Исихазм

Автор Тема: Как отличить благодать от прелести  (Прочитано 17401 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

В наших недостаточно очищенных и опытных сердцах во время молитвы легко возникают «призраки» благодати. Это могут быть некие приятные и светлые ощущения, напоминающие благодатные, но исходящие либо от врага, либо вызванные естественными психосоматическими явлениями. Отличить одно от другого бывает не легко, для этого лучше всего советоваться с опытными духовниками, либо за неимением таковых обращаться к опыту отцов. Само по себе появление не-благодатных состояний не является прелестью, более того, всякий молитвенник почти неизбежно в своем опыте с ними сталкивается в той или иной мере, и должен научиться распознавать такие явления и не принимать их. К прелести приводит принятие этих состояний за благодатные.

Было бы полезно собрать свидетельства св. отцов о признаках благодати и прелести. В кратце эти признаки сводятся к следующим. Признаки не-благодатного опыта: тайное превозношение, помысел что имеешь что-то особенное, не утихающее сомнение и некоторое неспокойство совести. Благодатные явления всегда сопровождаются каким-то неизьяснимым миром, радостью, истинным смирением перед всем творением, любовью и несомненным удостоверением, укреплением веры и надежды (св. Григорий Синаит:"отраду и радость вселяющая в сердце непоколебимым возлюблением, и утверждающая сердце несомненным удостоверением"). Смирение является пожалуй главным признаком. Диавол способен вызвать в человеке почти любой помысел, ощущение или чувство, даже своего рода подобие любви, единственное на что он не способен – это на истинное смирение. (Бывает конечно и подобие смирения,  сопровождающееся тайной гордостью).

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Как отличить благодать от прелести
« Ответ #1 : 07 Июль 2006, 22:09:22 »
«Если душа не колеблющимся и не мечтательным движением воспламенится к любви Божией, влеча некако в глубину сей любви неизреченной и самое тело, - в бодрствовании ли то, или, как я сказал, при погружении в сон воздействуемаго святою благодатию подвижника, между тем как душа совершенно ни о чем другом не помышляет, кроме того одного, к чему возбуждена; то ведать надлежит, что это есть действо Святаго Духа. Будучи вся преисполнена приятными чувствами от неизреченной оной божественной сладости, она и не может в ту пору помышлять ни о чем другом, а только чувствует себя обрадованною неистощимою некоею радостию. Если же при таком возбуждении ум восприимет колебание некое сомнительное, или нечистое какое помышление, и если при сем Святым Господним именем будет пользоваться для отвращения зла, а не паче по одной любви к Богу; то ведать надлежит, что утешение то от прельстителя, и есть только призрак радости. Радость такая совне навевается, и является не как качество и постоянное расположение души; видимо, что тут враг хочет опрелюбодействовать душу. Видя, что ум начинает проявлять верную опытность своего чувства, он и своими утешениями, кажущимися благими, подступает утешать душу в ожидании, что она, будучи развлкаема этою блажною мокротною сластию. не распознает своего смешения с обольстителем. По сим признакам можем мы распознавать духа истины и духа лестча (1 Ин. 4, 6). Никому впрочем невозможно ни божественной благости чувством вкусить, ни горечи бесовской ощутительно испытать, если кто не удостоверится в себе, что благодать во глубине ума его сотворила себе обитель, а злые духи гнездятся негде окрест членов сердца. Бесы же отнюдь не хотят, чтобы люди как нибудь удостоверялись в том, дабы ум, верно зная это, не вооружался против них непрестанною памятию о Боге» (Иноков Каллиста и Игнатия, гл.74)

"Тщательно и разумно внимай, любитель Божий. Когда делая свое дело, увидишь свет или огнь вне или внутри, или лик какой, - Христа, например, - или Ангела, или другаго кого, не принимай того, чтоб не потерпеть вреда. И сам от себя не строй воображений, и которыя сами строятся, не внимай тем и уму не позволяй напечатлевать их в себе. Ибо все сие со вне будучи печатлеемо и воображаемо, служит к прельщению души. – Истинное начало молитвы есть сердечная теплота, попаляющая страсти, отраду и радость вселяющая в сердце непоколебимым возлюблением, и утверждающая сердце несомненным удостоверением. Все, приходящее в душу, говорят отцы, чувственное ли то, или духовное, коль скоро сомневается в нем сердце, не приемля его, не от Бога есть, но послано от врага. Когда также увидишь ум свой во вне или в высоту влекомым от некоей невидимой силы, не верь сему и не попускай уму великому быть, но тотчас понудь его на дело его. – Что от Бога, то само собою приходит, говорит св. Исаак, тогда как ты и времени того не знаешь. Хотя и враг внутрь чресл покушается призрачно представлять духовное, одно предлагая вместо другаго, вместо теплоты наводя жжение нестройное, вместо веселия радость возбуждая безсловесную и сласть мокротную, и успевает укрывать себя за сими прельщениями от неопытных, но время, опыт и чувство обыкновенно обнаруживают его пред теми, коим не безизвестны его злыя козни. Гортань брашна различает, говорит Писание. Так и вкус духовный все ясно показывает, как оно есть, не подвергаясь прельщению."
(Святаго Григория Синаита наставления безмолвствующим, гл.10)

Sivilla

  • Гость
Как отличить благодать от прелести
« Ответ #2 : 08 Июль 2006, 11:04:59 »
"Величайший святой может стать завтра величайшим грешником, если возомнит о своей святости." - Граф Н. фон Цинцендорф

Когда человек приимет что-либо божественное, то в сердце радуется; а когда диавольское, то смущается.

Сердце христианское, приняв что-либо божественное, не требует еще другого со стороны убеждения в том, точно ли сие от Господа; но самым тем действием убеждается, что оно небесное: ибо ощущает в себе плоды духовные: любы, радость, миръ, долготерпeнiе, благость, милосердiе, вeру, кротость, воздержанiе (Гал. 5, 22).

Sivilla

  • Гость
Как отличить благодать от прелести
« Ответ #3 : 10 Июль 2006, 10:42:18 »
Святитель Игнатий Брянчанинов
О прелести


http://Состояние людей в бесовской прелести бывает очень разнообразно, соответствуя той страсти, которою человек обольщен и порабощен, соответствуя той степени, в которой человек порабощен страсти. Но все, впавшие в бесовскую прелесть, то есть, чрез развитие собственнаго самообольщения вступившие в общение с диаволом и в порабощение ему,- находятся в прелести, суть храмы и орудия бесов, жертвы вечной смерти, жизни в темницах ада.

Склоняется, влечется наше свободное произволение к прелести: потому что всякая прелесть льстит нашему самомнению, нашему тщеславию, нашей гордости. "Бесы находятся вблизи и окружают новоначальных и самочинных, распростирая сети помыслов и пагубных мечтаний, устроивая пропасти падений. Город новоначальных - все существо каждаго из них - находится еще в обладании варваров... По легкомыслию не вдавайся скоро тому, что представляется тебе, но пребывай тяжким, удерживая благое со многим разсмотрением, и отвергая лукавое... Знай, что действия благодати - ясны; демон преподать их не может: он не может преподать ни кротости, ни тихости, ни смирения, ни ненависти к миру; он не укрощает страстей и сластолюбия, как это делает благодать". Действия его: "дмение" - надменность, напыщенность - "высокоумие, страхование, словом все виды злобы. По действию можешь познать свет, возсиявший в душе твоей, Божий ли он, или от сатаны" (Добротолюбие, О прелести и проч.)

Усиленный подвиг находящихся в прелести обыкновенно стоит рядом с глубоким развратом. Разврат служит оценкою того пламени, которым разжены прельщенные.

Зараженнаго "мнением" обличает Господь так: Глаголеши, яко богат есмь, и обогатихся, и ничтоже требую: и не веси, яко ты еси окаянен, и беден, и нищ, и слеп, и наг (Апок. 3,17). Господь увещавает прельщеннаго к покаянию; предлагает купить не у кого иного, у Самаго Господа, необходимыя потребности, из которых составляется покаяние (Апок. 3,18). Купля настоятельно нужна: без нея нет спасения. Нет спасения без покаяния, а покаяние принимается от Бога только теми, которые, для принятия его, продадут все имущество свое, то есть, отрекутся от всего, что им ложно усвоивалось "мнением".

Общий признак состояний духовных - глубокое смирение и смиренномудрие, соединенное с предпочтением себе всех ближних, с расположением, евангельскою любовию ко всем ближним, со стремлением к неизвестности, к удалению от мира. "Мнению" тут мало места: потому что смирение состоит в отречении от всех собственных достоинств, в существенном исповедании Искупителя, в совокуплении в Нем всей надежды и опоры, а "мнение" состоит в присвоении себе достоинств, данных Богом, и в сочинении для себя достоинств несуществующих. Оно соединено с надеждою на себя, с хладным, поверхностным исповеданием Искупителя. Бог прославляется для прославления Себя, как был прославлен Фарисеем (Лук. 18,11). Одержимые "мнением" по большей части преданы сладострастию, не смотря на то, что приписывают себе возвышеннейшие духовные состояния, безпримерныя в правильном православном подвижничестве; немногие из них воздерживаются от грубаго порабощения сладострастию, - воздерживаются единственно по преобладанию в них греха из грехов – гордости

Все частные виды самообольщения и обольщения бесами относятся к двум вышесказанным главным видам, и происходят, или от неправильнаго действия ума, или от неправильнаго действия сердца. В особенности обширно действие "мнения". Не без основания относят к состоянию самообольщения и прелести душевное настроение тех иноков, которые, отвергнув упражнение молитвою Иисусовою и вообще умное делание, удовлетворяются одним внешним молением, то есть, неупустительным участием в церковных службах и неупустительным исполнением келейнаго правила, состоящаго исключительно из псалмопения и молитвословия устных и гласных. Они не могут избежать "мнения", как это объясняет упомянутый старец Василий в предисловии к книге святаго Григория Синаита, ссылаясь преимущественно на писания преподобных, этого Григория и Симеона Новаго Богослова. Признак вкравшагося "мнения" вынаруживается в подвижнике тем, когда они думают о себе, что проводят внимательную жизнь, часто от гордости презирают других, говорят худо о них, поставляют себя достойными, по мнению своему, быть пастырями овец и руководителями их, уподобляясь слепцу, берущемуся указывать путь другим слепцам (О втором образе внимания и молитвы). Устное и гласное моление тогда плодоносно, когда оно сопряжено со вниманием, что встречается очень редко: потому что вниманию научаемся преимущественно при упражнении молитвою Иисусовою (Предисловие схимонаха Василия).

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Как отличить благодать от прелести
« Ответ #4 : 10 Июль 2006, 14:04:35 »
Цитаты из свв отцов - это очень неплохо, плохо выносить цитаты на форум без осмысления, тогда уж лучше всего читать подвижнические наставления полностью.

Важный момент. Духовная брань претерпевает изменения - она утончается, старое оружие зачастую оказывается недейственным. Посему наставления должны быть поняты применительно современному состоянию. Привожу пример (свт.Игнатий и старец Силуан).

Свт. Игнатий (см. пост Sivilla) говорит: Общий признак состояний духовных - глубокое смирение и смиренномудрие, соединенное с предпочтением себе всех ближних, с расположением, евангельскою любовию ко всем ближним, со стремлением к неизвестности, к удалению от мира.

Это исключительно правильные слова исключительно легко могут быть поняты не верно. Прежде всего сам Игнатий (своим образом жизни) не соответствует им - спорит, обличает, научает, епископствует, много пишет, имеет известность. И посему... формальное (внешнее) понимание этих слов будет искусительным.

Далее. Нужно иметь смирение, без него все - прелесть. Это общее место поучений. А когда входишь глубже, вдруг узнаешь, что:  
Есть много родов смирения. Один послушлив и во всем себя укоряет, и это смирение. Иной кается во грехах своих и почитает себя мерзким пред Богом, — и это смирение. Но иное смирение у того, кто познал Господа Духом Святым. Кто познал Господа Духом Святым, у того другое познание и другой вкус. Прп.Силуан

Оказывается, есть смирение человеческое - аскетическое, а есть смирение Христово - благодатное - и это совсем особое смирение, и никто не может его описать, и познается оно только Духом Святым. Смирение призывает благодать, и если благодать не приходит, то смирение фальшивое. Более того, истинное смирение дается только благодатью.

Далее. Если свт.Игнатий говорит об евангельской любви ко всем ближним, то находятся такие "трактователи" отеческого слова, которые делают вывод, что надо врагов церкви ненавидеть. Старец Силуан говорит о важнейшем и "почему-то" забытом евангельском критерии истинного духовного состояния - любви к врагам. И если нет этой любви,  во что превращается любовь к ближним?..

И вывод. Не зная отеческого учения прп.Силуана, опираясь лишь на свт.Игнатия, можно претерпеть некоторый ущерб, который касается самого важного - действия благодати. Посему читаем отцов вкупе, с рассуждением, без слепого  копирования.

Sivilla

  • Гость
Как отличить благодать от прелести
« Ответ #5 : 10 Июль 2006, 16:56:17 »
Во истину знание надмевает :(

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Как отличить благодать от прелести
« Ответ #6 : 10 Июль 2006, 17:08:50 »
Надмевает осуждение. В знании оно выступает более организовано и громогласно, чем в незнании, в котором осуждение вопит, немотствуя.

Sivilla

  • Гость
Как отличить благодать от прелести
« Ответ #7 : 10 Июль 2006, 17:40:36 »
Одно благо любовь все покрывает

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Как отличить благодать от прелести
« Ответ #8 : 10 Июль 2006, 18:01:10 »
Цитата: Alexander
Смирение призывает благодать, и если благодать не приходит, то смирение фальшивое. Более того, истинное смирение дается только благодатью.


Есть несовершенное человеческое смирение, есть совершенное божественное смирение. Первое привлекает второе. Человеческое смирение нельзя называть фальшивым, оно бывает вполне искреннее, просто оно не может быть совершенным, как и все человеческое. Бывает конечно и фальшивое смирение.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Как отличить благодать от прелести
« Ответ #9 : 10 Июль 2006, 18:14:29 »
Согласен, Evgeny. Я хотел сказать, что если человеческое смирение есть, а благодати нет и нет, значит что-то не так.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Как отличить благодать от прелести
« Ответ #10 : 11 Июль 2006, 21:47:14 »
Цитата: Alexander
если человеческое смирение есть, а благодати нет и нет, значит что-то не так.

Помню разговор 20-летней давности с молодым тогда, а ныне уже усопшим, новопостриженным монахом в Троице-Сергиевой Лавре.
Он поражался тому, что на другой день после его пострига полностью изчезла молитва, весьма благодатная до той поры, и душа превратилась в камень. Оставался только идиотский вопрос: А что я тут делаю?
Мы встречались время от времени, и он сообщил мне, что решил не уходить в мир, а найти ответ на его окаменение, продолжая молиться холодным сердцем и умом.
Только по прошествии четырех лет молитва и любовь ко Господу вновь вернулись к нему, также неожиданно, как когда-то покинули.
Полагаю, что Господь "устроил" ему испытание, не имеющее ничего общего с степенью его смирения...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Как отличить благодать от прелести
« Ответ #11 : 11 Июль 2006, 22:18:00 »
Два существенных момента. Во-первых, он уже знал благодатную молитву. И оставление благодати на долгое время - известное явление в практике молитвы. Во-вторых, четыре года не такой уж и большой срок.

Т.е. у него отсутствовала ситуация "благодати нет и нет", а благодать уже была, а потом ее на длительный срок не стало, и вновь она вернулась.

jedi

  • Сообщений: 187
    • Просмотр профиля

Как отличить благодать от прелести
« Ответ #12 : 03 Август 2006, 18:49:41 »
На мирянина (который молитвенно готовился к паломничеству) при посещении святых мест может снизойти благодать хотя бы на кратковременный миг?
Спасибо - Радость Моя !

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Как отличить благодать от прелести
« Ответ #13 : 03 Август 2006, 21:39:15 »
jedi,  
Цитировать
На мирянина (который молитвенно готовился к паломничеству) при посещении святых мест может снизойти благодать хотя бы на кратковременный миг?

Может. Паломничество - своего рода таинство, если есть искреннее и благоговейное отношение.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Как отличить благодать от прелести
« Ответ #14 : 04 Август 2006, 00:29:18 »
Цитата: Alexander
Может. Паломничество - своего рода таинство, если есть искреннее и благоговейное отношение.

У меня с младых ногтей почему то были особенные отношения с Франциском Ассизским. Их усугубил, помню, просмотр фильма Франко Зефирелли "Брат Солнце, Сестра Луна" про Франциска.
И вот, попав живьем в Ассизи, я с глубоким благоговеньем устремился в храм, украшенный фресками Джотто, место его захоронения. В подклете подземного, более древнего храма обошел вокруг могилы Сан Франческо, и с удивлением обнаружил, что не шевельнулся во мне ни один нерв, все мои прежние чувства вообще не возникли, и выйдя на белый свет, я осознал, что перестал быть его поклонником навсегда...
Такое вот паломничество со знаком минус.
Противоположное сравнение - рака с мощами Преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре. Приближаешься к ней как к синхрофазотрону - такая мощь благодати, и бузует непрерывно. Неоднократно наблюдал, как праздно интересующиеся подпадали под воздействие и бухались на колени, сами того не желая.
Интересно бы знать сколько тысяч человек стали верующими около нетленного тела Пр. Сергия?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.