Alexander, в обсуждении просматривается вопрос: «Возможно ли спасение без (вне) Христа в этом мире и в вечности?» А как Вы на него отвечаете в плане духовной жизни человека?
Для себя думаю примерно так: в этом мире без (вне) Христа невозможно спасение, а в вечности невозможно без (вне) Бога или так: без (вне) Христа возможно без (вне) Бога нет, но Христос и есть Бог…
Ведь в Рай или ад попадают по состоянию, после частного суда, а в Царство Божие или геенну – по устремлению, после Страшного Суда…
Как такое возможно и говорит Павел (и не только он), объясняя спасение (или падение) посредством источника из которого человек определяет (опирается и т.д) себя. Для язычника по духу (а здесь не важно иудей это или эллин) Бог сокрыт как закон, совесть («голос Бога в душе человека»), для верующего (опять же в духе и истине) Бог открылся как Христос. И еще: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.» (Мат. 12:31-32), поэтому Рубикон наступает только тогда, когда дух человека произвольно отворачивается от Духа Божьего в вечности…