В наши времена христианство страха стало подавляющим явлением в православии, вытеснив на периферию христианство любви. Страх Божий, как одно из полезных средств самодисциплины, нередко превращается в парализующий ум и душу параноический иррациональный страх, подобно тому как здровое опасение не подхавтить вирус у некоторых превращается в болезненную иррациоальную фобию. По выражению отцов, человек проходит этапы раба, наемника и сына на своем духовном пути к Богу. На этапе раба человеком движет страх (страх Божиего наказания, вечных мук), его мировоззрению свойственны юридизм и законничество, страх нарушить малейшие предписания устава или традиции. Человек не познал еще вполне любви Божией и поэтому не знает что ожидать от Бога и каким образом Его "ублажить", и на всякий случай боится не прогневать его малейшими проступками. В принципе для начального этапа это нормально в умеренных разумных дозах и на определенное время. На этапе сыновства человеком движет чистая любовь, а "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви."(1-е Иоанна 4.18).
Проблема в том что как любовь изгоняет страх, так и наоборот, страх изгоняет любовь, они друг другу противятся. Мировоззрение страха легко выходит из под контроля, проникает глубого в подсознание и становится параноическим. Паранойа страха распространяется как вирус, люди начинают панически бояться нарушений уставов и канонов, печатей и ИНН, всюду им видятся ереси, видение мира становится черно-белым ("мир во зле лежит", а под миром при этом понимается все что за пределами церкви), всюду видятся козни лукавого, происки "антихриста и его слуг" и прочее. Спасение представляется почти невероятным, повсюду на пути расставлены диавольские обманы, соблазны, ловушки, прелесть, ложные видения, ереси. Стоит поддаться одному из этих обманов, и все - вечная погибель, ведь "за гробом нет покаяния". Единственный шанс спасения видится лишь в том чтобы строго придерживаться веками проверенных догматов, канонов, уставов и рекоммендаций составленных св. отцами и ни на йоту от них не отклоняться. Всякое отклонение от строгой традиции вызывет страх и агрессивную реакцию защиты, поскольку подсознательно в этих отклонениях человек чувствует угрозу потерять даже тот малый шанс спасения, который он надеется обрести в традиции. Не осознавая вполне причин своего подсознательного страха и беспокойства, человек внутренне оправдывает свои реакции ревностью по вере и благочестием. Ослепленный паранойей страха человек уже даже не понимает каким жутким извергом ему представляется Бог, позволяющий диаволу расставлять повсюду ловушки и делать все возможное чтобы погубить как можно больше людей, Бог, готовый вечно мстить людям за их малейшие ошибки. Можно часто наблюдать в жизни - человек приходя в церковь, нередко впадает в состояние параноического страха и напрочь теряет даже ту естественную для человека способность любить и здраво мыслить которую он имел до воцерковления. По сути людей отбрасывает дальше от Бога и нередко они застревают в таком рабском состоянии надолго, иногда на всю жизнь. Парадокс - человек, из страха вечного наказания, пытаясь до мелочей исполнить все заповеди, предписания, советы отцов, каноны, традиции и проч., теряет способность жить по главной заповеди - заповеди любви. Происходит свого рода раскол в душе и уме, порождающий глубочайший невроз: одной частью души человек пытается любить ближних по заповеди Христа, а другой он вынужден "ненавидеть врагов церкви", постоянно смущаться и яростно сражаться с ближними, действия которых не вписывается в строгий устав и традицию церкви или взгляды которых не вполне строго и буквально соответствуют традиционному православному богословию, вынужден подсознательно осуждать и избегать общения с неправославными и вообще неверующими и разного рода "грешниками". Естественно что такой невроз и амбивалентность сознания порождают целый клубок психологических проблем - депрессии, раздражительность, нервные срывы и болезни, и проч., снижается способность пребывать в душевном мире и любви, терпимо и милосердно без осуждения относиться к людям, светло смотреть на мир. Это в свою очередь только обостряет ощущение своей падшести и греховности и усиливает страх вечной погибели. Сам человек при этом не осознает всей ненормальности своего состояния, считая это проявлением ревности по вере и благочестия, либо, когда дело доходит до срывов, приписывая их своей особой греховности. Страх, как гомеопатическое лекарство, которое приносит пользу в размеренных дозах, становится настоящим ядом для души, когда выходит из под контроля и становится подавляющей страстью. Может я сгущаю краски, но сама жизнь дает этому слишком много наглядных примеров.
Мне кажется что в первые века христианства дело обстояло совсем по другому. Основная масса христиан были сынами Божиими, христианами любви, и приходящие в церковь новообращенные проходили этап раба (а это иногда необходимо, когда человек изначально в рабстве у грубых страстей), и затем не задерживались и сравнительно быстро достигали любви. Как бы общее окружение, духовная атмосфера в церкви подвигала человека к этому, он равнялся и учился христианству любви у достигших полноты возраста Христова, которых в церкви было много, может быть даже большинство. В наше время ситуация прямо противоположная, рабское понимание православия, христианство страха, стало подавляющим, породило массовую паранойю. Считается что христианской любви обыкновенному мирскому человеку достичь практически невозможно, что в наше время её достигают только афонские старцы, а остальным придется влачить всю жизнь в состоянии рабов, не понимая что именно состояние страха и не позволяет такой любви развится в душе. Можно по разному оценивать как и почему это произошло и возможно ли как-то изменить ситуацию, но в целом картина достаточно печальна.