Исихазм

Автор Тема: С чего начать?  (Прочитано 14070 раз)

Yogin

  • Гость
С чего начать?
« : 27 Июль 2006, 13:44:29 »
Прошу прощения за то, что "засыпал"  форум своими сообщениями, но здесь я нашел очень много интересного для себя.

Два слова о себе.
Крестился в двадцать лет, но действительным христианином себя не считал, хотя отношусь к Христианской религии с уважением.

Пять лет занимаюсь Йогой.

Сейчас очень заинтересовался мистическими направлениями религий, особенно Исихазмом.

Теперь вопрос: с чего начать? Есть ли что-то вроде "руководства для начинающих практику" в исихазме?

Заранее спасибо.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

С чего начать?
« Ответ #1 : 27 Июль 2006, 16:26:39 »
В плане литературы - здесь:
http://hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=19

jedi

  • Сообщений: 187
    • Просмотр профиля

С чего начать?
« Ответ #2 : 27 Июль 2006, 18:39:16 »
Без благословения нельзя...
Спасибо - Радость Моя !

Виктор

  • Сообщений: 171
    • Просмотр профиля

С чего начать?
« Ответ #3 : 28 Июль 2006, 09:21:16 »
Йога не совместима с христианством.

jedi

  • Сообщений: 187
    • Просмотр профиля

С чего начать?
« Ответ #4 : 28 Июль 2006, 10:32:56 »
Виктор, не знаю...
Можно ли с 100% достоверностью так говорит...
Спасибо - Радость Моя !

jedi

  • Сообщений: 187
    • Просмотр профиля

С чего начать?
« Ответ #5 : 28 Июль 2006, 11:23:24 »
Практиковал молитву в паломничесве и в подготовке к нему, в итоге 3 дня.. а эффект не для слабонервных... Тоже может быть опасно...если не готов...
Спасибо - Радость Моя !

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

С чего начать?
« Ответ #6 : 28 Июль 2006, 11:41:01 »
Практика в исихазме определяется целью - стяжанием Святого Духа. Очень часто под практиками (в т.ч. йогическими) понимают развитие различных способностей. Так вот: такое узкое и эгоистическое представление о практике к умному деланию не применимо.

Насчет совместимости. Человек, прошедший через йогические занятия (это, скорее всего, что-то самопальное), в любом случае несет остаточную память о них и в православии, поэтому проблема схожести или совместимости некоторых технических приемов перед ним может стоять - до тех пор пока он будет придавать приемам излишнее значение.

Виктор

  • Сообщений: 171
    • Просмотр профиля

С чего начать?
« Ответ #7 : 28 Июль 2006, 12:21:13 »
jedi, во всяком случае на99% точно. Достаточно философии сравнить, чтобы увидеть огромную разницу.
Цитировать
Индуизм - это не столько интеллектуальный поиск, но скорее практическая система, и эта практика в прямом смысле слова - черная магия.
Арх. Лазарь(Абашидзе)

http://www.azbyka.ru/stairs/3/index3g1.htm см. здесь Арх. Лазарь(Абашидзе), митр. Антоний(Сурожский)
http://www.wco.ru/biblio/books/rouz2/ о. Серафим(Роуз) Православие и религия будущего.
http://www.wco.ru/biblio/books/elis1/ Православный путь ко спасению и восточные мистические учения.

"...тот кто зная о христианстве, идет индусским мистическим путем, не спасется" прп Амвросий Оптинский.

Цитировать
Неверующие не спасутся; и из православных многие не спасутся за жестокосердие и немилосердие
Мало спасающихся
Нечестивии не узрят славы Твоея, Христе, то есть неверующие, неправо верующие, католики злые, лютеране богохульники и реформисты, евреи, магометане, все буддисты, все язычники. А мы узрим ли? Это зависит от нашей жизни, веры, благочестия. Если мы имеем Дух Христов (Ср.: Рим. 8, 9), если мы будем новою тварью во Христе (Ср.: 2 Кор. 5, 17), то, несомненно, увидим славу Христову и вечно будем наслаждаться ею. Кто мудр и поймет это? — Кто понудит себя к достижению Царствия Божия (Ср.: Мф. 11, 12)?
Знаменательно. — Кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие (Ин. 3,5); магометане — не войдут, евреи — не войдут, идолопоклонники — не войдут, еретики — не войдут, сектанты — не войдут; блудники, прелюбодее, лихоимцы, обидчики, пьяницы, татие — Царствия Божия не наследят (Ср.: 1 Кор. 6, 9-10). Скорее ухватывайтесь за вечную жизнь и готовьтесь к ней. Не опоздайте. Только истинною верою во Христа и в Церковь Его спасемся да делами любви.
св. прав. Иоанн Кронштадский.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

С чего начать?
« Ответ #8 : 28 Июль 2006, 12:58:43 »
Цитировать
Индуизм - это не столько интеллектуальный поиск, но скорее практическая система, и эта практика в прямом смысле слова - черная магия.
Арх. Лазарь(Абашидзе)

Чушь. Прошу не скатываться на примитивный уровень: все у них хреново.

Вы привели слова о.Иоанна, а теперь приведите слова прп.Иосифа Волоцкого, что нужно делать с теми, кто в Царство Божие не войдет при причине своего сектанства. Кстати, ближайшие помощники о.Иоанна стали сектантами...

Виктор, объясните, пожалуйста, эти слова ап.Павла:

Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, [потом] и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные [дела] человеков через Иисуса Христа. (Рим.2:9-17)

jedi

  • Сообщений: 187
    • Просмотр профиля

С чего начать?
« Ответ #9 : 28 Июль 2006, 13:16:48 »
Alexander, в очновном, согласен. И к способностям я уже давно не стремлюсь... интересна только истина и изменения самого себя в сторону христианских (православных) идеалов...
Спасибо - Радость Моя !

jedi

  • Сообщений: 187
    • Просмотр профиля

С чего начать?
« Ответ #10 : 28 Июль 2006, 13:33:36 »
Виктор, согласен, с тем, что они опаснее...
Спасибо - Радость Моя !

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

С чего начать?
« Ответ #11 : 28 Июль 2006, 14:07:10 »
Виктор, из этого сайта «Азбука веры» лучше было бы привести не слова о. Лазаря (Абашидзе), а вл. Антония (Сурожского):

Цитировать
Бог - не конфессионален. Он не принадлежит определенной религии, определенной группе. Он равно сияет светом, посылает Свой дождь на добрых и на злых. Он не делает различий, Он смотрит в сердце человека. Человек может ошибаться умственно, но молиться истинно ; это разные вещи.


И приведенные слова Иоанна Кронштадского – это, на мой взгляд, плохой дидактический прием, широко применявшийся и в византийские времена для простого люда. Есть мнение, что грубое деление на «белое» и «черное» бывает полезным. Но в этой дидактической методике видится мне неискренность учителей Церкви. Тем более, в наш искушенный век подобный подход к иным верованиям очень быстро приводит к внутреннему конфликту.
Известно общение самого о. Иоанна Кронштадсткого с представителями иных религий. И с ними он общался не на языке безапелляционной апологетики.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

С чего начать?
« Ответ #12 : 28 Июль 2006, 14:44:51 »
Хочу добавить, что черно-белое видение (и соответственному отношение), сопряженное с непременным очернительством оппонентов, являясь основой конфессиональной идеологии, - и послужило во многом причиной кризиса веры и крушения церкви в России. Такая идеология поддерживалась в те времена государством, а ныне называется разжиганием межрелигиозной розни.

Виктор

  • Сообщений: 171
    • Просмотр профиля

С чего начать?
« Ответ #13 : 28 Июль 2006, 14:48:27 »
Igor, Читал статью митр. Антония. Я согласен, если человек искренне ошибается.
 Еще раз приведу слова :
"...тот кто зная о христианстве, идет индусским мистическим путем, не спасется" прп Амвросий Оптинский. И добавить
 
Цитировать
А мы узрим ли? Это зависит от нашей жизни, веры, благочестия. Если мы имеем Дух Христов (Ср.: Рим. 8, 9), если мы будем новою тварью во Христе (Ср.: 2 Кор. 5, 17), то, несомненно, увидим славу Христову и вечно будем наслаждаться ею. Кто мудр и поймет это? — Кто понудит себя к достижению Царствия Божия (Ср.: Мф. 11, 12)?

Alexander, сам толковать не буду. А так вы правы в чем-то. Но хотел бы еще привести слова свт. Игнатия Брянчанинова :
Цитировать
Напрасно ж, ошибочно вы думаете и говорите, что добрые люди между… магометанами спасутся, то есть вступят в общение с Богом! напрасно вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! таково постоянное учение истинной Церкви, и Ветхозаветной, и Новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель! она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад. Если праведники истинной Церкви, светильники, из которых светил Дух Святой, пророки и чудотворцы, веровавшие в грядущего Искупителя, но кончиною предварившие пришествие Искупителя, нисходили во ад, то как вы хотите, чтоб… магометане, за то что они кажутся вам добренькими, не познавшие и не уверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю вам, средством, - верою в Искупителя? - Христиане! познайте Христа! - Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какие-то добрые дела! Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христа и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства. Мыслим убо, говорит святой апостол Павел, верою оправдатися человеку, без дел закона. Правда же Божия верою Иисус Христовою во всех и на всех верующих: несть бо разнствия. Вcи бо согрешиша и лишени суть славы Божией: оправдаемы туне благодатию Его, избавлением, еже о Христе Иисусе  (Рим.3,28,22). Вы возразите: “Святой апостол Иаков требует непременно добрых дел; он научает, что вера без дел - мертва”. Рассмотрите - чего требует святой апостол Иаков. - Вы увидите, что он требует, как и все боговдохновенные писатели Священного Писания, дел веры, а не добрых дел падшего естества нашего! Он требует живой веры, утверждаемой делами нового человека, а не добрых дел падшего естества, противных вере. Он приводит поступок патриарха Авраама, дело, из которого явилась вера праведника: это дело состояло в принесении в жертву Богу своего единородного сына. Заклать сына своего в жертву - совсем не доброе дело по естеству человеческому: оно - доброе дело, как исполнение повеления Божия, как дело веры. Всмотритесь в Новый Завет и вообще во все Священное Писание: вы найдете, что оно требует исполнения заповедей Божиих, что это исполнение называется делами, что от этого исполнения заповедей Божиих вера в Бога делается живою, как действующая; без него она мертвая, как лишенная всякого движения. И напротив того, вы найдете, что добрые дела падшего естества, от чувств, от крови, от порывов и нежных ощущений сердца - воспрещены, отвергнуты! А эти-то именно добренькие дела вам и нравятся в… магометанах! За них, хотя бы то было с отвержением Христа, вы хотите им дать спасение.


Прочитал толкования блаж. Феофилакта. Мне кажется стоит обсудить его здесь.
Цитировать
А тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина.

Εξ έρίθείας означает усилие и неразумное упорство. "А иже по рвению", то есть с усилием. Здесь показывает, что они сделались злыми не по неведению, но по упорству, почему и недостойны помилования. И покорность неправде и непокорность правде также есть грех произвола; ибо не сказал: которые принуждены и терпят насилие, но которые покоряются. Обрати внимание, что о Господнем воздаянии в жизни вечной выразился иначе, нежели о прискорбном. Ярость, говорит, и гнев и скорбь. Не сказал: воздадутся Богом, но оставил речь неконченною, чтобы подразумевали: будет. Ибо Богу свойственно животворить, а наказание есть следствие нашей беспечности. Словами всякой душе человека обуздывает гордость римлян. Хотя бы кто, говорит, был царем, не избежит наказания, если творит (κατεργαζόμενος) злое, то есть остается в зле и не раскаевается: ибо не сказал εργαζόμενος, то есть делающий, но κατεργαζόμενος, то есть делающий зло со тщеславием. А как иудей большее получил наставление, то он достоин большей казни; ибо сильные сильно будут истязаны (Прем. 6, 6), и более сведущие тяжелее будут наказаны.

Слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину.

В следующем далее апостол намерен доказать, что ни обрезание не приносит пользы, ни необрезание не причинит вреда, и затем показать необходимость веры, оправдывающей человека. Для этого он сначала ниспровергает иудейство. Заметь же мудрость: говорит о бывшем до пришествия Христова, что мир был исполнен пороков и что все подлежали казни, во-первых, иудей, потом эллин. Признав же за несомненное, что язычник будет наказан за зло, из этого положения выводит заключение, что он будет и награжден за добро. Если же и награда и наказание суть последствия дел, то закон и обрезание уже излишни, и не только излишни, но и приготовляют иудею большее наказание; ибо если осуждается язычник потому, что не руководствовался природой, а потому и естественным законом, то гораздо более осуждается иудей, который при том же руководстве воспитан был еще в законе. К этому клонится речь апостола. Теперь узнай смысл слов. Под эллинами разумеет здесь не идолопоклонников, но людей богобоязненных и живших благочестиво, не имея закона, каковы Мелхиседек, Иов, ниневитяне, наконец, Корнилий. Равным образом и под иудеями разумеет иудеев, живших до пришествия Христова. Ибо, стараясь доказать, что обрезание не имеет никакой силы, обращает внимание на времена древние и показывает, что никакого не было различия между богобоязненным язычником и добродетельным иудеем. Если же иудей ничем не превосходил язычника до пришествия Христова, когда иудейство особенно было славно, то тем более не превосходит он его теперь, когда закон отменен. Так говорит апостол, имея в виду сокрушить гордость иудеев, которые не принимали к себе происходивших от язычества. Слава, говорит, и честь и мир. Блага земные всегда имеют врагов, сопряжены с беспокойствами, подвержены зависти и козням, и хотя бы извне никто не угрожал им, сам обладающий ими всегда беспокоится в помыслах; а слава и честь у Бога наслаждаются миром и чужды беспокойства в помыслах, как не подлежащие козням. Поскольку же казалось невероятным, чтобы удостаивался чести язычник, не слыхавший закона и пророков, то доказывает это тем, что Бог нелицеприятен. Бог, говорит, не принимает во внимание лица, но испытует дела. Если же по делам между иудеем и язычником нет никакого различия, то ничто не препятствует последнему удостоиться одинаковой чести с первым. Итак, когда отменен закон, не величайся, иудей, перед тем, который из язычников, делающий добро, равен был тебе даже в то время, когда иудейство твое было в славе.

Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся.

Выше доказал, что язычник удостаивается такой же чести, какой и иудей. Теперь доказывает, что во время наказания постигнет и иудея осуждение. Язычники, говорит, не имея закона, согрешили, то есть не быв поучаемы законом, поэтому вне закона и погибнут, то есть легче будут наказаны, как не имеющие обличителем закона; ибо вне закона значит: не подлежа осуждению по закону. Напротив, иудей согрешил под законом, то есть будучи поучаем и от закона, поэтому и суд примет, то есть осужден будет, по закону, как подлежащий закону, который обличает его и подвергает большему осуждению. Как же ты, иудей, говоришь, что не имеешь нужды в благодати, потому что оправдывается законом? Вот, доказано, что тебе нет никакой пользы от закона, так что имеешь большую, нежели язычник, нужду в благодати, как не оправдываемый пред Богом одним слушанием закона. Пред людьми слушатели закона могут казаться честными; но пред Богом не так: пред Ним оправдываются исполнители закона.
 
Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их.

Доказывает то, что говорит против иудеев, и ведет речь с мудрым искусством, чтобы не показаться, будто говорит что-нибудь против закона. Как бы хваля и возвышая закон, говорит, что заслуживают удивления те, которые не имеют закона "естеством", то есть имея убеждение в мыслях: ибо они не имели нужды в законе, а между тем выполнили закон, запечатлев в сердцах своих не письмена, но дела, и вместо закона пользуясь, во свидетельство о добром, совестью и природными мыслями. Говорит здесь о трех законах: о законе писанном, о законе естественном, и о законе дел. Язычники, не имеющие закона. Какого? Писанного. По природе законное делают. По какому закону? По закону, обнаруживающемуся в делах. Не имея закона. Какого? Писанного. Они сами себе закон. Как это? Руководствуясь законом естественным. Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах. Какого? Закона в делах. Заметь мудрость: не поразил иудеев, как требовал этого ход речи. По ходу речи следовало сказать так: когда – язычники, не имеющие закона, делают законное по природе, то они гораздо превосходнее наставленных в законе. Но апостол не сказал так, а выразился мягче, так: сами себе закон. Этим он доказывает, что и в древнейшие времена, и прежде, нежели дан закон, род человеческий находился под тем же Промыслом. Этим заграждает также уста тем, которые говорят: почему Христос не пришел научить деланию добра прежде, изначала? Познание добра и зла, говорит. Он вложил во всех изначала; когда же увидел, что оно не помогает, то пришел, наконец, Сам.

И мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, – в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.

С этих слов начинай новую речь; ибо теперь говорит апостол о том, каким образом судимы будут все вообще люди. В день суда предстанут собственные наши мысли, то осуждающие, то оправдывающие, и человеку не нужно будет на судилище том ни другого обвинителя, ни другого защитника. А дабы увеличить страх, не сказал: грехи, но: тайные дела. Люди могут судить одни явные дела, а Бог, говорит, будет судить тайные дела чрез Иисуса Христа, то есть Отец чрез Сына, потому что Отец не судит никого, но всякий суд отдал Сыну (Ин. 5, 22). Можешь и так разуметь слова через Иисуса Христа: по благовествованию моему, предоставленному мне Иисусом Христом. Здесь внушает, что благовествование не проповедует ничего противоестественного, но возвещает то же самое, что вначале внушено людям самой природой, то есть что и благовествование свидетельствует о суде и наказании.

Виктор

  • Сообщений: 171
    • Просмотр профиля

С чего начать?
« Ответ #14 : 28 Июль 2006, 14:57:47 »
Цитировать
Вы привели слова о.Иоанна, а теперь приведите слова прп.Иосифа Волоцкого, что нужно делать с теми, кто в Царство Божие не войдет при причине своего сектанства. Кстати, ближайшие помощники о.Иоанна стали сектантами...
Я так понимаю, что можно привести, как слова Отцов "за" так и "против".