Исихазм

Автор Тема: Помыслы и духовное состояние  (Прочитано 9488 раз)

Anonymous

  • Гость
Подскажите когда следишь за помыслами и стараешься им противостать что нужно в таком духовном состоянии.Вроде понимаю что нужна Господня молитва но без наставника всерьез занятся ей страшно. Наставника не имею активно год в церкви .Утренние и вечернии молитвы делаю внутренне, от этого приходит понимание где держиш ум .

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11918
    • Просмотр профиля

Помыслы и духовное состояние
« Ответ #1 : 16 Май 2005, 00:08:00 »
Нужна практика и постоянство. Конечно, краткая повторяющаяся молитва помогает удержать ум.

Вначале надо постараться увидеть приходящие помыслы. Предварительно:
1) найти тихое место и удобное время;
2) утишить ум и чувства, успокоить тело (иногда вечером после трудового дня можно поспать 15-20 минут);
3) во время же сосредоточения и  отслеживания помыслов стараться не уснуть и не уплыть в бессознательное состояние, т.е. быть трезвенным;
4) наблюдать.

Если ничего "не видно", наблюдать дальше, в следующий раз возвращаясь к такому наблюдению и т.д. Если мучает умственная лихорадка, постараться уменьшить объем дневных впечатлений: поменьше общаться, поменьше размышлять и читать, не смотреть TV...

Помыслы приходят со стороны или поднимаются изнутри. Обычно их вторжение в начале практики проходит незаметно, но можно поймать (мысленно) их хвост. Поймав, отвести от себя, ни в коей мере не воюя, не споря с ними, не рассматривая, и не прослеживая их дальнейшую дорогу. Это все зацепки, которые увлекают наше внимание. Отвел помысел в сторону и остался на горе своего внимания.

Это начальный этап, на который уйдет кое-какое время. Этот этап совершенно безопасен при одном условии: нельзя терять трезвенного состояния.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Помыслы и духовное состояние
« Ответ #2 : 16 Май 2005, 03:17:25 »
Цитата: Anonymous
Вроде понимаю что нужна Господня молитва но без наставника всерьез занятся ей страшно. Наставника не имею активно год в церкви .


Не следует бояться. Опытный наставник нужен только если Вы собираетесь заниматься "дыхательными методами". Для простой же умной молитвы опытный наставник не обязателен, достаточно читать св. отцов и руководствоваться ими. Молитвословия тоже помогают отвлечь ум от помыслов, но Иисусова молитва - более сильное средство, т.к. с ней легче держать ум трезвенным и нерассеянным.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

"тяжесть работ"
« Ответ #3 : 17 Май 2005, 13:38:15 »
Цитата: Alexander

2) утишить ум и чувства, успокоить тело (иногда вечером после трудового дня можно поспать 15-20 минут);


Когда Моисей призывал своих соплеменников покинуть египетское рабство, они не слушались его "по малодушию и тяжести работ" (так, вроде бы, в тексте Писания). Тяжесть работ - проблема с которой мне приходится все время иметь дело. Есть "тяжесть работ" от нагрузок физических (не раз наблюдал это на Афоне - особенно в Пантелеимоне - и в российских монастырях), когда так монахи "ухайдокиваются", что уже просто храпят на повечерии. А есть нагрузки психические, которые частенько наваливаются на меня после "дневного зноя". Тут бы, придя домой, встать на молитву... Но ум уже такой одебелый, что молитва тонет в трясине дневных энграмм. Невозможно лечь и поспать - голова возбуждена. Для меня это состояние очень опасное - потеряна трезвость ума.
Что можно тут посоветовать?

Олег

  • Гость
Помыслы и духовное состояние
« Ответ #4 : 17 Май 2005, 15:08:38 »
Да, вы верно сказали что такая обстановка в Пантелеймонвском монастыре! Но не так в некоторых греческих монастырях (Каракалоу, Григороу, Филотхеоу, Андреевский Скит). Мне кажется что можно от них учится: посвящать более времени молитве, особенно умной, чем каком бы то ны было любом делу?
Это впрочем смысл поучений находящихся в Откровенным рассказам странника, если помните! Физический труд ни кчему не ведет если нету умного, да?
Так и нам в  миру.
И еще там сказано что трезвость ума приобретается после долгого времни и устного произношениа Молитвы.
Мне сказал один монах афонский: пока не станеш 24 часа говприть молитву, ничего не получишь! Значит, надо много очень трудится, а не толко в одни определенные часы дня, а непрестанно, и на работе и везде, и тогда трезвение само собою явится. Так на Афоне говорят.
Простите мне,
О.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: "тяжесть работ"
« Ответ #5 : 17 Май 2005, 17:42:57 »
Цитата: Igor
Тут бы, придя домой, встать на молитву... Но ум уже такой одебелый, что молитва тонет в трясине дневных энграмм. Невозможно лечь и поспать - голова возбуждена. Для меня это состояние очень опасное - потеряна трезвость ума.
Что можно тут посоветовать?


Вечером вообще труднее молиться чем утром, груз дневных забот и усталость мешают. Лучше всего молитва идёт рано утром, поэтому я предпочитаю ложиться раньше и ранше просыпаться, часов в шесть, чтобы был хоть час для утренней молитвы. А что касается вечера, хорошо приучить себя, если есть возможность, немного поспать после работы. Это дело привычки, но очень освежает силы и позволяет отстраниться от забот, так что становится легче молиться вечером. А молитва в течении дня помогает не слишком возбуждаться и тонуть в трясине мирских дел.


Цитата: Олег
Мне сказал один монах афонский: пока не станеш 24 часа говприть молитву, ничего не получишь! Значит, надо много очень трудится, а не толко в одни определенные часы дня, а непрестанно, и на работе и везде, и тогда трезвение само собою явится. Так на Афоне говорят.


Аминь!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11918
    • Просмотр профиля

Помыслы и духовное состояние
« Ответ #6 : 18 Май 2005, 01:11:03 »
Тяжесть психических нагрузок можно уменьшить несколькими способами.
1) Очевидный и действенный способ, бьющий в лоб: облегчить ментальную работу, уменьшить словесное и эмоциональное общение с другими людьми.
2) Более тонкий подход: снизить значимость выполняемой работы или общения.
3) Регулирующий способ: умение создавать и находить небольшие паузы в работе, когда можно отдохнуть и успокоиться. При общении можно чуток :) отключиться от собеседника, слушая его краем уха, проверять (как бы сканировать) свое растрепанное эмоциональное состояние и внутренне налаживать его. Кстати, так и ненужная беседа скорее иссякнет.
4) Можно научиться умело выходить из-под пресса нагрузок по окончанию рабочего дня. В это время всегда есть небольшая свободная пауза, которую лучше не забивать никаким чтением, ни просматриванием и прослушиванием новостей, ни общением с друзьями и пр. Просто бесстрашно смотрим внутрь себя и видим хаос, который взрывается от внимательного прикосновения ума. И фиг с ним - пусть взрывается, а мы смотрим только с одной целью, чтобы нас далеко не снесло и не слишком закрутило. Ежели снесло, упорно возвращаемся на место пассивного (это важно!) рассматривания. Постепенно хаотическое мельтешение мыслей и эмоций стихает. Тут можно и поспать, о чем и Евгений говорил.
5) Вечерний сон (он не обязателен) должен быть легким и коротким. Я уже где-то на форуме говорил, что лежать надо на спине и входить в сон в молитвенном состоянии. Вначале "молитвенное" состояние действует, выбрасывая из сна, затем, наоборот, вгоняет в беспробудный сон, и, наконец, вводит в тонкий сон, после которого встаешь отдохнувшим со свежими силами.
Я пропускаю некоторые промежуточные этапы, которые проходятся по мере практики очищения, успокоения и подъема ума (именно подъема, который возможен после спуска в сердце). Когда созерцающий ум находится на (относительной) вершине, то он может дать разрешение более низкому уму совершать свою работу, будучи не затрагиваемым ею. Также и  эмоции, если обретена душевная глубина, могут развиваться наподобие плаща на ветру, но душевное тело будет непоколебимо.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Помыслы и духовное состояние
« Ответ #7 : 18 Май 2005, 18:23:22 »
+++Подскажите когда следишь за помыслами и стараешься им противостать что нужно в таком духовном состоянии.Вроде понимаю что нужна Господня молитва но без наставника всерьез занятся ей страшно. Наставника не имею активно год в церкви .Утренние и вечернии молитвы делаю внутренне, от этого приходит понимание где держишь ум .
+++А есть нагрузки психические, которые частенько наваливаются на меня после "дневного зноя". Тут бы, придя домой, встать на молитву... Но ум уже такой одебелый, что молитва тонет в трясине дневных энграмм. Невозможно лечь и поспать - голова возбуждена. Для меня это состояние очень опасное - потеряна трезвость ума.
Что можно тут посоветовать?

Прежде всего, я думаю, надо осознать причину такого состояния, механизм его возобновления. Помыслы, накапливаемые в течение дня психические переживания, исходят от сердца, от его нижней части. Но они настолько быстро проскакивают область между сердцем и умом, что ум, потерявший в течение дня контроль над сердцем, воспринимает их как свои собственные. По сути ум составляет одно с сердцем, но в отличие от благодатного состояния соединения ума с сердцем, это соединение ума с сердцем во грехе. Прежде, чем начать умное очищение сердца от насилия помыслов, необходимо разорвать связь ума с сердцем. Ум надо остановить, прекратить его насильственное кружение, вызываемое  сердечными помыслами. Это очень важный шаг, и сделать его не просто, хотя, с другой стороны, нет ничего проще этого. Прежде все надо дистанциировать себя от помыслов. Например, так. Нужно вздохнуть, задержать дыхание и взглянуть на область помыслов со стороны, то есть со стороны ума и верхней части сердца, на нижнюю -- ниже левого соска. Этот вдох и выдох должен быть соединен с решимостью, лучше всего, начать жизнь заново, испытать новое рождение, или во всяком случае с такой, что все, что сейчас может произойти внешнего (пожар, землетрясение) или произошло в этот день, тебя решительно не интересует. Помыслы, после мгновенной остановки, перейдут в атаку, но уже не непосредственно на остановившийся ум, а из нижней части сердца. И нужно не сдерживать их усилием сердца, скрывая их тем самым от себя самого, а наоборот, расслабиться и предоставить им полную волю, чтобы молчащий ум с интересом пронаблюдал за ними со стороны и осознал состояние рабства, в котором он находится, если пренебрегает умным деланием. Такое наблюдение со стороны полезно и для очищения сердца, так как помыслы не любят, когда их дела обнаруживаются явно, и, не выдерживая взгляда молчащего ума, уходят. И в дальнейшем опасаются атаковать сердце, находящееся под наблюдением ума. Такой метод эффективен именно для тех, у кого сердце бесконтрольно порабощено помыслами, например, в течение дня. Именно по этому явным грешникам обратиться легче, чем видимым праведникам, им нужен для покаяния всего один шаг:-). В лругом состоянии, присутствия какого-то контроля, но неправильного, ум может обнаружить в сердце только пустоту и не увидеть никаких помыслов, пока не откажется и от своей видимой праведности.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Помыслы и духовное состояние
« Ответ #8 : 18 Май 2005, 23:49:56 »
Братие, благодарю за советы. Тут мне есть над чем поработать. И лучше мне сейчас помолчать.
Храни Вас Господь.

Anonymous

  • Гость
Помыслы и духовное состояние
« Ответ #9 : 19 Май 2005, 13:38:09 »
Я хотел спросить, Александра и Евгения, имеют ли они молитву, и какую собственно?
И, сколько лет им?
И вот что: как я понял из письма этого брата Евгения из Москвы, сердце то каторое виновно за греховные помыслы, а ум - он тот каторый обольщаем этими помысламы, каторых принимает как своих, а не надо бы ему так, да? Я правильно понял? Так, под "умом" вы имеете ввиду мозговную часть "ума", да? Значит, эта часть просто надо соблюдать движения в сердце. И на пример, когда мне приходит сильное блудное желание, откуда собственно оно приходит? Потому что в основном оно чувствуется в мозге? Или из сердца? но таким образом что сердце "обольстило" ум чтобы он принял эту помысл как свое и нее занялся. Это диавольская тактика! ....Обольстило тогда как ум должен был быть стражом на своем посте, и блюсти этое самое греоховное сердце? Правильно ли я понял? (ибо мне очень неясные те места у Св. Отец, тат как много раз они говорят для сердце и ум одно и то же...).
А каким тогда образом ум надо наступаь?
Просто, если можете нанисать маленькую схему для меня об этом. Как, кто и каким образом кто действует и явлаяется?
Мне очен показалось справедливым то что бр. Евгений сказал что ум надо впервые отсечь от сердца!
Какое место во всем этом имеет то место духовного центра, вверх левого сосца?
Простите,
бр. Олег