Исихазм

Автор Тема: Центрирующая Молитва Синтии Буржо  (Прочитано 7398 раз)

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Центрирующая Молитва Синтии Буржо
« : 14 Февраль 2015, 21:38:53 »
Для затравки  8-)

Цитировать




Синтия Буржо
Центрирующая Молитва и основы недвойственной осознанности
(фрагмент выступления на конференции SAND 2012)**



...Я – младший техперсонал, где-то посредине шкалы (показывает), работаю с христианами, у которых разбито сердце (смеется). Часто говорю людям – не знаю, то ли я акушер, то ли работник хосписа. (смеется). В этом смысле хочу предложить вам  полевой отчет, о Центрирующей Молитве и о посеве семян недвойственного сознания.

Внутри религии процесс обсуждения подобных вещей протекает ужасно медленно. В первый раз я услышала о конференции SAND, когда была в аэропорту, а со мной в зале ожидания сидели двое, возвращавшиеся с этой конференции. И кто-то спросил, были ли там докладчики-христиане, и другой ответил ему – нет. Почему? Потому что христиане не посещают конференции о недвойственном сознании(смеется). Так что я глубоко взволнована тем, что я здесь, взволнована оттого, что такие беседы нужны людям.

Собственно говоря, многие из Вас знают про период 70-х, когда в христианстве начинается движение, активное движение по развитию методов медитации. Вдруг, в 70-х мы получили два доступных медитативных  метода.  Медитация, понимаемая в широком смысле слова, c точки зрения Востока. И христианская медитация, и центрирующая молитва (ЦМ) были разработаны христианскими монахами, имевшими весомый практический опыт, насельниками весьма почтенных обителей. Ими был предложен путь практики, альтернативный  обычной медитативной практике Христианской Медитации – это когда христиане садятся на молитвенный стул или на циновку и предаются медитации. Христианская Медитация, в ее классическом варианте – это мантрическая медитация, так научили основателя этой медитации, отца Джона Мэйна, пакистанские индуисты. Практика Христианской  Медитации передается так: просто начитывайте мантру, снова и снова.

Но ЦМ – лошадка совсем иной масти. И когда мы только начинали работать с ней, никто из нас не знал, насколько же иной окажется эта масть. Хочу поговорить с Вами об этой молитве.

Основоположником ЦМ является отец Томас Китинг, который был одним из 4-х монахов из монастыря траппистов, что под Бостоном, и они разработали эту практику. ЦМ основана, отчасти, на классическом трактате мистика 14 века, под названием "Облако Неведения". Эта молитва была приведена к формату, который о.Китинг предпочитает называть "обновленным форматом", чему способствовали наши друзья – буддисты и сообщество трансцендентальной медитации (ТМ), они помогли создать то, что нетрадиционно для христианства.

В том, что традиционно составляло структуру христианской духовности, нет такой компоненты как медитация. Да, есть в этой структуре нечто схожее с медитацией, но для того чтобы увидеть, нужно знать, куда смотреть. Это схожее называется созерцательной молитвой, ее возможно было найти преимущественно в монастырях, вплоть до 70-х годов. Созерцательная молитва была тщательно укрыта внутри базовой практики. Базовая практика – это чтение Писания и молитва, которая называется lectio divina, когда монах читает Священное Писание, пару параграфов или даже пару предложений из Библии, обдумывает их, размышляет над ними, и под конец просто пребывает в этом присутствии, в каком-то состоянии, напоминающем внеконцептуальное безмолвие.

Что же сделал Томас Китинг? Он просто взял то внеконцептуальное безмолвие, которое монахи обретают в одиночестве своих келий, и ввел его в саму практику, которую Вы можете выполнять, сидя, держа в руке колокольчик, чтобы его звоном отметить начало и окончание сессии практики. И сегодня десятки и сотни тысяч христиан по всему миру практикуют эту медитацию. Она стала для многих христиан в своем роде безопасным путем, которым приходят ДОМОЙ и начинают по-новому смотреть на традицию. Но также, это перемена образа мыслей христианина. Особенно, это касается центрирующей молитвы (ЦМ).

ЦМ, в сравнении с прочими методами медитации, несколько отстала в развитии. Например, Христианская Медитация, традиционная, – это прямолинейная медитация с использованием мантры. Практиков Христианской Медитации просят  – сядьте на свой коврик и повторяйте слово "МАРАНАФА", полчаса. Это – арамейское слово, родной язык Иисуса, и означает – "Гряди, Господи".

Но ЦМ начиналась и развивалась, в частности, по наставленим Томаса Китинга, причем весьма парадоксальным наставлениям. В ней нет стабильного использования мантры. Наставления же таковы: когда Вы распознаете, что вовлеклись и прилепились к той или иной мысли, тогда возвращайтесь к тому, что мы называем в ЦМ "твое священное слово".

Как работает ЦМ? Вы приходите домой, садитесь на свой стул для медитаций, с намерением – быть открытым в глубине своего существа, Богу, Божественному Источнику, Реальности, Космосу, Вселеннной – какое бы Вы слово не использовали для личного определения духовного, которое Вам помогает. Какое бы то ни было слово, лишь бы оно для Вас обозначало Всевышнее. Будьте полностью открыты Ему – глубже чем мышление, глубже, чем эмоции, глубже чем образы, и даже глубже чем присутствие т.н. "свидетеля/наблюдателя" ("Я Есть", просто присутствую во всем этом ) – отпустите все это.

Вот, таково намерение. Как же нам сделать его более эффективным? Когда возникают мысли и Вы начинаете их думать, что происходит постоянно, ведь так работает наш ум, тогда Вы делаете то, что мне нравится называть "заключение сделки": едва поймали себя на мысли – отпустите эту мысль.  Так что ЦМ основана на повторяющемся отпускании мыслей, едва Вы уловили себя на том, что уже начали думать.

Это создало серьезное замешательство, даже я бы сказала, сильный стресс, в общине медитирующих. На протяжении примерно 20 лет существования ЦМ люди пытались уяснить, что же это за практика? И многие учителя традиционной медитации идентифицировали эту практику как практику недостаточной осознанности. Люди пытаются быть осознанными, но вот приходит мысль и они уже переключаются на медитацию с мантрой, и снова произносят свое "священное слово". А кто-то даже говорил, что практики ЦМ приводят свой ум в состояние "затонувшего ума" – иными словами, мыслей нет, но и "дома" тоже  никого нет (смеется).

Так что, никто толком не знал, что это за новая методология. Пока в один прекрасный день...я тогда уже практиковала ЦМ около 10 лет и вдруг вспомнила историю, которую мне рассказали на одном из первых семинаров по ЦМ. Тогда сам о.Томас Китинг проводил этот семинар, он давал введение в практику ЦМ для нескольких человек. И вот одна монахиня встала – спина очень прямая, лицо очень напряженное и говорит:

– Отец Томас, я потерпела полное поражение в практике этой молитвы. За 20 мин молитвы у меня было 10000 мыслей!
– Просто замечательно , – сказал о.Томас, не сбивая при том  ритм беседы, – это 10000 возможностей вернуться к Богу.

И вот в этом весь трюк – метод ЦМ движет то повозку впереди лошади, то лошадь впереди повозки, если сравнивать с обычной практикой. Речь не идет о том, чтобы разогнать и расчистить мысли и войти в Богообщение, в нерушимом безмолвии – нет, практика ЦМ это иное, это практика повторяющегося отпущения. Мы отпускаем, отпускаем внимание, из состояния привязанности к воплотившейся мысли. И пребываем, вплоть до следующей мысли. Вот что в  ЦМ гениально – это идея о том, что можно работать с тем, что западный человек всегда имеет под рукой, в неисчерпаемом запасе. Можно работать с мыслями. За 20 мин как типичный западный человек, я получаю отличнную аэробику, разминку с нагрузкой. Тренирую ту свою мышцу, которая ОТПУСКАЕТ. И это очень важно, потому что я начинаю осознавать свое тело, а это очень важно.

И вот что мы делаем в действительности – просто сидим и отпускаем, мысль пришла – отпускаем, грезим наяву некоторое время, обнаруживаем это и отпускаем. За время типичной сессии ЦМ у Вас будет 5-6 или 50-60 успешных попыток, когда Вы перенаправите свой ум:  из состояния, когда внимание заперто в мысли – вот в такое состояние (распахивает руки), в практике отпускания. Хочу дать очень краткий теологический комментарий этому явлению, и более расширеный комментарий с т.з. нейрологи.

С т.з. теологии, я наконец осознала – то, что мы делаем, что мы практикуем, это – ОТПУСКАНИЕ в действии. И это именно то действие, что описано в одной из строк Нового Завета, в древнем гимне из Послания к Филиппийцам, которое, теоретически, написано ап.Павлом. В послании сказано,  что и в нас должен быть тот же ум, что видим во Христе*. И Павел продолжает – тот, кто желает войти в состояние Божье, не должен считать, что у Бога есть некие качества и надо за них уцепиться. Напротив, Бог опустошает, упраздняет себя – от греческого слова экеносен, откуда наше слово – кеносис, для обозначения практики. Итак, Он себя упраздняет, опустошает и принимает состояние раба, рожденного в подобие человека. И так можно продолжать излагать, дальше и дальше, петь теологические хвалебные гимны, но вдруг я говорю себе:

"Ага! Иисус учил методу, и когда ты видишь этот метод, то видишь его уже повсюду!" И этот метод таков:"Отпусти!". Что и есть фундаментальная практика не-привязанности.

И когда смотришь, видишь в этом наставления для людей: отпусти то, во что ты вцепился. Богач, что не может войти в Царствие, потому что уцепился за свои деньги. Фарисей, который не может увидеть то, что у него прямо под носом, что смотрит ему прямо в лицо, потому что он вцепился в свои парадигмы.

Ум, будучи в состоянии привязанности, идентифицирует себя со всем. Тогда практикуешь:
 
отпусти!
отпусти!
отпусти!
отпусти!

А Центрирующая Молитва (ЦМ), значительно отошла от того, что было в ней заложено отцом Томасом изначально. Центрирующая молитва  создает в людях паттерн. Нейрологически, мал-помалу, ЦМ создает в людях способность совершать такое действие –  отпускающее, кенотическое действие.

Очень интересно то, что нам поведали исследователи из Калифорнии, институт HeartMath. Он рассказали, что происходит с т.з. нейрологии, когда человек реагирует на стимулы. И на "сейчас", в котором человек пребывает, оказывает необычайно сильное влияние – то, какие части мозга присоединены или какие нейропотоки активированы. И если мы реагируем на изначальный  стимул вот так (отшатывается с гримасой, вскрикивает, отталкивает от себя воздух руками) – то есть застываем, напрягаемся, вцепляемся, упорствуем, – это  то, что институт HeartMath называет негативностью. А  физиологически это может быть описано как сжатие/ограничение. И тогда происходит БУМ! это сообщение дошло до миндалевидной железы (эмоциональная память). И подается сигнал:
Опасно! Опасно! Опасно!

И бинарный ум тотчас выскакивает, решить вопрос, сражаться с проблемой, с помощью примитивных защитных механизмов, под завязку накачанный тестостероном и адреналином. То есть, идет реакция от примитивнейшей части мозга. И как пример №1, приведу Вам компанию  американских выборов 2012 года (смех в зале)...

В момент начального столкновения с чем-то, что вошло в наши "чертоги", у нас проявляется реакция – АХ! , и тогда мы учимся откликаться не сжатием/ограничением, а расширением/простором. Смягчиться, открыться, пребывать в присутствии, в не-реактивном поведении, – все это эмоциональные слова для обозначения состояния не-ограничения. Иной нейрологический маршрут. Задействованы более "продвинутые" участки мозга: передняя часть мозга, неокортекс,  префронтальная кора...а ритмы мозга и сердца подстраиваются следом. И мы видим, что теперь вся нейрология, вся система поддерживает то, что знали мистики, во всех школах – Иисусовой, буддийской, во всех школах не-привязанности: всякое движение, когда мы отпускаем, не держим, надо понимать не как духовное отношение, но как базовую физиологическую способность. Мы пытаемся поступать по морали, не понимая, что
все должно быть решено на уровне тела. Отпускание – это прежде всего, физиологическое действие, это  образцовый отклик. Центрирующая Молитва (ЦМ) создает в людях импринт такого отклика, запечатляет этот отклик. Мал-помалу, мысль за мыслью, мы отпускаем, отпускаем, отпускаем. Развиваем это действие, как отклик на реальность, по умолчанию. Да, это не панацея, людям приходится работать, чтобы пребыть в мире не от мiра. Но у Вас не получится быть не от мiра, если имеете в себе этот мiр.
А этой духовной практики у нас не было почти 2000 лет.

– "О, надо любить как Христос! Быть благим как Христос! Отдавать..."
– Оу, йе! Я камень, а ты валяй, расскажи мне, как расправить крылья и полететь к морю! (изображает в лицах диалог)

Пока не начнем на самом деле работать с "электропроводкой сердца"...а великие учителя-мистики, которые вновь открыли это действие отпускания, даже не описывали это действие никакими нейрологическими терминами, но начали складывать вместе те фрагменты, которые способны физиологически поддерживать недвойственную операционную систему (человека). Так что, вот первый фрагмент – работать с кенозисом, с не-цеплянием, с отпусканием. Речь не об отречении, не об отталкивании – многие выполняют ЦМ так: я отталкиваю прочь свои мысли! Но такое действие – неверное. Мы просто отпускаем то, о чем думаем, предмет наших помышлений. А если другая мысль выскакивает – мы делаем то же самое, потому что мы работаем вот с таким действием (широко распахивает руки). И мы усваиваем то, что движения сознания – в том, чтобы отпустить себя, а не в том, что там произойдет потом, после этого отпускания. Весь момент – в этом (распахивает руки).

Скажу еще по поводу ЦМ, о том, что очень интересно,поскольку лежит в основе физиологии недвойственного сознания. Я говорю о всей конфигурации нашего внимания. В ЦМ мысль определена как ЧТО УГОДНО, на чем фокусируется Ваше внимание. Мысль может идти от интеллекта, например:"что на самом деле означает – космическое сознание?" Мысль может быть щекоткой в носу, движением, видЕнием, – всё что угодно, что сводит Ваше внимание в фокус. Это мы называем мыслью, и эту мысль Вы должны отпустить. Это очень интересно, ведь получается, мы снова и снова, в практике ЦМ, работаем над переводом внимания, из его обычной конфигурации (субъект-объектное разделение) –  в способность удерживать форму этого внимания, в безобъектном присутствии.

Люблю строчку поэта Руми, где он не говорит о внимании, но он говорит о трепещущей (мелко вибрирующей) капле ртути. Ртуть может существовать в двух формах – расплющенная, и собранная в каплю, когда она вибрирует. Что если внимание может делать то же самое? И что, если мы способны удержать наше внимание, не как мост связующий субъект и объект (а ведь именно так внимание работает в двойственном уме). Но внимание – как поле, которое имеет энергию коммутации, вибрирующее подобно капле ртути. Безо всякого объекта, к которому нужно подсоединиться. И такой формат внимания называется в некоторых тибетских традициях чистой осознанностью, ригпа [другие названия – мгновенное присутствие, обнаженная осознанность или изначальная природа ума].

Я не настолько наивна, чтобы утверждать, что начинающие практики ЦМ получат переживание ригпа. Но есть связующее звено, поскольку, когда для Вас становится комфортно – держать внимание вот в такой форме, тогда такая возможность возникает – и снова, на уровне физиологии, Вы сможете воспринять это, от Единого.

Что касается меня, то мои определения – функциональные и метафоричные. Но я предпочитаю не говорить "эго", "единение", "истинное Я". Предпочитаю вместо "эго" употреблять термин "эгоистическая операционная система", поскольку эго – это лишь мираж "я", который возникает при запуске "эгоистической операционной системы", которая запрограммирована на восприятие реальности посредством различения, разделения субъекта-объекта, снаружи-внутри. Это все – части структуры ума, которая позволяет нам организовать визуальное поле, чтобы мы могли действовать в нем. Но восприятие иного рода, воспринятое от Единого, физиологическая основа недвойственной осознанности, позволяет уму, или как его называет древняя традиция, "уму в сердце", воспринимать все с голографическим резонансом. Иными словами, Вы находите свое место в картине, поскольку Вы уже можете откликаться тем, что похоже на сонар летучей мыши: Вы враз охватываете всю картину, в целом, и Вам нет нужды делить поле на внутреннее-внешнее и нет нужды обуславливаться каким-то "я", наделяя его уникальным характером и идентичностью, чтобы "я" отслеживало все это разделение. Вы сами смещаетесь – от волны к частице, или от частицы – к волне. И течете. И Вам не надо – развивать локализованную индивидуальность. Это – восприятие изнутри, той капли ртути, что есть – единое Целое.

Я говорила с людьми, о многих схемах уровней сознания, многие из схем знаменитые – спиральная динамика, например. Но в них во всех неверное допущение: то, что в них называется "вторым сознанием", "единением", "недуальным", "космическим сознанием" и тд – это всего лишь научение ума новым фокусам. А подлинное смещение, перемена  – это утверждение ума в сердце, когда ум и сердце работают вместе, запуская программу недвойственности, которая и способна воспринять Единое.

Старый картезианский ум не может воспринимать Единое! Поскольку его операционная система зависит от разделения. Спросите человека с обычным умом: "покажи мне свою уникальность". И он немедленно начинает думать: "о уникальный – значит, то, что отличает меня от остальных!" И тотчас начинает говорить – мой жизненный опыт, мои навыки, мои характеристики и так далее. А уникальный означает –один, монос, юникос – тот, кто един в Бытии. Но, когда мы всё воспринимаем из разделения, мы не слышим Единое. И мы не делаем Единое...

=============================================

* Фил. 2:5. Синодальный перевод: "в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе" неточен.
Зато в ц.-с. сказано "сие бо да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе"

** с сайта конференции SAND:
"Миссия конференции "Наука и Недвойственность" (SAND) –
в том, чтобы выковать новую парадигму духовности, не продиктованную религиозными догмами, но такую парадигму, которая базируется на безвременных традициях мудрости всего мира. Духовность, напитанную информацией с переднего края науки и основанную на непосредственном опыте."

видео выступления — здесь:
http://www.youtube.com/watch?v=b2SRVr89GFU



прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Центрирующая Молитва Синтии Буржо
« Ответ #1 : 14 Февраль 2015, 21:52:36 »
- данный перевод - транскрипт, так что прошу прощения, если допустил неточности,
равно как и в остальных переводах.
- в квадратных скобках в тексте и под "звёздочками"  - мои примечания.
- обратите внимание, с какой легкостью, и при том с осведомленностью, епископесса христианской церкви вступает во внеконфессиональное общение: с учеными, и с исследователями/последователями недвойственных внутренних традиций...

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Центрирующая Молитва Синтии Буржо
« Ответ #2 : 15 Февраль 2015, 00:13:00 »
...А история другой созерцательной молитвы, Центрирующей Молитвы (ЦМ), которую уже много лет тысячи христиан активно практикуют во всем мире - совсем иная. Ее корни - в восточной традиции, и отчасти поэтому материалы о ЦМ буду размещать в теме "Диалог". Центрирующая Молитва нераздельно связана в практике школы Синтии Буржо, с молитвой, которую мы обсуждаем в данной теме.
...

   Не было никакой необходимости помещать в Диалог.

   Дело в том, что все эти приёмы и методы есть в творениях Святых Отцов, по сути - это вариации "презрения" (гордость не терпить презрения, не обращения внимания).
   Можно бороться со страстями, можно бороться с мыслями и возвращаться к словам и смыслам (молитвы и текста).

   А можно презреть страсти и помыслы, когда видишь их. Осознав их, отвернуться (отпустить). Самому же вернуться.... как Антоний Сурожский описывал, к вязанию в присутствии Божием. Руки вяжут, часы тикают, мыслей нет, есть присутствие Божие, и моё. Мы вместе.

   Собственно, созерцательное пребывание во внутреннем сердце (возвращаясь к основному способу нашего преображения в молитве) возможно в двух вариантах - или молитва (а при других мыслях - выкидывает обычно из присутствия Божия), либо... - не-молитва. Присутствие. И оно - полнее и лучше, потому что не затуманиваем своим несовершенством присутствие Божие (если таковое уже есть, конечно).
   А возвращение в спокойное море невозможно в борьбе - поэтому, именно (отпускание) плавное переключение, без раздражения и погружения в мысли (например, как святые описывали возвращение ума снова и снова к предмету молитвы, или к состоянию созерцания - т.е - присутствия (или ожидания этого присутствия Бога) - круговое движение ума). Пока к этому безмятежному (без борьбы и действий) состоянию не привыкнет ум.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Центрирующая Молитва Синтии Буржо
« Ответ #3 : 15 Февраль 2015, 11:59:50 »

   Не было никакой необходимости помещать в Диалог.

   Дело в том, что все эти приёмы и методы есть в творениях Святых Отцов

   А можно презреть страсти и помыслы, когда видишь их. Осознав их, отвернуться (отпустить). Самому же вернуться.... как Антоний Сурожский описывал, к вязанию в присутствии Божием. Руки вяжут, часы тикают, мыслей нет, есть присутствие Божие

Не совсем согласен, метод отсечения и метод отпускания принципиально отличаются, хотя эксплуатируют похожие состояния практикующего, состояние оскорбленной невинности, состояние я же подвижник а тянет к долу а не горе, значит надо это долу отсечь, отпустить, или наесться до безумия что бы затошнило и никогда больше не захотелось. :-D

Не хочет человек признать очевидное вот и извращается как может, хотя чем бы дитя не тешилось лишь бы не плакало :-D

А святые отцы именно к плачу и призывают, отвергают самоуспокоенность, как идти за Христом если ты уже пришел к истине,

вот и идет Истина дальше, а подвижник сидит у своей такой простой и уютной истины, поклоняется ей, приносит ей жертвы.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Центрирующая Молитва Синтии Буржо
« Ответ #4 : 15 Февраль 2015, 14:32:38 »
Aндpeй, есть практика отсекания (активного) помыслов, есть практика безмолвия священного (ухода от активного отсекания, ухода от помыслов - но вначале нужно их осознать... :) ), в православии.
Если вы не пробовали, или не можете, или не читали о ней - это не значит, что её нет.

Поменьше возражений, побольше практики. :)
(И про литургию - мало знать её наизусть. Попробовать можно читать молитвы священника - о себе, чтобы не надорваться. Священник - о всех, а вы -  о себе. И таким образом войти во внутреннюю суть. Потому что внешняя часть, увы, неполна.)
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Центрирующая Молитва Синтии Буржо
« Ответ #5 : 15 Февраль 2015, 19:36:09 »
"это очень важно, потому что я начинаю осознавать свое тело, а это очень важно." Могу полностью присоединиться, хотя  мне здесь приходилось  по этому поводу дискутировать . Но все же - важно , не значит -  достаточное или главное.
посмотрела видео:  возможно для докладчицы  это пока действительно очень важнее всего,   т.к. губы  у нее очень зажаты. По моему опыту - так бывает у людей с очень активным и напряженным  мышлением.
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Центрирующая Молитва Синтии Буржо
« Ответ #6 : 29 Март 2022, 00:41:03 »

[quote author=Из книги Синтии Буржо: "Сердце Центрирующей Молитвы: Недвойственное Христианство в Теории и Практике"]Обучение Центрирующей Молитве начинается, когда ты разучился выполнять почти всё из того, что, по твоему мнению, представляет собой медитация:

- Центрирующая Молитва - не про достижение состояния блаженства, покоя или безмятежности;

- не про наработку "одноточечной концентрации";

- не про формирование устойчивого "Я есть" или  присутствия "свидетеля";
- не про снятие стресса, и не про улучшение физического или эмоционального состояния (хотя это - действительно распространенные побочные эффекты ЦМ);

- не про получение посланий от Бога;

Тогда о чем же Центрирующая Молитва?

По сути, метод Центрирующей Молитвы заключается в том, чтобы научиться отстранять внимание от мыслей - этих непрекращающихся творений наших загруженных умов - для того, чтобы покоиться в мягкой, открытой внимательности к самой божественной реальности. Это мягкое освобождение от мыслей известно в учении о Центрирующей Молитве как "согласие на присутствие и действие Бога". Это несложно выполнить, но поначалу  трудно оценить.

В Центрирующей Молитве под мыслью понимается всё, что фокусирует твоё внимание в  точку. Это может быть идея, но может быть и вИдение, воспоминание, эмоция или даже зуд в носу. Если это захватывает твое внимание,  это и есть мысль, и основная инструкция заключается в том, чтобы просто отпустить ее, мягко высвободив из захвата твоего внимания. Если на её месте тут же всплывёт другая мысль, это не страшно; отпусти и её.

Эта простая история передает суть Центрирующей Молитвы. По сути это путь возвращения, в котором всякий раз, когда ум освобождается от привязанности к конкретной идее или впечатлению, мы переходим из более тесного и зажатого состояния сознания в ту  открытую, рассредоточенную осознанность, в которой наше присутствие в божественной реальности дает о себе знать на совершенно ином уровне восприятия. Именно это, возможно, и имел в виду автор духовной классики XIV века "Облако Неведения", когда он сказал: "Бога возможно удержать и возлюбить с помощью любви, но с помощью мысли - никогда". "Любовь" -  фирменное слово этого автора для обозначения той открытой, распахнутой, рассредоточенной осознанности, которая постепенно позволяет иному, более глубокому способу познания напитать все твое существо.

<+>

Когда я разговаривала с людьми, которые отмечали трудности с начальной практикой Центрирующей Молитвы, то практически в каждом случае проблема заключалась в том, что они переусложняли ЦМ. Трудность Центрирующей Молитвы - не в том, что она сложна, но в том, что она очень, очень проста. "Десять тысяч возможностей вернуться к Богу": если сможешь просто удержать это в голове, то остальная картина постепенно выстроится.

Непосредственные следствия этой простоты таковы:

Во-первых, когда ты садишься выполнять эту практику, тебе не нужно фокусироваться на том, чтобы отогнать мысли или не давать им возникнуть. Работа Центрирующей Молитвы не делается на "переднем плане": она не происходит в твоей способности получить доступ и удерживать состояние открытости или неподвижности, нет. Работа происходит на "заднем плане", в тот самый момент, когда ты осознаёшь, что вовлечён в мысль, и стремишься отпустить эту мысль. Именно твоя решимость, плюс тонкий, неуловимый, но реальный сдвиг в энергетическом поле твоего внимания, когда ты высвобождаешь внимание из объекта, и выполняет этот трюк.

Во-вторых, это означает, что Центрирующая Молитва - абсолютно беспроигрышная практика. Что бы ни происходило с тобой во время медитации, всё просто превосходно. Если ты устраиваешься в кресле или на молитвенном стуле и тут же погружаешься в двадцать минут глубокого безмолвия - отлично! Ты испытал глубочайший духовный покой. Если же ты сидишь, и каждая минута из этих двадцати минут ощущается тобой как двадцать минут, и твой разум терзают мысли, но ты всё равно делаешь всё возможное, чтобы отпустить их, - и это тоже замечательно! Ты получил отличную физическую тренировку для своей "мышцы" принятия.

По мере выполнения этих занятий ты увидишь, что я говорю не только образно. Пока же, я просто хотела бы подкинуть идею о том, что настоящая работа Центрирующей Молитвы заключается в том, чтобы заложить внутренний фундамент для совершенно иного вида духовной внимательности. Она не работает ни с острой ясностью ума, которая ценится во многих медитативных практиках, ни с принудительной однонаправленностью воли. Позже мы увидим, почему этот путь восприятия, который открывает Центрирование, действительно уместно назвать "вниманием сердца". Этот путь восприятия постепенно приведет тебя в совершенно новую реальность, которую некоторые уподобляют "облечению в Ум Христов".
[/quote]

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Центрирующая Молитва Синтии Буржо
« Ответ #7 : 30 Март 2022, 00:51:44 »
В предыдущем посте я выборочно перевел сущностное из "Урока 1". Идем дальше.

[quote author=Из книги Синтии Буржо: "Сердце Центрирующей Молитвы: Недвойственное Христианство в Теории и Практике"]УРОК 2

Намерение - Это Всё

"Центрирующая Молитва выполняется не вниманием , а намерением", - неоднократно напоминает Китинг своим начинающим ученикам. В отличие от других методов медитации, Центрирующая Молитва не предусматривает создание объекта для вашего внимания - будь то повторение мантры, следование за дыханием или наблюдение за возникающими мыслями. Скорее, вы просто отводите свое внимание от всего, что его фокусирует, и снова и снова возвращаетесь к своему основополагающему намерению - то, что в "Облаке Неведения" называется "обнаженным намерением, устремленным прямо к Богу".

Итак, в Центрирующей Молитве все начинается с намерения и неизменно возвращается к нему. Что я на самом деле намереваюсь сделать в этой молитве? Какова моя цель, когда я сажусь на стул или молитвенный табурет и приступаю к этой практике?

Трудно, конечно, выразить словами опыт, который является глубоко личным и интуитивным. Но в целом, вы окажетесь на правильном пути, если ваше намерение - "быть полностью открытым Богу": полностью доступным, вплоть до самой глубинной области вашего существа; глубже, чем ваше мышление, глубже, чем ваши чувства, глубже, чем ваши воспоминания и желания, глубже, чем ваше обычное психологическое ощущение себя. В конечном итоге, то, что будет происходить в этой молитве, будет "втайне" (слово, которые Иисус использовал в своих наставлениях о молитве в Матфея 6:6): скрыто даже от вас самих, в  святая святых вашего существа, где, говоря словами горячо любимой христианской монашеской формулы, ваша жизнь "сокрыта со Христом в Боге".

Метод Центрирующей Молитвы начинается с уверенности в том, что все это совершенно нормально. Вместо того чтобы пытаться достичь или поддерживать устойчивое состояние концентрации, Центрирующая Молитва предлагает простое и элегантное решение проблемы "обезьяньего ума". Вы можете думать об этом в терминах небольшой "сделки", которую вы заключаете с самими собой. Сделка заключается в следующем: если вы уловили себя на мысли, отпустите эту мысль.

Это так просто. Вы не несете ответственности за мысли, которые не уловили (по крайней мере, вначале - чуть позже я предложу некоторые уточнения к этой инструкции). И вам не нужно мучить себя вопросом: "Кто или что "ловит себя" на мысли?". Просто займитесь тем, что у вас на тарелке, и этого будет более чем достаточно, чтобы плотно занять вас. Если вы обнаружите, что запутались в какой-то мысли - неважно, какого рода мысль - вы просто, мягко отпустите ту мысль. Вы отпускаете ее, тем самым возвращая себя в соответствие со своим исходным намерением, которое заключалось в том, чтобы сохранить эту обнаженную, бесформенную открытость Богу.

Конечно, следующая мысль может тут же возникнуть снова, сократив продолжительность этой бесформенной открытости до наносекунды. Нет проблем, просто отпустите и эту мысль. Суть этого метода заключается в оперативном отпускании мыслей, а не в том, чтобы не давать им возникать. Помните: "Десять тысяч возможностей вернуться к Богу!"
[/quote]

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Центрирующая Молитва Синтии Буржо
« Ответ #8 : 30 Март 2022, 01:45:46 »
Урок 3 перевел целиком

[quote author= Из книги Синтии Буржо: "Сердце Центрирующей Молитвы: Недвойственное Христианство в Теории и Практике"]УРОК 3

Выбор Cвященного Cлова

Если вы дошли до этого места в руководстве, то, по сути, вы уже изучили метод Центрирующей Молитвы. Но для того, чтобы этот метод было легче применять, добавлен завершающий штрих. В Центрирующей Молитве это освобождение от мыслей обычно происходит с помощью того, что известно как священное слово.

О, вы имеете в виду мантру? Нет. Мантра - это слово, которое вы постоянно повторяете в течение всей медитации, как опору для вашего внимания. Священное слово просто служит вместилищем для вашего намерения. Это духовный эквивалент короткой красной нитки, повязанной вокруг пальца, чтобы напомнить себе о готовности " выполнить сделку". В отличие от мантры, вы не повторяете это слово постоянно; вы используете его только тогда, когда понимаете, что запутались в мысли. Тогда слово помогает мягко и быстро очистить ментальный мусор и вернуть вас в обнаженную, открытую осознанность. В Центрирующей Молитве это мягкое освобождение от мыслей рассматривается как "согласие на присутствие Божье и действие Бога внутри".

Когда вы только начинаете учиться Центрирующей Молитве, это различие может показаться академическим - может показаться, что вы в основном отбрасываете одну мысль за другой, так что священным словом вполне может стать мантра. Но на самом деле, даже в ваших самых первых попытках практики этой Молитвы будут "пробелы": места, где мышление пропадает, и слово пропадает, и вы просто пребываете там - путешествуя со скоростью любви, как я люблю это описывать. Именно в этих промежутках Центрирующая Молитва делает свою истинную преобразующую работу.

Основная стратегия, лежащая в основе священного слова, восходит к истокам Центрирующей Молитвы в книге "Облако Неведения". Там, в главе 7, анонимный автор пишет:

"По этой причине, всякий раз, когда вы чувствуете склонность посвятить себя этой работе [созерцательной молитве]... достаточно обнаженного намерения, направленного прямо к Богу, ничего более."

И если вы желаете, чтобы эта цель была сконцентрирована и выражена в одном слове, чтобы вы могли лучше усвоить ее, то возьмите одно короткое слово, из одного слога. Один слог лучше, чем два, ибо чем короче слово, тем согласнее оно с духом. Таким словом может быть слово БОГ (GOD) или слово ЛЮБОВЬ (LOVE). Выберите то, которое вам предпочтительнее, или, если хотите, выберите другое, которое вам по вкусу, но при условии, что оно состоит из одного слога. И крепко держите это слово в своем сердце, чтобы оно никогда не покидало его, что бы ни случилось.

Обратите внимание, что, несмотря на то, что автор "Облака" твердо настаивает на том, что слово должно быть не более одного слога, в учении Центрирующей Молитвы всегда было вполне допустимо использовать двух- или трехсложные слова, или даже короткую фразу, при условии, что она очень короткая, например, "Отпусти" (Let Go) или "Будь покоен" (Be Still). Любая более сложная фраза стимулирует концептуальное мышление, а это прямо противоположно тому, что вы пытаетесь сделать.

Во многих направлениях медитации мантру просто дает вам ваш духовный учитель. Но в Центрирующей Молитве вы можете выбирать, поскольку, как подчеркивается в наставлениях, именно ваше намерение делает ваше священное слово священным, а не какое-либо присущее ему благочестивое или вибрационное содержание. Пока вы выбираете, вот несколько рекомендаций, которые следует иметь в виду:

- Некоторым людям комфортнее с традиционными религиозными словами - "Бог", "Авва", "Отче", "Иисус", или "Дух" или с короткими фразами типа "Маран Афа". Другие предпочитают то, что я называю " состояние" - слова, которые напоминают вам об открытости, к которой вы хотите постоянно возвращаться: такие слова, как "мир", "открытый", "отпусти", "да". Любое из этих слов вполне подходит.

- Ваше слово должно быть как можно более эмоционально нейтральным. Помните, что оно служит только местоуказателем для вашего намерения. Если вы сделаете это слово слишком особенным - "мое драгоценное слово любви к Богу!" - оно может иметь слишком большой эмоциональный или концептуальный вес, что будет скорее стимулировать мышление, чем уменьшать его.

- В первые дни обучения Центрирующей Молитве большинство людей " подыскивают слово". Это совершенно нормально. Часто, когда приходит нужное слово, оно имеет такую силу и резонанс, что трудно не заподозрить в этом действие Святого Духа. Одна моя знакомая женщина в течение нескольких сеансов колебалась между "доверием"(trust) и "любовью"(love). Наконец, она с изумлением наблюдала, как они слились в короткую фразу "доверься любви" (trust love), которая с тех пор стала ее священным словом.

- Единственное нерушимое правило заключается в следующем: не подыскивайте слова в течение самого периода молитвы. Причина очевидна: тогда вы начнете размышлять!

- Как только ваше слово получено, стоит задуматься о том, что это долгосрочная помолвка. У меня слово уже более двадцати лет. Со временем ваше слово глубоко запечатлевается в вашем бессознательном - в том месте, откуда оно на самом деле работает. Оно не только поможет активизировать вашу память во время медитации, но и начнет появляться вне медитации, когда вы окажетесь на грани реактивного поведения или стресса, мягко напоминая вам, что "присутствие и действие Бога внутри" - не исчезает, когда вы встаете с подушки для медитации.

- Ваше священное слово - вовсе не тайна, но и не предмет для болтовни и сплетен. В конце концов, это символ вашего "намерения согласиться на присутствие Божье и действие Бога внутри", и это придает ему серьезность и священность намерения. Будьте уважительны к слову и к работе, которую оно выполняет.

ДОЛЖНО ЛИ ЭТО БЫТЬ СЛОВО?

Учение Центрирующей Молитвы позволяет людям, если они склонны, заменить священное слово "священным ликом" или "священным дыханием". Признаюсь, что мне всегда было немного не по себе от этого предложения. Риск при использовании священного лика (который раньше называли "священным образом", визуальным символом вместо слова) заключается в том, что вы начинаете визуализировать. Риск при использовании дыхания заключается в том, что вы начнете следовать за дыханием, используя его как мантру в качестве опоры для вашего внимания. Визуализация и следование дыханию - это классические методы медитации, но они не являются Центрирующей Молитвой. Если вы выберете один из этих альтернативных методов, помните, что ваш "священный лик" или "священное дыхание" должны использоваться в точности так же, как священное слово: просто как местоуказатель для вашего намерения.
[/quote]

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Центрирующая Молитва Синтии Буржо
« Ответ #9 : 30 Март 2022, 15:26:20 »
[quote author=Из книги Синтии Буржо: "Сердце Центрирующей Молитвы: Недвойственное Христианство в Теории и Практике"
]

УРОК 4
Механика Сидячей ЦМ

Несмотря на первый взгляд, медитация - не внетелесный опыт. Вы не выходите из своего физического тела в некий бесформенный духовный мир. Все, что происходит с вами во время медитации, на самом деле происходит в вашем теле и через него; в некоторых отношениях это даже более верно в Центрирующей Молитве, чем на иных медитативных путях.

Поэтому важно отдавать телу должное и относиться к нему с уважением и достоинством, когда вы сидите, как внутренне, так и внешне. Как и в любой медитации, хорошо, когда спина максимально прямая, а голова сбалансирована на плечах, не поникшая и не задрана вверх. Это создает наилучшие условия для того, чтобы оставаться в присутствии и во внимании и позволить энергии свободно циркулировать внутри вас.

При этом "расслабленно, но бдительно" - всегда измеряется мерилом ваших собственных физических возможностей. Если вам нужна подпорка, чтобы поддержать спину, или нужно сесть в мягкое кресло, чтобы смягчить ноющие мышцы, то, конечно, делайте это. Я видела многих людей с проблемами спины, которые выполняли Центрирующую Молитву, лежа на спине.
Неважно, сидите ли вы на стуле или на подушке, или на молитвенном стуле - это ваш выбор. Если вы не привыкли сидеть в позе лотоса, не скрещивайте ноги: это препятствует циркуляции энергии внутри вас (и это часто связано с отношением!). Если вы невысокого роста и предпочли стул, подставьте под ноги небольшую табуретку или подушку, это поможет вам держать колени в комфортном горизонтальном положении. Если вы предпочли сидеть на полу, хороший способ не дать ногам затекать - это следить за тем, чтобы ягодицы всегда были выше коленей. Руки удобно лежат на коленях, ладонями вниз или ладонями вверх.

Как правило, глаза закрыты. В учении о Центрирующей Молитве это понимается как часть "согласия на присутствие и действие Бога", отпусканием того, что происходит вокруг и внутри вас. Но здравый смысл здесь преобладает; если вы обнаружите, что засыпаете, откройте глаза и переведите их в мягкий фокус; это вернет вас к Молитве.

АХ, "БРАТЕЦ ОСЁЛ!"

"Братец Осёл" - так Святой Франциск часто с юмором отзывался о своем теле. И во время Молитвы нередко случается, что "Братец Осёл" лягает вас в ответ. Внезапно появляется зуд в носу, щекотание в горле или кашель; иногда нога затекает, или даже может возникнуть внезапная боль или судорога. Некоторые из этих ощущений (особенно напряженность мышц шеи или верхней части спины) могут быть вызваны слишком сильными усилиями - расслабьтесь! - но отчасти это проявление той работы, которую выполняет Центрирующая Молитва. Во время нашей напряженной внешней жизни мы часто удерживаем себя в слишком напряженных или скованных позах, а наши внутренние части принимают на себя всю нагрузку. При глубоком расслаблении во время Центрирующей Молитвы (которое Томас Китинг сравнивает с "кратковременным отпуском от смого себя") у перенапряженных участков есть шанс расслабиться. Узлы боли или напряжения, которые мы бессознательно носим в своем теле, могут вдруг, внезапно ослабнуть. Это хорошая новость для тела, но часто бывает некомфортно и даже стыдно во время Молитвы, особенно если вы занимаетесь ею в группе.

Люди часто недоумевают, как лучше поступить с этими физическими раздражителями. Должен ли я относиться к зуду или кашлю как к мысли и стараться отпустить их? Должен ли я обратить свое внимание непосредственно на него на несколько мгновений, пока он не пройдет? Или просто покашлять или изменить позу тела и покончить с этим? Как закоренелая гедонистка, я обычно выбираю третий путь. Зачем проводить весь период Молитвы в муках, пытаясь не думать о необходимости откашляться, если несколько секунд кашля оставят весь этот эпизод позади? Конечно, когда вы медитируете в группе, здесь нужно учитывать некоторые внешние факторы. Ради общей тишины важно стараться не ерзать и не предпринимать длительных физических действий (кашель, плач, тяжелое дыхание), которые могут потревожить окружающих. Вполне допустимо просто тихо выйти из комнаты и привести себя в порядок.

СТАТЬ ИКОНОЙ МОЛИТВЫ

Да, конечно, Центрирующая Молитва - это внутренний опыт, а не внешнее представление. В ней есть то, что до сих пор постоянно недооценивалось в учении. Когда вы сидите в медитации, вы фактически являете собой образ одного из самых архетипических и благороднейших видов человеческой деятельности: единение с бесконечным. Осознание естественного достоинства и красоты этого архетипа поможет вашему собственному телу обрести свое собственное положение, а также окажет существенную помощь всем остальным, когда вы медитируете в группе.
[/quote]

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Центрирующая Молитва Синтии Буржо
« Ответ #10 : 30 Март 2022, 23:52:25 »
[quote author= Из книги Синтии Буржо: "Сердце Центрирующей Молитвы: Недвойственное Христианство в Теории и Практике"
]УРОК 5

Сложим Все Вместе

Как на самом деле проходит процесс Центрирующей Молитвы? Теперь, когда мы проработали самые важные детали по отдельности, пришло время собрать все воедино.

Если вы уже давно практикуете Центрирующую Молитву, то, конечно, все это вам знакомо; вы, вероятно, проделывали это упражнение сотни, а может быть, даже тысячи раз! Но всегда есть нюансы, которые нужно отладить, и если взглянуть на знакомые наставления с новой точки зрения, то иногда можно получить неожиданные озарения. Поэтому давайте проведем краткий инструктаж.
Начните с того, что сядьте в кресло или на молитвенный стул или подушку: глаза закрыты, тело расслаблено, но бодрствует. Если хотите, вы можете сосредоточиться на своем намерении с помощью короткой молитвы, например, "В руки Твои предаю дух мой" или "Боже, я здесь; Боже, Ты здесь", или сделав пару намеренных вдохов. Но ЦМ начинается тогда, когда вы начинаете "произносить" свое священное слово, тихо, мягко и вначале непрерывно, как символ вашей готовности согласиться на присутствие и действие Бога во время этой Молитвы.

Следующий шаг является самым важным в этой практике, а также самым трудным для объяснения. Некоторое время, на заре обучения Центрирующей Молитве, наставления звучали примерно так: "Когда вы заметите, что вас больше не привлекает мышление, можно отпустить священное слово...".

Но, конечно, эти наставления отменяют сами себя, они были помехой для многих практиков, пытавшихся вникнуть в суть этой Молитвы. Как вы можете "заметить", не думая? Как можно "решить" отпустить слово без того, что само по себе является мыслью?

На самом деле, однако, здесь - простая магия, зависящая от того замечательного фактора, которого мы уже касались в предыдущем обсуждении священного слова: участие вашего бессознательного. Проще всего описать происходящее с помощью некоего искаженного французского выражения "il se droppe" - слово просто выпадает, само собой. Это очень похоже на процесс засыпания. Вы не можете увидеть момент, когда вы действительно погружаетесь в сон. Это просто происходит.

То же самое происходит и в Центрирующей Молитве. О решающем моменте уже позаботились. Вам не нужно "делать" его; он происходит сам по себе, он запрограммирован прямо в вашем первоначальном намерении - быть в самой своей глубине открытым Богу. Вы не заметите тот момент, когда перестанете думать; но вы заметите тот момент, когда снова начнете думать. Вы обнаруживаете себя в раздумьи и возвращаетесь к священному слову как способу вернуться к открытости. А затем приходит другая мысль, а с ней - еще одно возвращение к священному слову - "десять тысяч возможностей вернуться к Богу".

И так продолжается двадцать минут или около того, пока вы читаете эту Молитву. Она имеет вид синусоидальной волны: ритмично вверх и вниз. Субъективно, единственные моменты, которые вы непосредственно запомните, это время борьбы с мыслями. Но на самом деле эти, относительно более возбужденные, "поверхностные моменты" были уравновешены временами глубокого покоя в ваших глубинах. Конечно, вы не сможете воспринимать их непосредственно; как только вы начнете думать о них, они исчезнут. Но вы сохраните некую остаточную память о них в виде необъяснимого чувства обновления, а иногда и яркого ощущения, что вас затянуло в глубину собственного сердца, или что вы оказались на грани невероятной близости и нежности.

И то, и другое, кстати, правда. В эти наносекундные промежутки в потоке сознания вы покоитесь в реке " чистой осознанности", и она разливается по вашему существу, как осенние дожди после долгой засухи. Позже, когда ваша практика станет более стабильной и вы глубоко запечатлеете в своем сердце ноу-хау, что путь туда - это отпустить то, за что вы цепляетесь, так, чтобы ваше внимание отдохнуло от своей привычной субъектно-объектной траектории. Тогда, шаг за шагом, вы обнаружите, что этот внутренний простор больше не является "местом, куда вы идете", теперь он - "место, откуда вы исходите". Этот внутренний простор начинает предлагать себя в качестве нового дома для вашего глубочайшего осознания собственной сущности.

Это очень важные наблюдения, которые редко упоминаются в основном тексте учения о Центрирующей Молитве, и которые, как вы скоро увидите, служат опытной основой для большей части того, о чем я буду рассказывать в этой книге.

Итак, на этом мы закончим наш обзор: разве что еще раз напомню, что выходить из Центрирующей Молитвы нужно мягко, давая время глазам перейти из закрытого положения в мягкий фокус и задержаться в этом мягком фокусе на минуту или две, прежде чем возобновите острую фокусировку, свойственную обычной внимательности ума. Таким образом, вы сможете "сохранить" внутренний простор, к которому вы прикоснулись в Центрирующей Молитве, в течение дня.

НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ ПО ХРОНОМЕТРАЖУ

Стандартное предписание по времени для становления практики ЦМ - "двадцать минут дважды в день". Это начальный уровень, рекомендуемый Томасом Китингом и организацией "Созерцательное Служение", уже более тридцати лет, и он дал успешный старт десяткам тысяч людей на их пути. Иногда меня спрашивают, допустим ли только один молитвенный период в день, и хотя в официальном учении Центрирующей Молитвы определенно сказано "нет-и-нет" , я сама предпочитаю проявлять снисходительность. Два, безусловно, предпочтительнее, но если один - это все, что вы можете сделать на начальном этапе, я бы лучше понаблюдала за тем, как вы будете выполнять один раз, чем откажетесь от всего проекта, из-за того, что вы не можете выполнять два.

Очевидный вопрос: как мне узнать, что двадцать минут медитации закончились? Конечно, вы можете установить часы или таймер. (Сейчас в продаже есть прекрасные мелодии звонка, от которых вы не будете подскакивать до потолка, когда таймер сработает). Однако, я сама  просто время от времени поглядываю на часы. Все равно в Центрирующей Молитве концентрация внимания то растет, то падает, и если вам случится быть захваченным восторженным вниманием и задержаться чуть дольше положенных двадцати минут, что в этом плохого?

В целом, однако, лучше всего придерживаться назначенных двадцати минут и заканчивать в назначенное время. Это сохраняет определенную объективность в практике, которая отсекает искушение удлинить или сократить время молитвы в соответствии с вашим субъективным ощущением того, как она проходит. Слова "я чувствую себя очень собранным и глубоким; думаю, сегодня я посижу подольше" могут быть легко уравновешены словами "сегодня мне очень неспокойно; думаю, я остановлюсь раньше" - а именно в прохождении через это беспокойство часто совершается самая важная внутренняя работа.

ЦЕНТРИРУЮЩАЯ МОЛИТВА:
"ОФИЦИАЛЬНОЕ" РУКОВОДСТВО

Вот уже почти тридцать лет, те же основные положения освещаются в учении о Центрирующей Молитве в форме четырех рекомендаций, которые успешно ознакомили с этой практикой десятки тысяч людей по всему миру. Давно практикующие  Центрирующую Молитву уже хорошо знакомы с этими рекомендациями, но если вы изучаете ЦМ здесь впервые, вы увидите, что они представляют собой краткое обобщение пройденных нами уроков, но под несколько иным углом зрения. Внимательно прочтите их и подумайте, как они сочетаются с материалом в том виде, в котором я их излагала, а также с вашим собственным опытом изучения этой Молитвы, теперь, когда у вас появилась возможность применять ЦМ на практике:

1. Выберите священное слово как символ вашей решимости в намерении - согласиться на присутствие Божье и действие Бога внутри вас.

2. Сидя комфортно, с закрытыми глазами, успокойтесь, и молча впустите священное слово, как символ вашего согласия на присутствие и действие Бога внутри.

3. Когда вы погрузитесь в свои мысли, мягко вернитесь к священному слову.

4. В конце молитвенного периода оставайтесь в безмолвии с закрытыми глазами в течение пары минут.
[/quote]

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Центрирующая Молитва Синтии Буржо
« Ответ #11 : 01 Апрель 2022, 19:04:53 »
[quote author=Из книги Синтии Буржо: "Сердце Центрирующей Молитвы: Недвойственное Христианство в Теории и Практике"]
УРОК 6

Работа с Мыслями во Время Центрирующей Молитвы

Теперь, когда вы все прошли свой первый "официальный" курс Центрирующей Молитвы, пришло время вернуться к вопросу о работе с мыслями во время Молитвы, поскольку теперь у вас есть гораздо больше данных для работы. Хотя "десять тысяч возможностей вернуться к Богу" продолжают звучать знакомым рефреном, важно постоянно напоминать себе, что мысли - это не препятствие в ЦМ, а возможность. Каждая новая мысль дает вам шанс потренировать "мышцу" отпускания.

В этом уроке я хотела бы рассмотреть некоторые стандартные учения по работе с мыслями во время молитвы, принятые в центрах  ЦМ, а затем добавить несколько своих соображений.

Первое и самое важное, что нужно помнить, - цель Центрирующей Молитвы состоит не в том, чтобы полностью остановить мысли, а в том, чтобы развить отстраненное отношение к ним. Бороться с мыслями бесполезно; освобождение от них - благословенно.

В одном из своих самых красочных учений Томас Китинг описывает этот процесс, используя метафору лодок на реке. Река, как он ее изображает, - это ваше сознание, которое на самом деле представляет собой постоянно движущийся поток. По ней плывут лодки, то есть ваши мысли. Это могут быть маленькие невинные " каяки", например, внезапная мысль о том, не оставили ли вы ключи в машине, или что завтра нужно вынести мусор. Или это могут быть огромные боевые корабли сырых эмоций и противоречий, например, переживание по-новой ссоры с начальником, произошедшей на прошлой неделе. Или это могут быть полузатонувшие, подтопленные корпуса, едва поднимающиеся над поверхностью: старые обиды и воспоминания из прошлого. Они плывут все дальше и дальше по реке.

Согласно этой метафоре, идеальный способ устроиться во время Центрирующей Молитвы - это представить себя аквалангистом, сидящим на камне на дне реки. Со своего подводного насеста вы можете смотреть вверх и видеть проплывающие над вами корпуса лодок. Пока они проплывают мимо, все в порядке. Вам не нужно ничего делать, чтобы предотвращать их приход и уход.

Однако есть соблазн заинтересоваться конкретной лодкой, подплыть к поверхности и взобраться на борт. Другими словами, вас захватывает некая конкретная мысль. Вместо расслабленного, отстраненного отношения, которое позволяет лодкам приплывать и уплывать, вас самих уносит вниз по течению!

В Центрирующей Молитве, как вы помните, мысль - это не просто идея; мысль - это все, что привлекает ваше внимание, фокусируя его в точку. Это может быть эмоция, воспоминание, внутренний диалог, вИдение, или, с тем же успехом, физическое отвлечение, например, гудение флуоресцентной лампы над головой или внезапная боль в спине. Определяющим фактором является именно конфигурация внимания, а не содержание мысли.

Это важное различие, о котором следует помнить, потому что иначе трудно избежатьв ловушки осуждения своих мыслей, когда вы отгоняете те мысли, которые кажутся случайными, негативными или "недуховными", но задерживаетесь на тех, которые кажутся святыми или вдохновляющими. Вся иудео-христианская традиция предрасполагает нас к тому, чтобы рассматривать безмолвие как превосходнейшее средство для получения посланий от Бога, и очень трудно отказаться от этой укоренившейся привычки.

Итак, вот сложный вопрос: предположим, возвращаясь к метафоре лодок на реке, вы вдруг видите среди флотилии самого Иисуса Христа, спокойно идущего к вам по воде и улыбающегося, протягивая руку. Мистическое медное кольцо! Что вы теперь делаете? Поставите Центрирующую Молитву на паузу и схватите  Его за руку, верно?

Неверно. Инструкции остаются прежними. "Если вы поймали себя на мысли, отпустите эту мысль".

Ай!

Однако учение о Центрирующей Молитве совершенно верно придерживается своего курса, и как только вы увидите реальное обоснование этого учения, вам будет легче принять программу. По сути, все снова сводится к вашему вниманию. Как только вы заглотите наживку и ухватитесь за одно из этих потрясающих озарений или манящих видений, ваше внимание сразу же вернется в режим субъекта/объекта, положение по умолчанию вашего рассудочно-эгоистического ума. Все идет как обычно, ум просто делает свое дело, транслирует вам реальность через свои встроенные бифокальные линзы.

В глубоких водах Центрирующей Молитвы вы постепенно адаптируетесь к совершенно новой операционной системе: той, в которой для того, чтобы воспринимать, не нужно раздваивать поле восприятия. Если хотите, считайте это апгрейдом вашего мозга, но так или иначе это постепенно поможет заложить физиологические основы того, что известно как недвойственное (или целостное) сознание. Способность удерживать свое внимание как эластичное поле осознанности (мне нравится метафора Руми: "дрожащее, как капля ртути") является ключевым элементом этой " перенастройки" сознания, и в Центрирующей Молитве вы практикуете именно это!

Поэтому, не клюнуть на наживку, даже если наживка чрезвычайно заманчива, - гораздо важнее, чем кажется. Мистические видения, духовные утешения и манящие озарения - все это регулярно приходит и уходит на духовном пути. Но как только вы научитесь покоиться в этой нераздельной, неделимой сфере восприятия, вся ваша жизнь, как внутренняя, так и внешняя, начнет неуловимо, но необратимо преображаться. Сияние и благодать больше не являются экстраординарными событиями, это просто обычная атмосфера любви, в которую вы начинаете погружаться.

Вот почему Китинг может сказать (с этой фирменной искоркой в глазах): "Если во время медитации к вам подойдет сама Пресвятая Дева и предложит вырвать шип из вашей плоти, вы ответите: "Не сейчас, родная, я совершаю Центрирующую Молитву". "

"ЧЕТЫРЕ Н"

На вводных семинарах по Центрирующей Молитве это мягкое, непринужденное отношение к мыслям подкрепляется простой формулой, называемой "четыре "Н":

Не сопротивляйтесь никакой мысли.

Не допускайте никаких мыслей.

Не реагируйте ни на какие мысли.

Нежно и постоянно возвращайтесь к священному слову.

Продолжая практику Центрирующей Молитвы, посмотрите, помогает ли вам эта формула быстрее и мягче отпускать мысли, и постоянно помните: "десять тысяч возможностей вернуться к Богу!".
[/quote]

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Центрирующая Молитва Синтии Буржо
« Ответ #12 : 04 Апрель 2022, 01:09:10 »
[quote author=Из книги Синтии Буржо: "Сердце Центрирующей Молитвы: Недвойственное Христианство в Теории и Практике"]УРОК 7

Облечение в Ум Христов

Я достаточно долго работала в междуховных кругах, потму знаю, что подлинные духовные практики - универсальны. Почти для любой практики в любой традиции вы найдете ее аналог в другой традиции, если знаете, где искать. Это потому, что рецепт духовной трансформации везде практически один и тот же: сдача, внимание, сострадание. Так или иначе, вы пройдете через одно и то же игольное ушко, независимо от того, по какому пути идете.

И все же, у Центрирующей Молитвы есть аспекты, которые тесно связывают ее с христианскими корнями и средой. Речь не о том, что аналогичные практики не существуют в других традициях; они существуют. Но с христианством у ЦМ существует особая близость. Я пришла к убеждению, что необычная методология Центрирующей Молитвы имеет полный смысл только в христианской теологической системе взглядов. И напротив:  простой, но мощный путь преображения ЦМ разъясняет лучше, чем любая другая практика, которую я когда-либо пробовала, что значит "облечься в ум Христов".

Лишь после 10 лет своей практики, я осознала, что теологическая основа Центрирующей Молитвы заключается в принципе кенозиса, само-отверженной любви Иисуса, которая составляет ядро Его собственного само-понимания и практики жизни. (Почему никто никогда не говорил мне об этом?) Святой Павел объясняет этот принцип в своем прекрасном гимне в Послании к Филиппийцам 2:6-11, предваряя свои комментарии словами: "Да будет ум в вас, который и во Христе Иисусе":


Хотя его состояние было Божьим,

но не думал он  охотно удерживать это равенство с Богом,

цепляясь за него,

но опустошил себя [уничижил],

и принял облик раба,

сделавшись по подобию человеческому

и по виду став как человек.


Фраза "опустошил себя" в строке 4 является переводом греческого глагола kenosein, от которого происходит слово kenosis. В контексте вы увидите, что оно означает: это противоположность слову "цепляться" в третьей строке. Иисус практикует мягкое отпускание. И Он продолжает практиковать это в каждый момент Своей жизни, как ясно сказано в следующем стихе гимна [Филиппийцам 2:8]:

Он смирил Себя,

став послушным до смерти,

и даже до смерти крестной.

Как прекрасно просто - путь Иисуса, сокрытый прямо здесь, на виду! Хотя некоторые христиане все еще не решаются думать о том, что Иисус учит пути (разве не достаточно просто быть Сыном Божьим?), на самом деле, сами Евангелия ясно показывают, что Он приглашает нас в это путешествие и наглядно показывает, как это сделать. Как только вы увидите это, это станет краеугольным камнем всего Его учения: "Отпусти! Не цепляйся! Не накапливай! Не утверждай свою важность! Не беспокойся. "Не бойся, малое стадо: Отец ваш благоволил дать вам Царство!" (Луки 12:32). И именно этот постулат мы практикуем в Центрирующей Молитве: мысль за мыслью, мысль за мыслью. В действительности, Центрирующую Молитву можно определить как кенозис в форме медитации.

Вот почему уникальная и несколько неинтуитивная методология Центрирующей Молитвы так легко открывает сердце христианства. Помните тот самый первый урок, где я сказала, что самое важное в изучении Центрирующей Молитвы - это забыть все, что вы думаете, что знаете о медитации? Центрирующая Молитва - не про развитие концентрации, не для обретения ясного ума, или сознательного присутствия, или сильного "свидетеля" "Я", не для достижения какого-то желаемого состояния. В Центрирующей Молитве вы просто практикуете и практикуете ключевое кенотическое движение: "отпусти, высвободи пространство, разблокируй" - мысль за мыслью.

Помимо этой кенотической основы, практика Центрирующей Молитвы может не иметь особого смысла. На самом деле, те, кто привык к более сосредоточенным методам медитации, иногда критикуют ЦМ, ставя под сомнение необходимость отпускать все, включая присутствие "Я Есть" и ее священное слово. Но когда это наставление понимается не как намеренное взращивание внутреннего вакуума (" погружающийся ум", как его иногда называют), а скорее как добровольное отрешение от всякого владения, вплоть до обладания личным сознанием,тогда  целесообразность ЦМ становится очевидной, а ее способность наполнять христианскую жизнь - поразительной. Медленно, неуклонно, Центрирующая Молитва закрепляет в практикующих то, что я бы назвала квинтэссенцией отклика Иисуса: способность встречать любые и все жизненные ситуации путем полной, свободной отдачи себя.

Удивительное подтверждение того, что кенозис действительно является эволюционным путем человека, появилось благодаря недавним открытиям в области нейронауки. На основе данных фМРТ, собранных калифорнийским Институтом HeartMath, теперь возможно подтвердить, - то, как вы реагируете на стимул во внешнем мире, определяет, какие нейронные каналы будут активированы в вашем мозгу, а также между мозгом и сердцем. Если вы реагируете на стимул в любой исходно негативной форме (что физиологически переводится как зажатость) - замирание, скованность, зажатость и так далее, то активированный канал ведет к мозжечковой миндалине, амигдале (или "рептильному мозгу", как его еще называют) - самой примитивной части вашего мозга, которая контролирует набор высокоэнергичных реакций , "бой или бегство". Если же вы сможете расслабиться под воздействием раздражителя - открыться, смягчиться, уступить, отпустить - тогда нейронный канал проходит через более эволюционно развитые части вашего переднего мозга и, что удивительно, приводит в гармонию ритмы мозга и сердца.

Поэтому, когда я говорила о тренировке "мышц" отпускания, теперь вы видите, что я  не просто использовала метафору. Каждый раз, когда нам удается отпустить мысль в Центрирующей Молитве, "соглашаясь на присутствие и действие Бога внутри", этот акт на самом деле воплощается физически. Это не просто отношение; что-то действительно " спадает и высвобождается" в области солнечного сплетения вашего тела - тонкая, но явная форма внутреннего расслабления. Ваши нервы и мышцы делают то же самое в миниатюрном масштабе, что и в большем, внешнем масштабе, когда вы практиковали "мягкое отпускающее движение". И со временем, эта мягкая и настойчивая "внутренняя аэробика", проводимая под особым знаменем Центрирующей Молитвы и в знак солидарности с кенотическим путем самого Иисуса, постепенно утвердит внутри вас "ум Христов" как ваше собственное подлинное "я".

Слово "метанойя", которое часто переводят как "покаяние" (или "перемена направления, в котором ты ищешь счастья!"), буквально означает "выйти за пределы ума" или "войти в большой ум". Центрирующая Молитва приглашает вас сделать именно это.
[/quote]

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Центрирующая Молитва Синтии Буржо
« Ответ #13 : 04 Апрель 2022, 18:16:44 »
[quote author=Из книги Синтии Буржо: "Сердце Центрирующей Молитвы: Недвойственное Христианство в Теории и Практике"]
УРОК 8

Плоды Центрирующей Молитвы

"Плоды Центрирующей Молитвы проявляются в повседневной жизни". Этот избитый рефрен с самого начала был частью вводных семинаров по Центрирующей Молитве, и до сих пор это одна из самых ценных рекомендаций. Снова и снова людям напоминают, что не следует искать знаки того, что Молитва работает для них, в их субъективных переживаниях во время Молитвы (ведь это, конечно, мысли, и их нужно отпустить!). Искать результаты следует в том, что происходит после того, как вы встаете с подушки для медитации.

По мере того как мягкое отпускающее движение, которое вы практиковали в Центрирующей Молитве, постепенно входит в вашу жизнь, большинство людей обычно начинают замечать больший простор и гибкость в своей повседневной жизни, а вместе с этим и улучшение личных отношений. (Часто именно близкие люди первыми замечают эти изменения).

Я до сих пор со смехом вспоминаю историю, рассказанную одной из участниц нашего первого дистанционного курса, когда через неделю после начала курса она вдруг заметила огромную скульптуру орла в полете в пятидесяти метрах от кабинета стоматолога, куда она регулярно водила своих сыновей в течение нескольких месяцев. "Эта скульптура всегда была там?" - спросила она. Ее младший сын ответил: "Мама, ты не видела ее, потому что обычно очень торопишься, чтобы привести нас сюда вовремя". Классика Центрирующей Молитвы - и это после всего лишь недели занятий!

Время действительно замедляется, когда мы прекращаем попытки подгонять реку. Еще одна из моих любимых историй о "плодах Центрирующей Молитвы" была рассказана моим коллегой по обучению на моем первом ретрите по обучению Центрирующей Молитве, более четверти века назад. Она была высокоорганизованной профессором психологии "типа А", недавно вышла на пенсию с должности заведующей кафедрой местного университета. Она поделилась тем, как нашла выход своей энергии, работая волонтером в местном приюте для бездомных. "До того, как я начала заниматься Центрирующей Молитвой, я могла обслужить пять клиентов в час", - сообщила она. "Теперь я могу обслужить только двух".

"Замедлитесь, обоняйте запах роз, уделите время жизни!". Это и есть внутреннее преобразование, которое Центрирующая Молитва поддерживает в вас, не только эмоционально, но и физиологически. Сам факт, что Центрирующая Молитва не ставит никаких целей - кроме глубокой, распахнутой открытости Божьему присутствию - и обновляет эту открытость, эту доступность, обновляет просто через мягкое освобождение от всего, за что вы цепляетесь в данный момент. ЦМ постепенно запечатлевает в нас осознание того, что это действительно может быть хорошим способом прожить жизнь!

ИСЦЕЛЕНИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

Однако я не хочу сказать, что все это - сплошное ложе из роз. Иногда случается так, что болезненный опыт, глубоко запрятанный в вашем бессознательном, откликается на это приглашение, на мягкое отпускающее действие, и всплывает в сознании во время Молитвы, в виде болезненных воспоминаний, слез или внезапной эмоциональной и физической боли.

Томас Китинг был одним из первых современных духовных учителей, который назвал этот процесс тем, чем он является - очищением, или исцелением, бессознательного. Учения, которые Китинг построил вокруг этого он назвал "божественная терапия", они пользуются заслуженной известностью и помогли тысячам людей пройти этот процесс. (В сети Центрирующей Молитвы это очищение часто называют более бесцеремонно "разгрузкой бессознательного").

Как правило, это не произойдет с вами, пока вы не укрепитесь в своей практике Центрирующей Молитвы, и даже тогда, как правило, это становится действительно заметным только во время ретритов с погружением, когда вы занимаетесь Центрирующей Молитвой три и более часа в день. При рекомендуемой "дозировке" в двадцать минут дважды в день это очищение больше похоже на мягкий скраб и делает большую часть своей работы незаметно для вас. Тем не менее, если с вами случится такая "разгрузка", будьте уверены, что это совершенно нормально, и постарайтесь отнестись к этому как к любой другой мысли, возникающей во время молитвы: просто отпустите. В сети Contemplative Outreach есть множество ресурсов, которые помогут вам лучше понять этот процесс и конструктивно работать с ним. Помните, что конечный результат - это заметно возросшая внутренняя свобода и радость/счастье.

ВНИМАНИЕ СЕРДЦА

Возможно, самым тонким плодом практики (и самым вкусным!) является постепенно углубляющаяся способность пребывать в состоянии "внимания сердца", как оно известно в христианстве Востока. Вы можете описать это как стабильное состояние осознанности или "свидетельского присутствия", но исходящее из сердца, а не из головы, и, таким образом, свободное от вторжения того тяжеловесного ментального "внутреннего наблюдателя", который, похоже, отделяет нас от непосредственности нашей жизни. Суть такого рода внимательности, возможно, лучше всего выражена в словах из Песни Песней: "Я сплю, но сердце мое бодрствует". Когда вы поймете суть этого, внимание сердца позволит вам полностью присутствовать пред Богом, но в то же время полностью присутствовать в текущей ситуации, отдавая и принимая из спонтанности вашего собственного подлинного, предающегося Богу присутствия.

Опять же, этот вид присутствия - способность, которая развивается в вас по мере того, как вы постепенно учитесь в Центрирующей Молитве уводить свое внимание из его стандартного положения субъект/объект и покоиться в этой рассредоточенной, беспредметной осознанности. По мере того, как эта способность в вас растет, она постепенно обретает форму ощущаемого центра гравитации внутри вас, места, где маятник вашего существа естественным образом приходит в состояние покоя. Это не столько место, на которое вы обращаете внимание, сколько место, из которого вы обращаете внимание. Но когда вы приходите в это место, чтобы пребыть в нем, жизнь становится беспрепятственно целостной.

Как я понимаю, цель Центрирующей Молитвы - углубить ваши отношения с Богом (и в то же время с вашим собственным глубинным "я") в той "полосе частот" бесформенной, безобъектной осознанности, которая является основой недвойственного сознания. Там вы обнаружите, что вы, Бог и мир, который "там, снаружи", - не являетесь отдельными сущностями, но плавно перетекаете друг в друга в неразрывной динамике самоотдающей любви, которая является истинной природой реальности и основой всего. В этом пространстве вы открываете для себя смысл знаменитого высказывания Китинга "Представление о том, что Бога не существует, является фундаментальной иллюзией человеческого состояния". И именно этот подход - Центрирующая Молитва как основа и путь доступа к стабилизации недвойственного сознания - будет рассмотрен далее в этой книге.
[/quote]

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

На этом завершена серия начальных уроков Центрирующей Молитвы (ЦМ).
Эта молитва - дитя западной традиции, корнями уходящей в корпус "Ареопагитик",
и вдохновленный им средневековый трактат "Облако Неведения", трактат, основополагающий
для христианского созерцательного мистицизма Запада.

Но ЦМ может сослужить добрую службу и для восточнохристианского Умного Делания.

В чем вижу важность ЦМ в контексте Умного Делания?
Прежде всего, в том, что ЦМ работает с мыслью. Где мыслью называется и помысл, и страсть, и впечатление. "В ЦМ мысль определена как ЧТО УГОДНО, на чем фокусируется Ваше внимание". Осознав, что внимание сфокусировалось на такой мысли, мы ее отпускаем, непрестанно, мысль за мыслью. Это формирует новый паттерн внимания ума. Кенотическое отпускание мысли, ОТВЯЗАННОСТЬ ума от всего, на чем фокусируется внимание ума. Мысль служит триггером нового процесса: "Отпусти!", вместо прежнего реактивного процесса: "Зацепись!". Тренируется "мышца" отпускания, что чрезвычайно важно при переходе к тому, что в Умном Делании называется "круговое движение ума", как к образу жизни в Боге.

Что говорится в православном учении о круговом движении ума? Приведу несколько цитат.

Цитата: ПАЛАМА ТРИАДЫ 2
...ум не как зрение, которое видит все прочие видимые вещи, а себя не видит. Он и во всем прочем действует, рассматривая, что ему необходимо – Дионисий Ареопагит называет это прямым движением ума, – и к себе самому возвращается и действует на себя самого, самого себя созерцая, что Дионисий называет круговым движением ума. [это] и есть лучшее и наиболее свойственное уму действование [энергия], через которое он превосходит иногда сам себя, соединяясь с Богом.
Палама  в этой цитате обращается к 2му письму Василия Великого к Гр. Богослову, и ссылается на слова Ареопагита:

Цитата: Василий Великий
Ум, не рассеиваясь по внешним предметам и не развлекаясь миром под влиянием чувств, входит в самого себя, а от себя восходит к мысли о Боге; озаряемый же этою Добротою, приходит в забвение о самой природе, душа не увлекается ни попечением о пропитании, ни беспокойством об одеждах, но, на свободе от земных забот, всю свою ревность обращает на приобретение вечных благ

Цитата: Дионисий Ареопагит, "О Божественных Именах" гл 4:9
Душе же свойственно, во-первых, круговое движение: ей дарована способность входить в себя извне и единовидно сообращать свои умственные силы как бы по некоему кругу, что придает ей устойчивость, отвращает от множества того, что вне ее, и сначала сосредоточивает в себе, а потом, по мере того, как она становится единовидной, объединяет с единственно объединенными силами и таким образом приводит к Прекрасному и Добру, Которое превыше всего сущего, едино, тождественно, безначально и бесконечно.

Таким образом, Центрирующая Молитва нарабатывает новое движение ума. Было привычное, многолетнее реактивное движение ума, в своем роде прямолинейное, когда ум двигается "по прямой – когда, не входя в себя <...> выходит во-вне к тому, что вокруг" (Ареопагит) А теперь, в ЦМ, ум нарабатывает круговое движение ума, "входит в самого себя, а от себя восходит к мысли о Боге", как пишет Василий Великий. Тогда, как пишет Ареопагит, "единовидный" ум приходит к Превысшему всего сущего, Единому, Безначальному и Бесконечному. Каждая мысль служит нам "будильником" и триггером: активируйте круговое движение ума! Чтобы именно такое движение ума  постепенно становилось все более привычным и естественным, жизненно необходимым. Круговое движение ума - изначальное его движение, самим умом забытое.

Полагаю, важно еще понимать вот что. По цитатам, может сложиться впечатление, что круговое движение ума - поэтапное и потому постепенное: ум входит в себя, затем соединяется/объединяется, затем восходит к Богу и тд. Но со временем, когда ум уже объединен, круговое движение ума становится молниеносным, вхождения-объединения-восхождения схлопываются в мгновенное пребывание в Божестве.

ЦМ - превосходный метод не только и не столько для "лаборатории кельи", но метод   динамичный, активно работающий в повседневной жизни. Таким образом, ЦМ может тренировать "мышцу" пребывания в Боге, когда всякая мысль моментально включает это пребывание.
« Последнее редактирование: 07 Апрель 2022, 14:01:00 от прозелит »