Фома Кемпийский
Расшири меня в любви, дай мне вкусить сердечными устами, как сладко любить и в любви растаивать и носиться. Одержим любовью, хочу вознестись выше себя, в избытке горячности и изумления. Хочу петь песнь любви, хочу за Тобою Возлюбленным в высоту проникнуть. Изумевает в хвале Твоей душа моя, празднующая Тебе любовью. Хочу Тебя любить больше себя, и себя - ради Тебя одного любить хочу, и всех в Тебе любить, кто по правде Тебя любит, как велит закон любви, от Тебя просиявший.
Отвечаю молитвой неизвестного афонского исихаста из книги "Трезвенное (!) созерцание" (которую кстати прелестной не считаю, как и молитву Фомы, ведь это есть живая молитва, и он, по крайней мере, хоть знает чего просит, он, по сути, просит Господа поглотить свою ложную самость):
* * *
Но, Господи, Господи, сладость и радость всех рабов Твоих, с благоговением поучающихся сердцем в Твоем святом и божественном имени, даруй, молюся, возлюбить от всего сердца и мне Твое имя и поучаться в нем с великим благоговением, дабы почувствовал некогда, когда благоволит благодать Твоя, и
мой язык эту божественную и высокую сладость . Ибо тогда, Господи мой, знаю я, вместе с этой
чудной сладостью в моем сердце воссияет святой свет боговедения, которым око ума моего будет просвещено к истинному и совершенному постижению словес Твоих. Господи, когда произойдет это со мною благодаря Тебе — моему Творцу и Богу, тотчас Твои
слова покажутся гортани моей сладкими и устам моим — слаще меда . Ей,
сладкий мой Иисусе, молюся и прошу Твое Владычество, даруй и мне, зело огорченному, единую каплю от Твоей великой и непостижимой бездны божественной и духовной
сладости .
Ибо душа моя возжаждала ее паче злата и топазия и паче камене честного. И я, раб Твой, когда помышляю о ней,
наслаждаюсь паче меда и сота . Ибо Ты, Господи мой, Господи, сладчайший мой Иисусе, неизреченное
услаждение всех христиан, и Тебе славу воссылаем во веки веков. Аминь.
* * *
Конено, есть разница, но суть-то одна - услаждение. И ничего страшного, ведь мы отказывамся от мирских наслаждений, взамен Господь дает Небесные Радости. Так что, предлагаю не придираться к чужим словам и опытам, не нам судить, и не Игнатию о сем, а Господу. Явный признак прелести - гордыня, в том числе и когда гордятся "смирением"
. Еще есть такой признак - прельщенный считает, что имеет право осуждать чужой мистический опыт. Третий признак - ложное богословие, когда человек нажуется ментальных описаний Божества, создает себе идола, и бьет этими описаниями того, кто отказывается покланяться этому идолу. Бог всегда - ох как более, чем человек может себе представить, не говоря уже об описаниях.
Что касается стигматов, насколько мне известно бывают 2 вида - истинные, как подтверждение причастности страданиям Христа, и ложные, когда человек хочет, чтоб кто-то увидел его "причастность" к страданиям Христа и бесы ему дают такую возможность. И не правы ни православные, ни католики, ибо и там и там присуще идолопоклонство. Прав же тот, кто покланяется в Духе и Истинне, пусть он будет хоть тумбаюмбой, лишь бы покланялся Отцу (а не Его образам, что допустимо только в начале пути), так, как велел Христос.
И последнее хочу сказать, не подумайте, что я сторонник католического мистицзма, но я - ярый противник осуждения чужого мистического опыта. Сам же считаю, что нет никакой мистики выше безмолвия и безОбразия
, но не только чувственного, но и ментального, ментальной безОбразности, которой так бедно наше родное православие. Также, как и Дионисий, не хочу спорить и апологезировать, просто высказываю свое мнение.