Исихазм

Автор Тема: Пути Господни...  (Прочитано 11326 раз)

Евгений Жуков

  • Гость
Пути Господни...
« : 01 Январь 2005, 22:11:38 »
Как считаете, какими путями ведет Господь избранного к себе.
Приходилось как-то размышлять над этим. Сложились в голове очень условные, но все же, следующие пути:
1) Тяжелые болезни, скорби, страдания. Если человек проносит чашу веры не расплескав ни капли - венец.
2) Церковно-приходской путь. Ежедневные службы, пение псалмов, очень частые причастия и проч.
3) Монашеский путь с упором на борьбу с внутренними помыслами + послушание и труд.
4) Мирской мистичекий путь. Самый опасный. Как сказал Кураев в эфире радио Радонеж: "Исихия это как встать из окопа и бежать брать высоту одному. Все пули твои".  :D Забавно, не правда ли?
5) Все вышеуказанное понемножку.
Что, братья, думаете?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Пути Господни...
« Ответ #1 : 02 Январь 2005, 17:27:37 »
Званных много. Избранничество начинается с отклика на сердечный зов. А как путь сложится...

0. Мы понимаем, что потрясения неизбежны, потому что внутренний человек обновляется. Это обновление может быть какое-то время скрытым для внешнего человека, который живет по инерции. Несоответствие внутреннего и внешнего, болезненные изменения, отторжение и непонимание мира сего, брань с невидимыми силами - многие тяготы и скорби души и тела. Единственное, что нужно не забывать: скорби не являются самоцелью - стеснение, аскеза и "тяжелые" условия жизни сами по себе венца на дают.

1. Церковно-приходской путь. Для меня лично сомнителен этот вариант. Приход сейчас представляет из себя административную единицу - он строится не на духовных принципах, а на формальных, по типу государственных. Открыт общинный путь, но общины даже по современному уставу в приходы никак не вписываются, и строятся они по личной инициативе, иногда священников.

Пошедшие по пути ежедневных служб и частых причастий взамен получают много конфликтных ситуаций в семьях и отторжение близких и родственников такого странного православия, когда игнорируются домашние и семейные обязательства.

2. Монашеский путь. Да, если под монашеством понимать полную посвященность себя Богу, а не формально-административную причастность к традиционному институту с послушанием и трудом, но без реального духовного руководства.

3. Путь в миру. Лучше: внутреннее (не формальное) монашество в миру. В духовном плане самый перспективный путь на сегодня. Духовный мистический путь всегда опасен. Вот и Кураев говорит об исихии как тыловой работник, который пороху не нюхал :)

Если говорить о пути, где "все вышеуказанное понемножку", то он проявиться тогда, когда мы будем стараться жить во Христе, перестав делить мир на белый и черный, светский и церковный, западный и восточный и т.п., но всему узнаем меру, которой можно пользоваться, и за которую заходить не полезно.

Евгений Жуков

  • Гость
Пути Господни...
« Ответ #2 : 02 Январь 2005, 18:43:50 »
Александр, за Вами чувствуется опыт. Однако проглядывается и односторонность. Что значит "перспективный" путь? Это значит, что есть не перспективный? Как же можно назвать опыт постоянного служения в церкви не перспективным? Христианство тем и отличается от йоги, что Господь дал нам, убогим, таинство соединения с ним напрямую. Без осмысления мистичеки-аскетичекого опыта, который далеко и далеко не всем под силу. Моя бабушка была не грамотна. Она с трудом расписывалась. Но она жила в церкви.И о ее чистоте, терпении и проч. добродетелях можно много рассказать. Значит Господь вел ее не перспективным путем? Говорил ли Господь: "Молись так-то и так-то. Вот тебе техника безмолвной молитвы"? Вряд ли. Он говорил: "Имеющий заповеди Мои и соблюдающий их, тот и есть любящий Меня. А любящий Меня возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлю ему Себя. "
И Ваш пост о том, что прелести боятся в лес не ходить. Тоже странно. Если человеку страшно это вовсе не значит, что обязательно лукавый страх внушает. Страх естестественное наше чувство. И Господь вполне может страхом давать понять - туда не лезь, убъет.

Евгений Жуков

  • Гость
Пути Господни...
« Ответ #3 : 02 Январь 2005, 22:45:07 »
И про "внутренне", неформальное монашество, тоже весьма спорно.
"придет время, возлюбленные дети мои, когда монахи оставят пустыни, и потекут вместо них в богатые города, где, вместо этих пустынных пещер и тесных келий, воздвигнут гордые здания, могущие спорить с палатами царей;...и не смотря на то, что будут жить среди мира, будут называть себя уединенниками (монах – собственно уединенник). " Антоний Великий.
А человека, давшего обет безбрачия и стремящегося исполнить его, я бы вряд ли назвал "работником тыла".

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Пути Господни...
« Ответ #4 : 03 Январь 2005, 00:12:27 »
Цитата: Евгений Жуков
Что, братья, думаете?


Евгений, я за (5) Все вышеуказанное понемножку - с рассуждением и соответствием обстоятельствам жизни. Но главное смотреть в суть а не на форму - зачем мы всё это делаем. Если будем понимать суть, то сможем рассудить что в какой ситуации делать. А суть, думаю, - стяжать Святого Духа, который учит непрестанно отвергаться себя и любить Бога и ближних.  Пожалуй, лучше преп. Серафима об этом не скажешь:

"стяжании этого-то Духа Божиего и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели только средства к стяжанию Духа Божиего.

Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потому что она как бы всегда в руках наших, как орудие для стяжания благодати Духа. Захотели бы вы, например, в Церковь сходить, да либо Церкви нет, либо служба отошла; захотели бы нищему подать, да нищего нет, либо нечего дать; захотели бы девство соблюсти, да по сложению вашему или по усилиям вражеских козней, которым вы по немощи человеческой противостоять не можете, сил нет этого исполнить; захотели бы и другую какую добродетель ради Христа сделать, да тоже сил нет, или случая сыскать не можно. А до молитвы уже это никак не относится: на нее всякому и всегда есть возможность — и богатому и бедному, и знатному и простому, и сильному и слабому, и здоровому и больному, и праведному и грешнику. Велика сила молитвы, и она более всего приносит Духа Божиего, и ее удобнее всего всякому исправлять. Молитвою мы с Всеблагим и Животворящим Богом и Спасом нашим беседовать удостаиваемся.

Стяжевайте благодать Духа Святого и всеми другими, ради Христа, добродетелями, торгуйте теми из них, которые вам больший прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благости Божией, кладите их в ломбард вечный Божий и не по четыре или по шести на сто, но по сту на один рубль духовный, но даже еще того в бесчисленное раз больше. Примерно: даст вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь; более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте." (Беседа прп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым)

Цитировать
4) Мирской мистичекий путь. Самый опасный. Как сказал Кураев в эфире радио Радонеж: "Исихия это как встать из окопа и бежать брать высоту одному. Все пули твои"


Дело в том что есть путь непрестанной внутренней молитвы, бдения и памяти Божией - это одна из заповедей Христа, подтверждённая ап. Павлом и многим св. отцами и обязательна для всех. Но не надо это путать с  исихастской практикой "дыхательных упражнений", "сведения ума в сердце" - это действительно путь не безопасный и не для всех приемлемый. Часто путают одно с другим утверждают что непрестанная молитва - путь опасный и не для всех. Это есть совершенная неправда, и более того, самая настоящая ересь, повсеместно распространившаяся в наши времена.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Пути Господни...
« Ответ #5 : 03 Январь 2005, 00:35:25 »
Замечательные слова прп.Серафима Саровского. Как бы мы не относились к Мотовилову, эта беседа напоена дыханием Святого Духа, и сердце говорит: "Да!"

PS Я полагаю, что слова Антония Великого, приведенные Евгением Жуковым, скорее, можно отнести к богатым монастырям, коих ныне не мало в городах.

Anonymous

  • Гость
Re: Пути Господни...
« Ответ #6 : 04 Январь 2005, 15:12:51 »
Цитировать
Как считаете, какими путями ведет Господь избранного к себе.


Разными. Один (или одна) склонен к жизни в браке, другой еще и священником потом становится, иной желает посвятить себя полностью Богу и Бог дарует это.

Цитировать
1) Тяжелые болезни, скорби, страдания. Если человек проносит чашу веры не расплескав ни капли - венец.

Это для всех нас православных христиан.

Цитировать
4) Мирской мистичекий путь.

А что это такое? Какая еще мистика у кричащего к Богу "Господи помилуй"?

Цитировать
Самый опасный.

Человекам это невозможно, для Бога все возможно.

Цитировать
Как сказал Кураев в эфире радио Радонеж: "Исихия это как встать из окопа и бежать брать высоту одному. Все пули твои".  :D Забавно, не правда ли?

Правильно сказал. И дело тут не в мистике, а в банальном раскрытии внутренней греховности.

Цитировать
5) Все вышеуказанное понемножку.

Вот именно это. А там как Бог даст. Еще отцы говорили, что волю Божию мы познаем из обстоятельств своей жизни, соответственно и путь складывается свой, особый.

Александр

  • Гость
Пути Господни...
« Ответ #7 : 04 Январь 2005, 17:10:20 »
Исихия, Четвёртый путь! Ибо мы в одиночку пришли в мир, в одиночку оставим его. Одинокость это таинство, это в полном значении Храм в
себе.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Пути Господни...
« Ответ #8 : 05 Январь 2005, 02:07:01 »
Мне кажется не очень верным обособление исихии и называние ее четвертым путем по странноватой аналогии с учением Гурджиева.

Кроме одинокости есть и таинство единства.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Пути Господни...
« Ответ #9 : 05 Январь 2005, 02:09:11 »
***Какая еще мистика у кричащего к Богу "Господи помилуй"?***

Мистика эта - ответ Бога на крик души, ведь не в пустое пространство несется мольба.

Irina

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Пути Господни...
« Ответ #10 : 12 Январь 2005, 00:50:24 »
***Какая  еще мистика у кричащего к Богу "Господи помилуй"?***

 Мне кажется, что в этом случае речь должна идти не об отсутствии мистики, а о состоянии самого молящегося. Сердце такого человека просто закрыто для богообщения. Молитва совершается, но действие происходит только в одну сторону. Вместо радости общения - безысходность.
 Господь отвечает человеку, посылая благодатные энергии в наш мир. Быть восприимчивым к прикосновению силы Божией – это, мне кажется, святая обязанность христианина.



С уважением...

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Пути Господни...
« Ответ #11 : 11 Май 2015, 00:12:45 »
Мне показалось, что существует ещё один путь христианской реализации и кажется, наконец-то я нашла своё предназначение и "профессию" в мире сем. Это такой вид деятельности, как путешествия по обителям, по "параллельным мирам" на земле.
Для таких путешествий, возможно, и не всегда требуется менять привычную внешнюю обстановку, можно ходить изо дня в день по одной и той же улице и воспринимать её каждый раз по-разному.
Под "обителями" и "параллельными мирами" я имею в виду любые внешние учреждения, но в которые ты приходишь по Воле Божией и выполняешь определённые там задачи в соответствии с интересами Неба, и когда завершаешь работу, переходишь в следующую обитель и т.д. В этом, наверное, и есть умирание внешнему миру.

Пробовала "примерить" разное, но всё было не в размер.  Нет тяги ни к одной профессии и в то же время появился навык делать практически любую работу; материнство тоже не влечёт; казалось, ближе всего монашество, но и оно во многом формально. В такой неопределённости зависла надолго и вот, осенило! Душа обрела мир и покой.

Кто-нибудь понимает, о чём я? 

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Пути Господни...
« Ответ #12 : 12 Май 2015, 20:24:06 »
Да. Знакомо и узнаваемо. Именно так как описали и работает

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Пути Господни...
« Ответ #13 : 12 Май 2015, 22:13:53 »
Как-то после этого осознания намного легче стало жить, всё встало на свои места. Профессия - странник обыкновенный :-)

Артемий

  • Сообщений: 370
    • Просмотр профиля

Re: Пути Господни...
« Ответ #14 : 13 Май 2015, 00:32:42 »
Как считаете, какими путями ведет Господь избранного к себе.
Приходилось как-то размышлять над этим. Сложились в голове очень условные, но все же, следующие пути:
1) Тяжелые болезни, скорби, страдания. Если человек проносит чашу веры не расплескав ни капли - венец.
2) Церковно-приходской путь. Ежедневные службы, пение псалмов, очень частые причастия и проч.
3) Монашеский путь с упором на борьбу с внутренними помыслами + послушание и труд.
4) Мирской мистичекий путь. Самый опасный. Как сказал Кураев в эфире радио Радонеж: "Исихия это как встать из окопа и бежать брать высоту одному. Все пули твои".  :D Забавно, не правда ли?
5) Все вышеуказанное понемножку.
Что, братья, думаете?


непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его (Рим.11:33)

Каждому свой рецепт, суть которого, прийти в итоге к тотальному принятию воли Бога и отречению своей воли, где в итоге, - «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20).

Но самый эффективный рецепт чтобы человек повернулся к Господу, -  болезни, скорби и страдания, как говорится "Кто не понимает через голову постучим в печень"
ни себе, ни чему-либо другому не принадлежа, с совершенно не ведающей всякого знания бездеятельностью, в наилучшем смысле соединяясь и ничего-не-знанием, сверхразумное уразумевая.