Исихазм

Автор Тема: Божественный Свет  (Прочитано 5182 раз)

Kosach

  • Гость
Божественный Свет
« : 23 Ноябрь 2005, 10:22:29 »
Символ веры: «Света от Света, Бога Истинна от Бога Истинна…»
Свет был сотворен Богом в первый день

Любопытно, что классическая физика воспринимает сейчас свет по сути как  начало воспринимаемой нами телесности.  Эта тенденция обретет свое крайнее воплощение в современной квантовой теории поля (претендующей сегодня на роль "Единой Теории Всего") цель которой заключается в том, чтобы поместить элементарные частицы в те же рамки, что и фотоны (Эл. частицы света), т. е. оформить их как кванты соответствующих полей. Начиная с эпохи средневековья в натур-теологии Запада свет стал рассматриваться фактически как универсальная форма телесности, а значит - как фундаментальная субстанция тварного естества. Именно это позволило впоследствии В. Гейзенбергу заметить, что «в естествознании Нового времени живет христианская модификация платонической "мистики света", которая отыскивает в первообразах единую основу духа и материи и предоставляет место для разнообразных степеней и видов понимания вплоть до познания истины спасения»

Развитие мистики света на Востоке и западе шло несколько разными путями (из-за различности подхода к  этому вопросу развивается на Востоке теория Сияния Божества – в искусстве это выразилось в символике золота, мозаики, а на западе теория прозрачности –  и как воплощение в искусстве – витраж)

Развитие теории Света в период исихастских споров достиг своего апогея. Постижение Света, созерцательная молитва  становятся во главу угла. Постижение Фаворского света и обожения – основа исихазма. В этот момент наивысшей точки достигла и теория образа, так что в  момент определения  основных моментов исихасткого учения соединение теории Света, теории Образа, теории Имени Божьего дают наибольший результат и в иконописи, как отражении богословского опыта Церкви.
«Бог, будучи Светом по естеству, проявляется в свете по подражанию, как Первообраз в образе», – свидетельствует прп. Максим Исповедник. Он может созерцаться очами подвижников, при-общающихся к опыту апостолов, узревших на Фаворе свет Христова преображения

Приложимо к уже начатой теме антропологии и психологии, а также молитвенной практики понятие Света как конечной цели созерцательной молитвы вполне ясно. А другой момент присутствия Света в мире, пронизывающая его способность находятся в соприкосновении с  понятием Божественных энергий. Видимо, здесь тоже присутствует разделение на  «роды» света? Если интересно, можно поговорить на эту тему.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Божественный Свет
« Ответ #1 : 25 Ноябрь 2005, 16:33:26 »
+++А другой момент присутствия Света в мире, пронизывающая его способность находятся в соприкосновении с понятием Божественных энергий. Видимо, здесь тоже присутствует разделение на «роды» света?

Не совсем понятно, в чем состоит вопрос или тема. "Роды света" -- это, наверно, божественные энергии, Божественные Имена по Ареопагиту,  о которых много написано в его произведении "О Божественных Именах".

Kosach

  • Гость
Божественный Свет
« Ответ #2 : 25 Ноябрь 2005, 17:08:09 »
Собственно, это не вопрос, а очередное размышление, пропускание через себя литературы.
О многих темах много написано - а четкости в представлении о них нет ( как в вопросе  об иконе - вроде все понятно, а поднялась тема - и  оказалось, что все икону представляют и воспринимают по-разному)
Вот, например, мои вопросы:
 В энергиях Бог есть, существует, превечно Себя проявляет. В тварном и тленном мире, присутствие нетварного и вечного Света, действительное всеприсутствие Божие во "всяческом", а оно - нечто большее, чем Его присутствие причинное: "И свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Ин. 1, 5). Роды света - различается свет чувственный, свет умный и свет нетварный, превосходящий равным образом два первые. «Иной свет свойственно воспринимать уму, и иной чувству; чувственным светом обнаруживаются чувственные предметы, а светом ума является заключенное в мыслях знание. Следовательно, зрению и уму свойственно воспринимать не один и тот же свет, но каждое из них действует сообразно со своей природой и в пределах ее. Но когда достойные получат духовную и сверхъестественную благодать и силу, они и чувством и умом видят то, что превосходит всякое чувство и всякий ум... как это ведает один Бог и испытывающие  такие  действия» (Григ Богослов)  Одно это и то же, что энергии, проявления Бога в мире?
Много о природе Света говорилось во время исихастских споров.
А во время аскетического подвига, приближаясь к созерцательной молитве, созерцая энаргии Бога в проявлении, ум и сердце видят физическое  проявление энергии, как во время Преображения? Чтобы видеть Божественный свет телесными очами, как видели его ученики на Фаворе, нужно быть причастником этого света, нужно быть измененным им в большей или меньшей мере. Имеется в виду тоже  соединение  со своим  внутренним центром - сердцем и сознанием, во время которого и становится возможным лицезрение  Света...