Исихазм

Автор Тема: Развилка на пути к приходу  (Прочитано 23498 раз)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Развилка на пути к приходу
« Ответ #30 : 01 Февраль 2006, 06:11:58 »
Я вкользь уже упоминал где-то здесь о моем родном приходе в подмосковном селе, на север от Сергиева Посада, где простые русские крестьянки в 70-х и 80-х несли спокойный огонь веры, доброжелательности и любви в храме. Сейчас даже не верится, что это было тогда возможно пережить в такой полноте.
Не обходилось без проблем и там. Настоятель храма - очень пожилой, но легкий и подвижный архимандрит, тайно постриженный еще во время войны, потребовал у церковного начальства помощника себе в храм. Ему был прислан выпускник Духовной Академии, молодой и энергичный священник, обладавший, по-моему, хрестоматийной силой веры и духовности, будучи еще к тому же прекрасно и энциклопедически образован. Я был немедленно им очарован, и мы однажды ушли с ним на прогулку, проговорив, наверное, часов пять, не меньше. Мой дедушка-архимандрит был буквально взбешен на меня за это отсутствие и беседу с другим священником. Он запретил мне появляться в храме. Я с горечью был вынужден оставить храм, где мне было так хорошо и уместно. Вернулся я туда только через полтора года, когда новый молодой настоятель позвонил мне с известием о кончине архимандрита и предложил немедленно прибыть.
Сейчас и сам он уже пребывает в иных измерениях, спаси Господи, но годы, проведенные вместе с ним в молитвенном общении, по счастью, преподали мне урок значимости жизни в храме. Я знаю, что это достижимо: Согласие и Любовь...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Ахабуво

  • Гость
Развилка на пути к приходу
« Ответ #31 : 05 Март 2006, 14:16:08 »
Цитата: Alexander
Несколько слов о "новых" типах общин.

Кроме немногих общин при приходах существуют - как много, не знаю - общины, выгнанные с приходов и не распавшиеся. Их составляют воцерковленные люди, но - извините - самодурство церковной власти на них не распространяется, поскольку существуют вне церковного прихода. Под самодурством же понимаю: назначать священника (кот. одновременно и староста=руководитель) "по блату", отнимать собственность и недвижимость, устраивать торговые точки из общинной деятельности и пр. Выработаны же ровные отношения: священник приглашается для исполнения треб, а если он не соответствует духу общины, то от его услуг отказываются.


Возможно это вариант наиболее близкий к идеалу, но как быть с Евхаристией? Встает не только "технический" вопрос: где, кто и на чем, но и смысловой: Общее Дело не должно совершаться "приглашенным" предстоятелем...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Развилка на пути к приходу
« Ответ #32 : 05 Март 2006, 20:04:53 »
Приглашение действительно для треб, а на Евхаристию идем в храм.  Общим дело будет настолько, насколько разрешит предстоятель. Если есть приход и нет общины, то "общим" останется только пение "Отче Наш".

Alek-Sandr

  • Сообщений: 225
    • Просмотр профиля

Развилка на пути к приходу
« Ответ #33 : 08 Март 2006, 02:32:30 »
Явно я опоздал в эту тему. Читал с большим интересом, т.к. с самим получилась история ухода из Храма, в который регулярно ходил, но как-то (прости Господи) слишком формальными ощущал службы и в том числе исповеди.
Может быть кто-то чуть-чуть разъяснит разницу между "обычным" приходом и тем, который существует в больших монастырях. Одному сидеть "в обнимку со своей Верой" как-то слишком не хватает...

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Развилка на пути к приходу
« Ответ #34 : 08 Март 2006, 10:27:08 »
Alek-Sandr, а в большом монастыре прихода как такового нет. Во всяком случае, в Свято-Даниловом монастыре, куда я стараюсь ходить.
Люди туда приходят разные, друг с другом незнакомые. Есть, конечно, отчужденность друг от друга, зато нет повода отвлекаться на кивания, приветствия и тд.
На исповедь попадаешь практически всегда к разным монахам - все исповедуют по-разному. Есть монахи-интеллектуалы, у которых на лбу три высших образования и пять иностранных языков написаны. Есть монахи - простые (прошу прощения) как штаны пожарного, любящие во время исповеди порассуждать о зловредности иудеев и способности беса за секунду предолеть расстояние от Москвы до Владивостока. Есть монахи-либералы, есть монахи-консерваторы. Но с равнодушными монахами я там не сталкивался.  И дай Бог, не столкнусь.
Монастырская служба более красивая и организованная лучше, чем в простом приходском храме.
Общинного духа, конечно, нет. Но здесь на эту тему уже много говорилось.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Развилка на пути к приходу
« Ответ #35 : 08 Март 2006, 11:12:59 »
Интересно, что самих монахов в монастыре никто уже давным-давно и не помышляет как общину. Общинки складывались вокруг отдельных "харизматиков" в монастырях, но слишком выпадали из сложившегося монастырского уклада. Выпадали настолько, что выталкивались из монастыря вместе с (или вслед за) их руководителем. Внешнего благочестия обычно в монастырях больше (мы уже говорили, что это более справедливо для мужских монастырей), а во внутреннюю жизнь лучше не входить, чтобы не соблазниться.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Развилка на пути к приходу
« Ответ #36 : 08 Март 2006, 11:51:33 »
Цитата: Alexander
Внешнего благочестия обычно в монастырях больше (мы уже говорили, что это более справедливо для мужских монастырей), а во внутреннюю жизнь лучше не входить, чтобы не соблазниться.


Желание войти во внутреннюю монастырскую жизнь без стремления самому стать монахом - уже само по себе, наверное, соблазн. Ибо с какой целью в нее входить? Из любопытства?
 "Ах, да вы тут не святые, оказывается, а я-то, я-то думал! Сюда я больше не ездок! Карету! В глушь, в Париж!"

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Развилка на пути к приходу
« Ответ #37 : 08 Март 2006, 12:47:57 »
Именно так. Устремленность к Богу находит свое воплощение в желании приобщиться к монашеской жизни. В церкви всячески поддерживается и усиленно развивается расхожее мнение: полнотой некой духовности обладают только монахи, а остальные отчасти недочеловеки, пока не монашествуют.

Посему больший соблазн - желание стать монахом на волне превозношения монашеского образа жизни, когда посвящение себя Богу уходит на задний план. Монашеский образ - одна из икон, на которой изображен нищий и отверженный миром странник, - украшенная драгоценностями и в богатом киоте. "Ужасает" вопиющее несоответствие между смыслом монашества и современной формой его воплощения...

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Развилка на пути к приходу
« Ответ #38 : 08 Март 2006, 13:42:54 »
Цитата: Alexander
В церкви всячески поддерживается и усиленно развивается расхожее мнение: полнотой некой духовности обладают только монахи, а остальные отчасти недочеловеки, пока не монашествуют.


Верно, но на первое место я здесь все-таки поставил бы наше стремление воочию увидеть кого-то "не от мира сего", причем обладающего, выражаясь современным языком, соответствующей лицензией. Мы ведь живем в эпоху брендов, разве не так  :?
И мы забываем, что ряса скрывает не какого-то "просветленного" и "совершенного", который нам сходу укажет безболезненный и приятный путь к спасению и заодно даст рецепт средства для похудания и от облысения ("два в одном"), а такого же человека, борющегося со своими страстями (или не борющегося с ними).
И тогда мы обижаемся: обман! администратор! верните деньги!
Так что дело в первую очередь все-таки в нас самих.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Развилка на пути к приходу
« Ответ #39 : 08 Март 2006, 15:24:47 »
Да, на первом месте - наше отношение, потому что это, прежде всего, наша (моя) проблема, и решать ее в себе, а не в других. Вместе с тем, эта общая проблема - церковной среды, вхождение в которую чревато смещением цели с главной на второстепенную и искаженную.

Alek-Sandr

  • Сообщений: 225
    • Просмотр профиля

Развилка на пути к приходу
« Ответ #40 : 08 Март 2006, 18:31:45 »
Да, на первом месте именно наше отношение и наши проблемы, которые за нас никто не решит (никаких рецептов "два в одном" :no ). Однако иногда очень хочется выслушать мнение более опытного человека, тогда что-то в сумятице своих соображений может проясниться. А может и нет, гарантию даже страховой полис не даст...

Владимир С

  • Гость
Развилка на пути к приходу
« Ответ #41 : 22 Март 2006, 12:25:34 »
imho всё таки для делателя молитвы лучше ходить в монастырь,
т.к. во-первых в монастыре легче найти наставника по молитве
во-вторых искушений от прихожан/захожан и отвлекающих моментов в монастырской церкви всегда меньше чем в приходской
р.Б.