+++все-таки нахожу я в таких характеристиках (и соответствующих обсуждениях) некую игру ума, похожую на словесный пинг-понг. Задается мысленное поле - в границах других, более широких, полей - и противник, которому отводится противоположное поле, побивается...
У Вас получается, что нет объективно существующего смыслового поля, а есть поля субъективные, которые каждые придумывает сам. Поэтому у Вас выходит, что богословие, догматика и церковная история похожи на игру, с помощью которой играют людьми демонические силы (?) и в которой кто красноречивее и кто кого переспорит, тот и прав.
Я же исхожу из предположения, что существует объективное смысловое поле (это логосы, энергии-воления Божии о мире), и прав тот, чья позиция объективно к нему ближе. А ближе всего к этому смысловому полю -- это, во-первых, церковная догматика, затем церковные каноны в их неизменяемой части, затем церковная история в своей неизменямой (вечной, непреходящей) составляющей, то есть в деяниях святых и т. д. и т. п. вниз по нисходящей иерерахии соответствия любого материального объективному смысловому полю волений Божиих. Человеку от природы дана способность постижения логосов (постижению этому способствуют также ангельские, а вовсе не демонические силы), а кроме того и в Церкви дается эта способность даже не постижения, а соединения с Самой Истиной через участие в таинствах, а через это и постижения. И потому каждый человек, если он не расстрачивает через соучастие со грехом эти самые способности, способен оценить, чья позиция объективно ближе этому объективному и не зависящему от людского произвола миру ценностей. Поэтому в подобных спорах вовсе нет никакой игры ума, а есть извечное стремление человека к Истине, объективно выражающей Себя в виде вечной и неизменной системы ценностей. Разумеется, это стремление в человека заложено не демоническими силами, а Творцом и выражает Его предвечный Замысел о нем, как о существе, который не только должен сам соединиться с Творцом, но привести все творение к Нему. Демоническими силами, наоборот, инспирируется стремление отвратить человека от поисков объективной истины, заставить человека признать ее не существующей игрой ума. Принудить его обходиться своим умом без интереса и изучения того отражения объективной истины, которое существует в догматах, канонах, церковной истории и во всем мироздании.
Поэтому разумный человек никогда не будет отрицать возможности и необходимости для человека и человечества как не посредственного соединения с Истиной в аскетике и через участие в таинствах, так и познания объективной истины в творении. Отрицание последнего делает мир бесформенным хаосом, а не творением Создателя, является еретическим учением и признаком неправильной аскетики
+++И посему нужно выйти из этих ментальных ловушек и видеть в церкви - любой - прежде всего людей, а потом уже мысленные и прочие сети, которые наброшены на них лукавыми духами
В церкви -- любой -- надо видеть прежде всего Истину или ее отсутствие. Церкви созиждутся не людьми -- это бывает только с политическими организациями и псевдорелигиозными общественными образованиями -- а Истиной. В частности, если само основание церкви радикально противоречит церковным канонам, как это случилось с катакомбными церквями, то никакой Истины в ней нет и не может быть по определению, какие бы замечательные люди или даже выдающие подвижники и исповедники в ней ни находились. Аскеза, исповедничество или даже мученичество бесплодны вне Истины