Собственно, это не вопрос, а очередное размышление, пропускание через себя литературы.
О многих темах много написано - а четкости в представлении о них нет ( как в вопросе об иконе - вроде все понятно, а поднялась тема - и оказалось, что все икону представляют и воспринимают по-разному)
Вот, например, мои вопросы:
В энергиях Бог есть, существует, превечно Себя проявляет. В тварном и тленном мире, присутствие нетварного и вечного Света, действительное всеприсутствие Божие во "всяческом", а оно - нечто большее, чем Его присутствие причинное: "И свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Ин. 1, 5). Роды света - различается свет чувственный, свет умный и свет нетварный, превосходящий равным образом два первые. «Иной свет свойственно воспринимать уму, и иной чувству; чувственным светом обнаруживаются чувственные предметы, а светом ума является заключенное в мыслях знание. Следовательно, зрению и уму свойственно воспринимать не один и тот же свет, но каждое из них действует сообразно со своей природой и в пределах ее. Но когда достойные получат духовную и сверхъестественную благодать и силу, они и чувством и умом видят то, что превосходит всякое чувство и всякий ум... как это ведает один Бог и испытывающие такие действия» (Григ Богослов) Одно это и то же, что энергии, проявления Бога в мире?
Много о природе Света говорилось во время исихастских споров.
А во время аскетического подвига, приближаясь к созерцательной молитве, созерцая энаргии Бога в проявлении, ум и сердце видят физическое проявление энергии, как во время Преображения? Чтобы видеть Божественный свет телесными очами, как видели его ученики на Фаворе, нужно быть причастником этого света, нужно быть измененным им в большей или меньшей мере. Имеется в виду тоже соединение со своим внутренним центром - сердцем и сознанием, во время которого и становится возможным лицезрение Света...