, находящееся под наблюдением ума. Такой метод эффективен именно для тех, у кого сердце бесконтрольно порабощено помыслами, например, в течение дня. Именно по этому явным грешникам обратиться легче, чем видимым праведникам, им нужен для покаяния всего один шаг:-). В лругом состоянии, присутствия какого-то контроля, но неправильного, ум может обнаружить в сердце только пустоту и не увидеть никаких помыслов, пока не откажется и от своей видимой праведности.