Слова "предъидет пред Ним в духе и силе Илии" могут быть подсказкой или небольшим объяснением в том смысле, что дух (и сила) Илии почила на Иоанне Предтече. Только понимать это мистическое действо надо очень конкретно.
Так в этом «конкретно» весь и вопрос: почему именно так, а не иначе? Ведь о духе Илии говорится и ранее (4 Цар. 2:9-10,13-15):
«Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет … И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии,- Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали:
опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли…»
Как быть с этим?
Какая-то духовная "часть" Илии - обоженная тварная энергия (а она никак не безличностна) стала внутренним, духовным ядром Иоанна.
Вот это пожалуй самое интересное. Возможно ли как-то расширить видение (особенно вот это – «обоженная тварная энергия» и «духовное ядро») ибо, думаю, не ошибусь, если скажу что оно довольно новое и чем-то напоминает как бы духовную реинкарнацию?
Как это возможно - подскажет молитва Святому Духу (Личности) - в ней есть слова: прииди и вселися в ны. Если Дух Святой может вселиться в нас (понимаем это опять-таки буквально) - личностно и при этом не разрушая нашей личности, то почему бы святому Илие не сделать по Божьей воле то же. Вспомним, что даже бесы могут вселяться в человека...
Когда бесы вселяются (а точнее временно перехватывают контроль с согласия человека или насильно) это называется одержимость и грех, думаю, пример не очень удачный.
И еще Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» пишет в «Ответе на вопрос: нет ли естества (во Христе) без ипостаси?»:
«Одна и та же ипостась Слова, став ипостасью обоих естеств, не допускает ни одному из них быть безипостасным, равно не позволяет им быть - разноиспостасными между собою; и не бывает она ипостасью то одного естества, то другого, но всегда пребывает ипостасью обоих естеств нераздельно и неразлучно.
Ипостась не делится и не раздробляется на части, и не уделяет одной части своей тому естеству, а другой - другому, но всегда пребывает ипостасью того и другого естества нераздельно и всецело. Ибо плоть Бога Слова не получила бытия в своей особенной ипостаси и не стала ипостасью иною, по сравнению с ипостасью Бога Слова; но, в ней получив ипостась, стала, лучше сказать,
принятою в ипостась Бога Слова, а не существующею самостоятельно, в своей особенной ипостаси. Потому она и не существует безипостасно, и не вводит в Троицу иной ипостаси.»
Однако это возможно лишь непосредственно Богу (Один Бог «Лик к лику» с одним человеком без посредников). Разве человеческая, пусть и обоженая, личность Илии может воипостазировать личность Иоанна?
Иоанн Предтеча отрицал, что он Илия и пророк. При этом мы называем его пророком - без проблем, а на Илье спотыкаемся...
А что здесь странного? Его спросили «ты Илия (вполне конкретный ожидаемый пророк Илия)?», а он ответил «Нет». Что-то не так?
По вопросу же «Пророк?», если верить «слабому»:) Кураеву, то там «третий вопрос — не тот ли ты Пророк? Его не спрашивают — пророк ли он вообще. В греческом тексте стоит определенный артикль. Речь идет о совершенно определенном пророке, чье служение столь же определенно, как и служение Илии … и он в третий раз сказал — "нет".»
Интересно о нем говорит Христос (Лк. 7:24-28):
«По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка ли?
Да, говорю вам, и больше пророка. Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Ибо говорю вам:
из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.»
И Ангел сей был Вестником, «Глас вопиющего в пустыне…»
На Фаворе ученики увидели Моисея и Илию... Интересно, а как они распознали, что это Моисей и Илия, если никогда их раньше не видели. Суть в том, что духовное видение есть одновременно и истинное знание - увидели и познали. Если же Иоанн есть Илия (по духу), то они и увидели Илию.
Распознали они кто есть кто так, что написали личные имена тех, кто был на горе. Интересно, а Иоанна они видели когда-нибудь?
На небе тело должно быть преображенным, иначе слишком много накладок, связанных с земным дебелым функционированием его возникает.
Вопрос в другом. Смотреть на многие события из одного места одновременно – это одно, но личностно пребывать и в теле и в другом теле – это другое.
…не возбуждаются помыслы о возможной реинкарнации
А они должны появляться? Или это будет сюрприз после смерти? Ни в Символе Веры, ни в догматах Церкви что не видно ничего похожего. А если это сокрытое знание для избранных, то какая-то нечестная позиция получается…:(