Исихазм

Автор Тема: Борьба с гордостью  (Прочитано 24761 раз)

beibut

  • Гость
Re: Борьба с гордостью
« Ответ #150 : 08 Август 2011, 11:53:54 »
мне кажется что если читать жития святых где есть особые подвиги волей неволею смиряешься
допустим Симеона Столпника

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Борьба с гордостью
« Ответ #151 : 08 Август 2011, 12:54:41 »
Думаю читая Библию тоже можно смирится.

Например притча о подобии царствия небесного и посадки горчишного семени. Оно, думаю, самое маленькое потому что в смирении. 

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Борьба с гордостью
« Ответ #152 : 08 Август 2011, 17:25:48 »
Гордость, пишут отцы, как на коне, восседает на тщеславии, то есть на желании обнародовать свои мнимые заслуги. Поэтому и побеждается она противоположным, то есть самоукорением, опять же не во вне, не на показ, а перед Господом. Тогда при содействии божественной благодати делатель избавляется не только от тщеславия, но и от гордости как написано в (Исх. 15, 1) "поим Господеви, славно бо прославился: коня и всадника вверже в море", то есть в бездну смирения

У этого образа, коня и всадника, в отношении гордости и тщеславия, имхо, есть более буквальный смысл, чем можно подумать с самого начала. Гордость, как и гнев, -- это страсть раздражительно-аффектной части души, расположенной условно-предположительно в верхней части сердца (над левым соском), а тщеславие -- страсть пожелательной части души, расположенной условно в нижней части груди (под левым соском). Поэтому тщеславие хвалится и подпитывается обычно своими телесными (мнимыми и истинными) добродетелями. Таким образом, гордость буквально "восседает" на тщеславии как на коне, и вместе они составляют всадника, непримиримо воюющего, по выражению Макария Великого, на пажитях сердца (середине груди) против божественной благодати. Самоукорение перед Господом запинает ноги этому всаднику, превращая мнимые добродетели в зрение собственных прегрешений, и тогда Сам Господь является на этих пажитях и поражает коня и всадника, ввергая их (и все душевно-телесные составы) в море смирения

viktorioan

  • 3
  • Сообщений: 460
  • православие
    • Просмотр профиля

Re: Борьба с гордостью
« Ответ #153 : 22 Август 2011, 17:08:51 »
Кто то сказал, что человек гордый напоминает стружку соструганую с палешницы, и закручена она вокруг пустоты. Чем собственно человек может гордиться!? Бог приходит к тому кому хочет, и не по заслугам. Он сам выбирает. Человек может трудиться, но придет ли Он? Смиренного не уничижит, написано в Библии, ну и что? Да для смирения надо трудиться, но придет ли Он к миренному? Один Бог знает.

Чего же не хватало Великому Антонию?
 
Антоний (IVвек) ныне известен как столп православия, как основоположник монашества, как святой Антоний. Его почитают и католичество, и православие, с уважением относятся и другие конфессии. Его называют Отцом, кем он и является по праву своих подвигов, и той реакции свыше (Бога) на его жизнь. О нём слагали легенды, его дела передавали через поколения.
 Антоний, будучи еще молод, был на литургии  в церкви (литургия - совместная молитва). При произнесении слов: «еще одного не хватает тебе: все что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» Лк.18.22, он осознал, что эти слова есть обращение к нему. Он продал свое имение, а он был богат, так как получил наследство от родителей после их смерти, и раздал нищим.
Вначале он поселился уединенно у реки Нил, там и молился. Но как-то раз купались там обнаженные девицы, и своим видом смутили Антония. Антоний возмутился, и обратился к девушкам. Девушки же ему ответили: «Если это тебя смущает, то иди в пустыню, там никого нет». Всем известно, что буквально за Нилом начинается пустыня, которая ничего кроме сухих гор из рыхлой породы, и песка ничего не имеет.
Антоний последовал совету девушек и ушел в пустыню. Нашел он, где-то километров в двадцати - тридцати от Красного моря небольшой источник воды, и поселился в пещере ближайшей горы. От первоначального места отшельничества, и родника расстояние весьма великое, первое юг Египта, второе практически север Египта. Стоит отметить, что дожди бывают в Египте раз в несколько лет, и наличие воды в роднике достаточно удивительно, видимо каким-то образом морская вода, отфильтрованная землей, нашла точку выхода в пустыне. Предание говорит, о том, что данное место ему указал ангел. Молился и жил он в пещере горы, за водой спускался к источнику, проделать такой путь было весьма сложно. Автор был в этом месте, и поднимался в пещеру Антония, сейчас специально для паломников для этого сделана лестница в 1200 ступенек.
По прошествии тридцати лет, как говорит предание, поразил Антония дух тщеславия, страсть гордости, и мысль «Нет никого кроме меня достигшего такого срока уединения» не давала ему покоя. И как он ни старался, не мог он справиться с ним, и тогда он взмолился Богу, "прошу, помоги, избавь". Ангел указал ему место, куда следовать ему. Антоний отправился.
 В указанном месте, через несколько десятков километров, идя через пустыню, он нашел человека практически голого. В этом месте то же находился небольшой родник, и животные пустыни подходили к источнику и пили, не боясь этого человека. «Почему ты ходишь так?» спросил Антоний. «Я свободен как Адам, Христос освободил меня». И выяснилось, имя ему Павел, и что он 90 лет был в одиночестве, только листья пальмы служат ему одеждой, да несколько маслин пищей. В Египте Антоний и Павел почитаются христианами, как святые, по сей день. "Я не могу так" сказал Антоний.
 «Ну, тогда иди в свою пещеру, и молись о прощении своих грехов».
 Стоит отметить, что Павел в это же время, тоже молился Богу с просьбой прислать к нему кого-нибудь, кто смог бы его похоронить по христиански. Павел был уже стар и слаб, и не мог выкопать себе могилу.
Антоний был уже в то время известнейшим человеком в Египте. Про него осталось столько рассказов и  легенд, что можно писать целую книгу. Его ученик Макарий написал изречения святого Антония,  уже после его смерти, уже после, когда вокруг Антония организовалось общежитие. Так началось монашество, монастырь Антония, и монастырь Павла, который так же был заселен отшельниками по указанию святого Антония. Слава Антония просияла еще при его жизни. Об огромной его способности чудотворения знал весь христианский Египет, к нему стекались паломники со всех сторон.
 И вот когда слава его была в зените, явился к нему  ангел, и сказал: «Антоний, иди в Александрию, к башмачнику такому-то, у него есть то, чего  не хватает тебе».
Антоний тут же отправился. Найдя башмачника, он вошел к нему в дом и спросил, что знает он такого, чего он не знает. Надо сказать, что башмачник, чуть в обморок не упал, такой известный Боголюбимец и чудотворец, и к нему, к простому башмачнику не только зашел в дом, но и задает такие вопросы: «Что он, простой человек, башмачник, имеет такое, что святой не имеет!?». Он начал отнекиваться говорить, что нет ничего у него такого, и не знает он ничего. Но когда Антоний начал настаивать на своем, и сказал, что Бог через  ангела ему передал, что есть у него, башмачника, ТО, чего нет у него, он выпалил: «Не знаю никакого - такого учения отче, я только одно знаю, вижу это, что все вокруг спасутся, один я погибну!»


Одной фразы старенького Иоанна: «Ребятки! Любите друг друга!», было достаточно людям, что бы не только верить в Того кого не видели, но и прожить собственную жизнь иначе обычного!?

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Борьба с гордостью
« Ответ #154 : 22 Август 2011, 23:09:58 »
Цитата: beibut
Нужна помощь! я очень болею эти недугом
Кто нибудь может рассказать об эфективных методах борьбы с гордостью

А в чем именно проявляется ваша гордость? Можете описать конкретно?

P.S. Нашла:

Цитировать
Проявляется она, допустим, сделают мне замечание, а я негодую.

На любое замечание негодуете, или только на то, которое на ваш взгляд несправедливо?
« Последнее редактирование: 22 Август 2011, 23:40:35 от Elena »

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Борьба с гордостью
« Ответ #155 : 23 Август 2011, 00:02:05 »
На мой взгляд, у тщеславия и гордыни разные корни и разная суть.

Гордыня в чистом виде переживается наедине с собой, она основана на самоизоляции и на противопосттавлении себя всем (на чувстве исключительности). Это духовная порча, грех диавола.

Признак гордыни - взгляд на другого сверху вниз ("я лучше"). Вообще сам момент сравнения с другим. Порочной может оказаться и самооценка "я хуже", если она запрограммирована извне, как чаемый "идеал" (как реализация некоторых "православных" штампов). От сравнения нужно уходить (за исключением случаев, когда это нужно для дела - например вопросы профессиональной и творческой пригодности).

Тще-славие - это желание славы от людей. Это вряд ли можно пережить "в самом себе". Нужны зрители. Это душевный недуг, для реализации которого нужно людское сообщество.

Ну и не каждое желание славы (=признания) от людей порочно. Есть области, которые основаны на взаимодействии и нужна "обратная связь", реализуемая через оценку (в том числе положительную). Например, помощь ближнему. В некоторых сложных случаях (особенно, когда дело касается внутренней психологической помощи) не знаешь, как лучше помочь. Узнаем, что действительно помогли, когда есть благодарность. В этом случае ждать благодарения - это ждать смыслового маячка (чтобы знать, правильно ли поступил - а вдруг только мешаешь своим вторжением...)

Тщеславие - это желание высоких оценок ради получения внутреннего душевного удовольствия, а не в целях "функциональности".
 
« Последнее редактирование: 23 Август 2011, 00:16:35 от Elena »

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Борьба с гордостью
« Ответ #156 : 23 Август 2011, 10:02:50 »
Мне кажется что тщеславие и уныние две стороны медали которая называется гордость.

beibut

  • Гость
Re: Борьба с гордостью
« Ответ #157 : 16 Сентябрь 2011, 17:06:31 »
хорошая книжка про страсть неплохо написано
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3653259

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Борьба с гордостью
« Ответ #158 : 17 Сентябрь 2011, 15:24:56 »
Думаю любая обида это как всковырнуть занозу в сердце, она взялась в сердце когда человек грешил злостью.

Т.е. абсолютное смирение есть результат полного очищения сердца от этих заноз, тогда человека невозможно обидеть.

Метод очищения терпение обид и ИМ. Т.е. это метод получения смирения.

Думаю что здесь есть и количественные показатели, например 1000 раз грешил 1000 раз терпи обиду для получения абсолютного смирения.
Пример грубый.

 

beibut

  • Гость
Re: Борьба с гордостью
« Ответ #159 : 27 Сентябрь 2011, 18:29:45 »
по страстям неплохо написано
http://azbyka.ru/dictionary/17/borba_so_strastjami-all.shtml