Исихазм

Автор Тема: монастыри и послушания  (Прочитано 25340 раз)

р.Б. Александр

  • Сообщений: 49
    • Просмотр профиля

монастыри и послушания
« : 22 Январь 2006, 22:48:30 »
Есть ли спасение в современных монастырях? Вот некоторые высказывания по этому поводу:
"Теперь вся монастырская жизнь превращена в послушание или, другими словами, в хозяйственные заботы, в мирские дела. B монастыре послушание совсем не то: это просто та или иная должность, которую необходимо исполнять в сложном монастырском хозяйстве. "Послушание" дается не сообразно с душевным состоянием послушника, а сообразно с хозяйственной надобностью монастыря... Конечно, живут в монастыре и духовной жизнью, но больше тайно, келейно. Стараясь, чтобы не заметили окружающие,— а то помешают."
   "Современные монахи едва не падают с ног от непосильных послушаний. Один современный старец видел, “как сатана с высунутым языком обходил каливы скита и дразнил монахов: “Ха, ха, ха! Оставили монахи молитву и стали суетливыми, как миряне. Постоянно заняты работой…"
   Разумеется, труд необходим в монашеской жизни, но на первом месте в любой форме монашеской жизни стоит молитва. Иначе монастырь превращается в трудармию. А “послушание” в таком монастыре порождает и безразличие к святыне. И, конечно же, любой келиот или отшельник будет восприниматься как своеобразный диссидент или лентяй, отлынивающий от послушаний.
Да и подумайте, может ли родиться стремление к безмолвию, где насельники подбираются по одному признаку: способности к труду? Но когда начинают управлять монашеской жизнью другие цели: угодить какому-то мирскому или церковному начальству, быстро воздвигнуть стены, не возделывая духовной нивы, то тогда и оскудевают монастыри подвижниками, и возникает духовный глад. Может быть, это заявление и слишком категорично, но пока, увы, видится такая картина."

alluz

  • Гость
монастыри и послушания
« Ответ #1 : 23 Январь 2006, 21:43:53 »
Некоторые считают, что монастырская форма вообще себя изжила.

р.Б. Александр

  • Сообщений: 49
    • Просмотр профиля

монастыри и послушания
« Ответ #2 : 23 Январь 2006, 22:38:05 »
Цитата: alluz
Некоторые считают, что монастырская форма вообще себя изжила.

ИМХО, она иначально не была жизнеспособна. Одна суета и обмирщённость. Главное достоинство киновии - якобы послушание. Однако многие отмечают, что послушание у старца гораздо более полное и духовно-плодотворное, чем среди братии в монастыре.
Наиболее полно все эти процессы в истории прошли на Афоне, н-р Великая Лавра св. Афанасия. Даже когда св. Афанасий и св. Павел делили местность, св. Афанасий спешно (!) отслужил литургию и шел большими шагами, сл-но Лавре отошли огромные территории. А что мы видим на Афоне сейчас? Чтобы поселиться в пещере или восстановить одну из тысяч заброшенных калив, надо платить деньги, взятки (!). И то полиция враз вычислит и выселит с Афона. При посещении исконно русского Андреевского скита, грек-привратник заявил "Не люблю я русских" и захлопнул дверь скита перед носом паломников из России. Странное юродство, если это можно так назвать..
монастыри и послушания
« Ответ #3 : 24 Январь 2006, 08:55:19 »
"Итак мы, как я сказал, должны искать пустынножительства не только в каких-либо местах, но и в самом произволении, и прежде всего другого - душу свою вести в самую необитаемую (пустыню). При таком расположении и блаженный Давид, живший в городе, управлявший царством и обремененный безчисленными заботами, был объят любовию Христовою сильнее живших в пустынях. Таких слез, вздохов и рыданий днем и ночью едва ли кто увидит у кого-либо из ныне распявшихся (для мира), если только такой действительно найдется. При этом мы должны не только обратить внимание на слезы, но и вникнуть в то, кто их проливал; потому что не все равно, облеченный ли (царским) достоинством, всеми почитаемый и неподлежащий ничьим обличениям, смиряется, уничижается и изнуряет себя, или делает то же самое не имеющий ничего такого. Царя многое доводит до разслабления и препятствует ему собраться духом. Он и от ежедневной роскоши разслабевает и изнеживается, и властию надмевается и увлекается к гордости; его воспламеняет и любовь к славе, и не меньше того любовь плотская, раждающаяся от власти и питаемая роскошью. Кроме того, вихри забот, устремляющиеся на него со всех сторон, возмущают душу его не меньше тех страстей, и посему сокрушение, встречая столько преград, никак не может найти доступа (к нему); ибо и свободная от всего этого душа с трудом может насаждать в себе это благо."

О СОКРУШЕНИИ. СЛОВО ВТОРОЕ. К СТЕЛЕХИЮ. (стр 2). Творения св. Иоанна Златоуста. Том 1

искатель

  • Гость
Re: монастыри и послушания
« Ответ #4 : 24 Январь 2006, 12:02:52 »
Цитата: р.Б. Александр
Есть ли спасение в современных монастырях? Вот некоторые высказывания по этому поводу:
"Теперь вся монастырская жизнь превращена в послушание или, другими словами, в хозяйственные заботы, в мирские дела. B монастыре послушание совсем не то: это просто та или иная должность, которую необходимо исполнять в сложном монастырском хозяйстве. "Послушание" дается не сообразно с душевным состоянием послушника, а сообразно с хозяйственной надобностью монастыря... ."
Задавать вопрос о возможности спасения в монастырях настолько же странно, как и задавать вопрос о возможности спасения в миру. Спастись можно везде! Чтоже касается послушания, то все очем вы пишите - это труды, которые хоть и являются следствием послушания, но не им самим. Послушание - это добродетель, состояние духа! То что во многих русских монастырях за послушание принимают именно то, о чем вы пишите - не секрет. Это конечно же беда, но картина меняется. А ваши суждения о нежизнеспособности общежития показывают, простите уж, вашу не осведомленность.

р.Б. Александр

  • Сообщений: 49
    • Просмотр профиля

монастыри и послушания
« Ответ #5 : 24 Январь 2006, 20:37:59 »
Делаем выводы что спастись можно (и нужно) везде, то есть спасение от места не зависит.  Просто выбирать путь надо в зависимости от склада характера и в соответствии с Промыслом Божиим. А Промсел нам внушает как лучше поступить. Тут важно приобрести дар разсуждения, о чем надо молиться.  А общежитие имеет право жить, тк Сама Царица Небесная покровительствует этой форме монашеской жизни.

vual

  • Сообщений: 1058
    • Просмотр профиля

монастыри и послушания
« Ответ #6 : 24 Январь 2006, 22:57:25 »
... и в соответствии с Промыслом Божиим. А Промсел нам внушает как лучше поступить. Тут важно приобрести дар разсуждения, о чем надо молиться...  
 
р.Б. Александр!
Мой вопрос выбивается из темы, если можете ответить, а как этот промысел узнать, как дар рассуждения приходит? Может быть надо было в личное сообщение...?
( я сейчас добавила МОЙ, что бы понятно было, что не Вас модерировала)

р.Б. Александр

  • Сообщений: 49
    • Просмотр профиля

монастыри и послушания
« Ответ #7 : 25 Январь 2006, 09:33:10 »
Цитата: vual
Вопрос выбивается из темы, если можете ответить, а как этот промысел узнать, как дар рассуждения приходит? Может быть надо было в личное сообщение...?

Во времена сети Фидо были предусмотрены наказания за самовольное модерирование. Вам ли судить меня, Vual? Далее я не могу скрывать то, что может быть полезным другим. Промысел узнать можно по плодам. Вряд ли демоны будут внушать благочестивые мысли. Разве только совершенным, чтобы ввергнуть их в тщеславие..

искатель

  • Гость
монастыри и послушания
« Ответ #8 : 25 Январь 2006, 10:37:53 »
Цитата: р.Б. Александр
А общежитие имеет право жить, тк Сама Царица Небесная покровительствует этой форме монашеской жизни.
Простите, но тогда я не понимаю какая форма монашеской жизни по-вашему "изначально не была жизнеспособна"?

vual

  • Сообщений: 1058
    • Просмотр профиля

монастыри и послушания
« Ответ #9 : 25 Январь 2006, 11:11:23 »
Я не Вас модерирую. И не Вас сужу о том, что Вы сказали, Вы не верно поняли, вопрос МОЙ выбивается из темы и написала я это потому, что боялась, что меня сейчас опять ругать будут за мой вопрос, что я тему опять не туда завела. Тем более, что в вашем тексте Вы ни чего и не спрашиваете, а утверждаете. Это я Вас спрашиваю...

vual

  • Сообщений: 1058
    • Просмотр профиля

монастыри и послушания
« Ответ #10 : 25 Январь 2006, 11:38:43 »
р.Б. Александр, Вы говорите, что промысел узнать можно по плодам, это уже после какого то действия, а в начале пока еще не совершено плодов, как узнать? а можно подробнее на эту тему...

р.Б. Александр

  • Сообщений: 49
    • Просмотр профиля

монастыри и послушания
« Ответ #11 : 25 Январь 2006, 16:02:56 »
Цитата: искатель
Простите, но тогда я не понимаю какая форма монашеской жизни по-вашему "изначально не была жизнеспособна"?

Простите меня, но слово "ИМХО" означает что написанное после него - сугубо моё мнение. В сравнении с другими формами, эта форма жительства мне кажется странной. Кстати она появилась сравнительно недавно в христианской истории. Монах в общем то переводится как "Уединенник". Какое же уединение в монастыре? Уединение имеется ввиду в 2х смыслах, ессно. В душевном (уйти от мiра в делах, от страстей) и физически - сменить место жительства на более спокойное, располагающее к безмолвию.

р.Б. Александр

  • Сообщений: 49
    • Просмотр профиля

монастыри и послушания
« Ответ #12 : 25 Январь 2006, 16:18:14 »
Цитата: vual
р.Б. Александр, Вы говорите, что промысел узнать можно по плодам, это уже после какого то действия, а в начале пока еще не совершено плодов, как узнать? а можно подробнее на эту тему...

В наш ум постоянно приходят помыслы. Естественно они бывают из разных источников. Божий Промысел внушает нам доброе, также внушают нам обратное другие силы. Но нам ли страстным мудрствовать о различении помыслов (прилог, сочетание, сосложение итд), что является высокой степенью преуспеяния монахов? Это не от нас - Божий Дар. Нам же, все помыслы необходимо говорить духовному отцу, он указует как поступать. По кр. мере надо советоваться по большим вопросам. В идеале - полное послушание. Если такового руководителя не имеем, молимся и читаем книги, чтоб Господь вразумил. Спаси Господи!

р.Б. Александр

  • Сообщений: 49
    • Просмотр профиля

монастыри и послушания
« Ответ #13 : 25 Январь 2006, 16:42:55 »

искатель

  • Гость
монастыри и послушания
« Ответ #14 : 25 Январь 2006, 17:03:56 »
Цитата: р.Б. Александр
Она кстати появилась сравнительно недавно в христианской истории.
Пр.Феодосий Великий положил начало общежитию, а это все таки 5 век.