Виктор, cложилось так, что 01.07.06 я получил по почте книгу свт.Иоанна (Максимовича) «Да обновится русская земля», заказанную несколькими месяцами ранее в Интернет-магазине. Распечатав календарь на июль, я вдруг увидел, что 01.07.06 – день памяти свт.Иоанна. Чудо.
Удивляет слово святителя Иоанна. Человек, которого при жизни называли «чудом аскетической стойкости», «живым святым», «блаженным» - аскет, прозорливец и чудотворец, имеет такое непримечательное слово. Было бы «не дивно», если бы это были слова простого преподавателя догматики, собравшего в коллекцию все благочестивые понятия и подающего эти всем известные истины без особого вдохновения. Но не таким был свт.Иоанн!
И вдруг пришло понимание и всё разрешила простая мысль – он действительно так думал. Его слово происходило от простой церковной веры в обыденные православные истины. Он преподавал веру, не примешивая к ней от человеческого искусства слова. Он просто говорил то, что есть, что сам учил, как искренне верил - для духовной пользы слушающим. Поручителем истины была его чистая жизнь и вера и это давало слову силу, которую не доставило бы красноречие.
Поразительный пример такого же бесхитростного слова – у о.Иоанна Кронштадтского, праведного, которого наиболее почитал святитель Иоанн, даже до официального прославления.
Невольно, при взгляде на двух святых Иоаннов, приходят на сердце слова: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.» (Евр., 13. 7-8).
Будем подражать простой и бесхитростной вере их, которая оживотворяет обычные слова, обычные дела, обычную жизнь, совершая внутреннее и истинное чудо, невидимое и непонятное для неверующих и понятное для тех, кто верит так, как учит святая Церковь. Святителю отче Иоанне, святый праведный отче Иоанне – молите Бога о нас, дайте нам вашей веры!
Удивляет также и строгое последование всем чинам и обычаям церковным святителя Филарета - вплоть до мелких формальностей. Мне кажется, что глядя на этих светильников веры, нужно стараться следовать если не самой форме, то хотя бы духу, смыслу церковных установлений, просто ради послушания Промыслу, сложившему их, а по силе (когда это уместно) - и самой их форме.