Постараюсь выложить конспект по книге выдающегося чилийского (духовно-ориентированного) психолога Клаудио Наранхо: «Невроз и характер». Его базовая идея в том, что каждому типу характера соответствует базовая страсть и система её самооправдания (когнитивная фиксация страсти). Нашей теме близок тип характера, основывающийся на психодуховной лени.
Итак…
«То, что св. Фома, Григорий Великий, св.Исидор, Кассиан определяли как accidia, - очень сложный феномен, и его значение не укладывается в рамки более современных переводов, таких как “недостаточность мотивации действия” и т.п.
A-chedia (перевод с древнегреческого) скорее означает леность душевную и духовную, нежели тенденцию к отказу от действия. Это же понятие в контексте данной работы будем описывать словом «праздность». В случае такой духовной лености мы можем говорить о забывании Бога, или, выражаясь светским языком, о глухоте по отношению к своему духу и потери чувства бытия до тех пределов, где уже невозможно увидеть разницу, - о духовном огрублении. В психологическом аспекте acedia означает потерю внутреннего осознания, отказ видеть и сопротивление любым переменам. Acedia коварна, у неё много обличий, что затрудняет дать ей исчерпывающее определение. Она не просто лень ума, это всепоглощающее отравление воли, которое поначалу проявляется в форме безразличия и равнодушия ко всему, затем приводит к осознанному отказу от счастья, а её кульминацией становится состояние мрачной интроспекции (самоуглубленности) и отчаяния. Одна из форм её проявления, которая особенно волнует некоторые современные умы, - это покорность злу и греху, с готовностью маскируемая под видом «терпения», другая заключается в отказе действовать согласно своим добрым намерениям.
Сочетание утраты внутреннего осознания и покорного, склонного к самоотречению характера, сопутствующего ему, приводит к синдрому добросердечной приятной «приземленности», часто доведенной до пределов педантизма и узости сознания. Это тип личности, не только не научившаяся любить самого или самое себя в результате того, что его или её лишили любви, но также и та, которая забывает своё разочарование в любви с помощью чрезмерного упрощения, психологической ампутации, что превращает её в наименее чувствительный и наиболее стоический из характеров… Сколь бы справедливым ни было всё вышесказанное, оно не может объяснить, почему духовная леность настолько проникла повсюду в этом мире. Религиозность у этого типа личности проявляется скорее в социальном и идеологическом восприятии мира, чем в отношении его мистической сущности. Этот тип – удовлетворенный и великодушный тип людей, чья «медлительность» проявляется не столько в отвращении к духовному, сколько в утрате внутреннего мира, отвращении к психологическому исследованию и сопротивлении любым переменам, которое идет нога в ногу со сверхстабильностью и наклонностью к консерватизму. Его девизом – для себя и для окружающих – может быть изречение: «Не буди лихо, пока оно тихо» (или «Не надо раскачивать лодку»)
Продолжение следует….