Я тоже не сомневаюсь в том, что он видел Бога.
Конечно, многое из его системы следует отбросить (перевоплощение, одушевление всего существующего, иерархию первых начал), но многие мысли, несомненно, цены и дают возможность более приблизиться к Богу, загадке человека, помогают понять психологию любви к Богу и Богообщения.
Я думала о Плотинской триаде, почему она так близка к христианской. К сожалению, в сети практически нет никаких материалов по Плотину. Но все же для себя я придумала следующее. Из того, что годы его жизни с 204 по 269 гг по Р.Х. можно сделать вывод, что он не мог не знать Евангелие от Иоанна, в котором говорится, что Иисус Христос – это Логос и Он создал мир. Другое дело, что Плотин не принял христианство, но никогда и не хулил его в отличие от ученика Порфирия. А Порфирий наверняка мог злиться на христиан, потому что ему указывали на влияние христианства на Плотина. Ведь мы не знаем того, что было 18 веков назад: кто кого и в чем обвинял. Нам бОльше известно, что в дальнейшем говорили о влияние неоплатонизма христианство. А тогда, вначале, может все было наоборот?
Что касается системы Плотина, то она грандиозна и красива. То, что он свой опыт изложил в русле античной мысли, тоже вполне понятно.
Вообще мне нравится как Д.Леонтьев в статье «Мировоззрение как миф и мировоззрение как деятельность» отметил
Наше мировоззрение «обязано» знать все ответы, потому что у человека есть насущная потребность, жизненная необходимость иметь какую бы то ни было картину мира для ориентации, а уже во вторую очередь — потребность в точности и объективности этой картины (см. Фромм, 2001).
Плотин великолепно справился с задачей в изложении своего религиозного опыта.
Я хочу еще обратить ваше внимание на его произведение потому, что в нем он неоднократно употреблял слово исихия, т.е. безмолвие чувств, ощущений, мыслей для тех, кто хочет узреть Бога. А для этого следует очищаться следующим образом
VI. 7 КАК СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ, А ТАКЖЕ И О БЛАГЕ
Ступени эти суть: очищение молитвой, украшение добродетелью, воспарение после отрешения от всего чувственного в мир сверхчувственный, ноуменальный и старание всячески удержаться в нем, а затем то описанное выше угощение дарами и благами этого мира, в котором душа становится разом и созерцающей, и созерцаемым для самой себя и для всего прочего. Пройдя мыслью и жизнью через ступени субстанции, ума, совершенно живого существа, она, наконец, перестает все это видеть, как нечто положенное вне себя, и приближается к тому, что стоит выше всех эйдосов и освещает их своим светом; тут она покидает все то знание, которое привело ее сюда, и, сосредоточив свои взоры всецело на этой красоте, ничего не имеет в мысли, кроме нее одной, а потом, поднятая как бы на волне Ума еще выше, она вдруг усматривает что-то, сама не ведая, что и как. В этом своем видении она чувствует одно, что ее взор наполнен светом, но вне себя чего-нибудь другого она не видит; видит один свет – и больше ничего.
Еще хочу отметить, что Плотин признавал, что человек – это союз плоти и души. Просто он говорил о том, что высшая часть души содержится в Мировой Душе, там ее дом. А то, что души воплощаются в тела, или, вернее, тела объемлют душу, это дОлжно быть в плане организации материи! И души обязательно будут выпадать из Блага, потому что очень любят себя. И это он называет грехом. Не правда ли очень похоже на Первородный грех, т.е. гордость? Здесь я, думаю, и зиждется тайна крещения, при котором внутренний человек освобождается от гордости, а мы (внешний человек) этого не понимаем, не осознаем. Зато тот, внутренний, теперь, если мы постараемся, уже не отпадет от Блага при определенных условиях. То есть Плотин утверждал, что отпадение это обязательно. А мы, христиане, скажем, что для нас – это уже не закон, т.е. не обязательно. Вот такая фантазия о Первородном грехе по мотивам Плотина. :think