Исихазм

Автор Тема: О внешнем, внутреннем, а также о религиозной исключительности  (Прочитано 5074 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Как в исламе, так и в христианстве (в православии) - решается одна серьезная проблема - принижение Учения и его ограниченность, навязанная традиционалистским подходом. Гуманистические ценности (в действительности весьма смутные) по своему духовному потенциалу оказываются выше религиозных, если в последних пропагандируется осуждение иноверия и проповедуется вечность зла в виде ада и страданий для грешников и всех иноверцев. Религия, сведенная до уровня закона, оказывается не способной вместить полноту Божией любви - именно ее проповедовал Господь - и терпит поражение, замыкаясь в сужающемся круге интересов. И растет клякса религиозного обрядоверия, национализма и экстремизма - как верный знак утраты столпа света, озаряющего религию изнутри. Звучит как приговор к смерти за идолопоклонство, уже приведенный в исполнение, когда говорят, что самым значимым событием церковной жизни такого-то года, монастыря, церкви - был привоз чудотворной иконы или мощей. Освященная мертвячина! - говорю не о св.мощах и иконах, а по отношению человеческому к ним! Идолопоклоннические танцы вокруг святынь - и религиозное презрение к "недочеловекам" (по умолчанию) другого вероисповедания. Понятно, что в мире гуманистических идей и нарастающего чувства человеческого единства такое идолопоклонство и обрядоверие обречено стать охраняемым музейным экспонатом. И уже стало им... Впрочем, растет и клякса.

Отталкиваясь в качестве затравки от столь «провокационного» сообщения Александра, мне кажется стоит задуматься о месте традиции и духа, внешнего и внутреннего в религии, и их связи и отношении. Человек состоит из внешнего и внутреннего, и лечение его падшего состояния должно включать средства как внешние, так и внутренние, и для тела, и для ума, и для сердца. Невозможно только сосредоточиться на одном и излечить только один состав человека, поскольку остальные составы, оставшись неизлеченными, будут продолжать заражать его. Поэтому в православии внешние и внутренние элементы неразрывно связаны. Не может быть внутреннего преображения сердца без участия тела и ума в Таинствах, обрядах и внешней жизни церкви. Таинства и обрядовые внешние элементы веры всегда соединены с действующией в них благодатью, и спасают все составы человека совокупно, как внутренние так и внешние, но для того чтобы они были спасительны, и человек в свою очередь должен участвовать в них всем составом, как внешне, так и внутренне. Без действенного участия внутреннего человека Таинства не действенны и автоматически никого не спасают.

Иными словами, в идеале должен сохраняться баланс между внешними элементами религии и их внутренним содержанием, баланс участия человека как во внешней, так и во внутренней жизни Церкви. Этот баланс может меняться у каждого человека индивидуально в зависимости от его духовного возраста, на начальных этапах религиозной жизни в человеке обычно превалирует внешнее, на более зрелых этапах акцент переносится на внутреннее. К сожалению, в тех случаях когда подавляющее большинство членов церкви находятся на начальных этапах, это неизбежно отражается и на состояние местной церкви в целом, неизбежно происходит перекос в сторону внешнего, что приводит к распространению обрядоверия, фарисейства и идолопоклонничества. Именно такая ситуация наблюдается сейчас в русской церкви, в которой преемственность духовной традиции была утрачена. Выход из этого массового тупика лежит не через отрицание и поругание внешнего, не через харизматизм, мессалианство или либеральный релятивизм (которые являются лишь другими формами неофитства), а через восстановление правильного баланса внешнего и внутреннего, через переход во внутреннее Царство Божие посредством целостного телесно-духовного внешне-внутреннего участия в сакраментальной жизни Церкви и целостного исцеления человека. Выход лежит не через отрицание внешнего, а через открытие внутреннего содержания внешних элементов церковной жизни, открытие внутренней благодати и Божией любви во внешних обрядах и ментальных догматах веры. 

В отношении же мнения о религиозной исключительности можно сказать следующее. Не случайно это мнение присутствует у многих св. отцов, и кстати аналогичное мнение присутствует почти во всех традиционных религиях. Дело в том что для того чтобы выбраться из падшего состояния, излечиться духовно, человеку требуется очень твердая вера в эффективность и даже исключитьельность той духовной медицины, которую он выбрал. Духовное излечение крайне болезненно для самолюбия и требует полного от него отречения, и человеческое самолюбие пытается избежать болезненного лечения и находит любые лазейки для этого. Твердая вера в неизбежную погибель за пределами избранной веры предохраняет пока еще падшую душу человека от расслабления и индифферентизма, от бесконечного колебания и прехода от одной веры к другой, который ни к чему кроме топтания на месте не приводит. Мнение о равно-спасительности различных религий, как бы не было привлекательно для гуманистического сознания, на деле как правило приводит к тому что человек не спасается ни в одной из религий. Надо выбрать один путь и пройти его полностью. Так, решившийся на хирургическую операцию должен пройти ее до конца, иначе выздоровления не достигнуть, а для этого нужно твердо верить в спасительность операции, в то что других способов лечения в данной ситуации для человека нет. К сожалению, такая вера в исключительность выбранной религии часто, по причине той же падшести души, дает негативный побочный эффект – презрение и ненависть к тем кто не исповедует той же религии. Что же, каждое лекарство имеет побочные эффекты, и чем лекарство сильнее, тем сильнее и они, особенно при передозировках и неправильном употреблении. Вера в исключительность своей религии есть почти неизбежный элемент начального рабского этапа духовного пути, и мало кому удается пройти по среднему пути, избежав крайностей как воинственного фундаментализма, так и духовно расслабленного либерализма. И уж точно никому не удавалось перепыгнуть начальные этапы раба и наемника, и достигнуть сыновства, не излечив прежде сердца и ума от глубоко поразившей их болезни самолюбия. Единственный способ свести побочные эффекты к минимуму – это пройти лечение и от самой болезни, и от побочных эффектов до конца как можно быстрее и эффективнее, пройти этапы раба и наемника и достигнуть истинного усыновления и причастия Божественной любви.  (Быстре не значит недолечившись и перескочив необходимые этапы, а значит не застревая в болотах и ловушках и не стагнируя на достигнутых рубежах).
« Последнее редактирование: 11 Март 2007, 03:57:33 от Evgeny »

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Evgeny,
Просто высший класс! Нет слов, "душат рыданья"...

Участие во внешней церковной жизни может сильно помогать искателю Истины работать с самолюбием, даже и не с самолюбием, а с неадекватным мнением о самом себе (потому что это может быть и другая крайность - самоуничижение). Когда только начинаешь что-то делать в храме, кажется, что все делаешь не так, неуклюже, все на тебя смотрят и, кажется, осуждают. На самом же деле, просто под действием энергии объединенных в молитве людей (что мы и называем Церковью), лезет на поверхность ложное представление о собственной значительности и "вставляет палки в колеса" желанию быть как все в этом замечательном месте. Когда вдруг приходит понимание, что никто тебя не только не осуждает в храме, но, наоборот, сочувствуют и любят тебя, то наступает легкость и свобода, да при этом такого уровня, которого не часто можно встретить вне стен храма...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

  Да, Леонид -это внешняя сторона.  А я вот нахожусь в активе нашего прихода, так я Вам скажу,- там страсти кипят похлеще, чем в мирской обстановке. Внутри не так все все чисто и благодатно, как некоторые могут представить, а и наверняка и думают. Такого иногда насмотришься,и думаешь, как вообще это допустимо. Ладно, мы простые люди....но облаченные саном..?
   Хотя в таких случаях, они всегда говорят- мы простые люди, такие же как и вы....Отговорка?!-ли...
« Последнее редактирование: 11 Март 2007, 15:47:52 от iunija »
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

К сожалению, в тех случаях когда подавляющее большинство членов церкви находятся на начальных этапах, это неизбежно отражается и на состояние местной церкви в целом, неизбежно происходит перекос в сторону внешнего, что приводит к распространению обрядоверия, фарисейства и идолопоклонничества. Именно такая ситуация наблюдается сейчас в русской церкви, в которой преемственность духовной традиции была утрачена.

Евгений, ваше утверждение трудно оспорить, но мне кажется, что такая ситуация была более характерна для 90-х годов. Сейчас, по чисто субъективным ощущениям, здравомыслящих людей, переболевших "детской болезнью" обрядоверия, в Церкви становится все больше. Другое дело, что они не так заметны на фоне крикливых "оголтелых" группировок, размахивающих хоругвями, иконами "царя-мученика", печатающих брошюры о вреде ИНН и тд.
Этих "переболевших" часто принимают за приходское "болото" или, пользуясь изящной терминологией, принятой на нашем форуме, за "номинальных христиан". Но так ли это? Ведь полевые цветы вырастают в невзрачной на вид траве.
Вместе с тем опасность крайне правого крена с его обрядоверием, поисками врагов и т.д. в Церкви сейчас велика, этот "правый  переворот" куда реальнее проклятого всеми "экуменизьма" и может растоптать здоровые ростки.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Что касается экуменизма, традиции конечно надо сохранить и православная церковь не должна быть объединена с католической и т.д. Но экуменизм должен быть и должен быть внутренним. Если человек называет себя христианином, тем более православным, или даже учеником Христовым - он должен видеть, что "все и во всем Христос", ибо "без Него ничего не было сделано, что было сделано". Об этом очень красиво и достойно сказал митр. Антоний Сурожский.

Часто бывает православные принимают учение только ментально, и только для того, чтоб усилить/потешить свое самолюбие, чтоб выделиться среди других и "показаться набожным", а сердце за десятки лет не очищается... почему? - нет Божьей воли? - Есть, конечно Божья воля, как ее может не быть! Но нет человеческой воли, ибо человека интресует праведность перед очами людскими, а не пред Божьими, и "они уже получают награду свою".

И вот возникает вопрос:

- Лучше ли принимать учение на словах и быть плотью верующим и набожным пред людьми века сего, или же, не зная ничего об Иисусе исторического, принять от Него же Истинну сердцем своим, будучи в то время, скажем суфием или буддистом, и кем угодно? Ведь обожествляющее и святое Имя - это только Имя на человеческом [плотском] языке, на ангельском языке, Языке сердца и Духа, Языке Безмолвия, Имя сие Святое и силу большую имеет, и просто красивее звучит... Это к тому, что кто-то может не иметь усыновления посредством Имени Иисуса. Конечно, всякий новоначальный (пусть и 20 лет "воцерковленный") возмутится и выльет за сие на меня бидон грязи, чтоб "освятить свою руку"... 
« Последнее редактирование: 11 Март 2007, 20:51:46 от Keleynick »
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Евгений, ваше утверждение трудно оспорить, но мне кажется, что такая ситуация была более характерна для 90-х годов. Сейчас, по чисто субъективным ощущениям, здравомыслящих людей, переболевших "детской болезнью" обрядоверия, в Церкви становится все больше. ... Вместе с тем опасность крайне правого крена с его обрядоверием, поисками врагов и т.д. в Церкви сейчас велика, этот "правый  переворот" куда реальнее проклятого всеми "экуменизьма" и может растоптать здоровые ростки.

И слава Богу что духовно зрелых людей становится больше, так и должно быть. Это - костяк церкви, залог ее устойчивости от экстремизма всех сортов. Переворот снизу вряд ли произойдет, поскольку в церкви (слава Богу!) нет демократии :-) Чтож поделаешь, пока еще неофитский вирус экстремизма свирепствует, и приходится многим им переболеть, но иначе к нему не приобретешь иммунитета.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Чтож поделаешь, пока еще неофитский вирус экстремизма свирепствует, и приходится многим им переболеть, но иначе к нему не приобретешь иммунитета.

Мой личный небогатый опыт говорит о том, что на начальном этапе (который длится годами) идешь, постоянно озираясь по сторонам и оглядываясь назад - то с любопытством и надеждой (на тех, кто идет иным путем - вдруг истинный путь у них?), то с враждебностью (видя врагов за каждой кочкой), то с сомнениями и тоской (а может, весь этот путь вообще ведет в никуда?).
Но постепенно понимаешь, что нужно учиться смотреть вперед (ну, и под ноги, естественно). И вот это самое трудное, потому что привычка озираться очень сильна.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

И вот возникает вопрос:
- Лучше ли принимать учение на словах и быть плотью верующим и набожным пред людьми века сего, или же, не зная ничего об Иисусе исторического, принять от Него же Истинну сердцем своим, будучи в то время, скажем суфием или буддистом, и кем угодно?

Первое конечно хуже, о чем свидетельствовал Сам Христос, который первым говорил "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;  так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония", а вторым в лице самарянки сказал "Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.  Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. "

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Евгений, но не следует забывать, что это было в пределах Земли Израиля. А настоящие последователи суфизма или буддизма - они-то знают, кому покланяются, и если мы по невежеству своему смеем судить о Том, Кому они покланяются, не зная толком, а так, глянув раз туда предвзятым взглядом, - это не повод "бить писанием" - так делают сектанты. Ведь буддистам и суфиям же Господь такого не говорил, а сказал конкретно самарянке.
« Последнее редактирование: 12 Март 2007, 10:48:10 от Keleynick »
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.