Исихазм

Автор Тема: Воздержание от дыхания / пранаяма / как аскетическая практика  (Прочитано 11993 раз)

Харитонов

  • Сообщений: 4
    • Просмотр профиля

Здравствуйте, товарищи!

Привет, господа.

Хотелось бы обсудить вот какую тему: задержки дыхания / пранаяма / как аскетическая практика.  Есть ли у кого-нибудь такой опыт? К чему, по вашему мнению, приводит такая практика? Кто из Святых пользовался такой техникой? Всё это очень интересно.

Что скажете?

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

В православной практике нет ничего, что можно было бы соотнести с йоговской пранаямой. Цели разные. Если и практикуется удерживание дыхания - то только потому что излишне грубое дыхание отвлекает внимание от молитвы, огрубляет его. Убрать всё, что отвлекает от Господа - вод задача в православной аскетике, а не накопление праны для получения тех или иных результатов. Не накопление праны приближает человека ко Господу. Более того, упор на таком накоплении может увести человека в сторону, а значит оно не является полезным.
Олег

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

О важности правильного дыхания при молитве - в техническом плане - православные подвижники говорят и дают советы, которые в общем сводятся к сдержанности и замедленности дыхания и согласовании его ритма со словами молитвы. Остальное относится к области дыхательной гимнастики или оккультных приемов работы с внутренней энергетикой, что не является целью молитвы.

Кстати, в приличных йогических книжках говорится о серьезной опасности при занятии пранаямой без опытного руководителя - это ряд возможных физических и психических заболеваний. Полагаю, дальше дыхательной гимнастики идти вряд ли стоит, помня, что это не молитва и не молитвенный путь, а нечто сопутствующее.

grza

  • Сообщений: 48
    • Просмотр профиля

физ
Здравствуйте, товарищи!

Привет, господа.

Хотелось бы обсудить вот какую тему: задержки дыхания / пранаяма / как аскетическая практика.  Есть ли у кого-нибудь такой опыт? К чему, по вашему мнению, приводит такая практика? Кто из Святых пользовался такой техникой? Всё это очень интересно.

Что скажете?
Здравствуйте.
Из своих опытов могу сказать.
Практика пранаямы приводит к улучшению
физ. здоровья, накоплению энергии в организме. проявляется устойчивость организма к перепадам температуры (в бане не жарко, на улице не холодно) Использование же при молитвах мною так и не постигнуто, кроме как инструмент для собирания внимания. Знаете в йоге есть практики, где дыхание синхронизируется с произношением мантр, слова "ОМ" например. Дыхание наверняка мощный инструмент, только без учителя постигается наука пранаямы нелегко
Во первых, те описания которые везде приводятся, на мой взгляд не совсем отражают сущность этих техник - т.е. управление ПРАНОЙ.
 А по поводу осторожного продвижения такой пример:
выполняя капалабхати (одну из базовых техник) несколько переборщил 2 дня задыхался от кашля. Так было несколько раз, пока не понял в чем дело. По поводу же применения задержки как аскетической практики, то любое действие приносимое в жертву Богу, сделанное ради него, можно рассматривать как аскезу. Правда по Новому Завету, Господь по нашей немощи ничего такого и не требует от нас, так что может стоит всеже сосредоточится на выполнении заповедей и жизни по ним?
Искренне ваш, Александр.

Харитонов

  • Сообщений: 4
    • Просмотр профиля

Спасибо всем, кто ответил.

2 Plot:
Цитировать
Если и практикуется удерживание дыхания - то только потому что излишне грубое дыхание отвлекает внимание от молитвы, огрубляет его.

Ну, если обычное дыхание для молитвы слишком грубо, то придётся, значит, обучиться тонкому дыханию. А для этого делать те или иныя дыхательныя упражнения. Ведь так? Кстати есть такой род дыхания - кевала-кумбхака - так там практически и дыхания нет. Так что вряд ли его можно было бы назвать грубым. Но чтобы освоить эту кевала-кумбхаку нужно, опять-таки, много практиковаться.

Цитировать
Убрать всё, что отвлекает от Господа...

Тогда уж лучше на дыхание вообще не обращать никакого внимания - чтобы совсем не отвлекаться. Между тем, какое-то внимание на дыхание исихасты, всё же, обращают.

Кроме того, про накопление праны я ведь ничего и не говорил. Я имел ввиду задержки дыхания / пранаяму как средство к достижению безстрастия. Безстрастие ведь полезно для молитвы?

2Alexander:

Цитировать
...советы, которые в общем сводятся к сдержанности и замедленности дыхания...

В какой мере рекомендуется удерживать дыхание? Что значит "по возможности" (Григорий Синаит)? По возможности - до предела, насколько возможно? Или - до начала неприятных ощущений? Или тАк просто - во вполне удобных пределах, чтоб даже не замечалось?

2 grza:
Цитировать
Правда по Новому Завету, Господь по нашей немощи ничего такого и не требует от нас, так что может стоит всеже сосредоточится на выполнении заповедей и жизни по ним?

Совершенно верно. Но как исполнить эти заповеди? Страсти мешают. Господь "ничего такого" от нас не требует, но ведь не зря люди на столпах стоят, в шапках железных ходят, не едят, не пьют и не спят? Стараются, стало быть, такими себя соделать, чтоб эти заповеди (а их и всего-то две основных) быть способными в полной мере исполнить.
« Последнее редактирование: 08 Май 2007, 02:28:41 от Харитонов »

Харитонов

  • Сообщений: 4
    • Просмотр профиля

Как нам избавиться от бесов и их влияния? Постом и молитвой. А воздержание от вдыхания воздуха можно разсматривать как род поста, не так ли? Или нельзя? Думаю, что можно. В таком случае оно, несомненно, может быть полезным. Вот интересно, есть ли здесь те, кто убедился в этом на собственном опыте. Или, быть может, убедился в обратном.

Виктория

  • Сообщений: 43
    • Просмотр профиля

Как нам избавиться от бесов и их влияния? Постом и молитвой. А воздержание от вдыхания воздуха можно разсматривать как род поста, не так ли? Или нельзя? Думаю, что можно. В таком случае оно, несомненно, может быть полезным. Вот интересно, есть ли здесь те, кто убедился в этом на собственном опыте. Или, быть может, убедился в обратном.
а ты попробуй помолиться Господу так ,как будто у тебя осталось всего 5 минут жизни твоей .много вопросов отпадёт моментом :)
Рождение Человека в человеке начинаеться с войны человека с Человеком (с)

Миша

  • Сообщений: 92
    • Просмотр профиля

В православной практике молитвы, насколько я понимаю ,на первом месте стоит внимание(концентрация),сосредоточенность на том перед кем стоишь.
Этого внимания на самом деле никогда не хватает, ум постоянно отвлекается ,поясните  Харитонов,если Вам не трудно,как можно совместить
молитвенное внимание  и слежение за дыханием,не будет ли это служение для двух господ,одного из которых будешь любить ,другого ненавидеть (в том смысле что не радеть).Может быть Св.Отцы правильно отвели для дыхания второстепенную,а может и третьестепенную роль ,тогда как метод предлагаемый Вами думаю чрезвычайно сложен и будет отвлекать от главного в молитве.Если копнуть чуть глубже ,то православие не призывает уничтожить страсти как чувства,а рекомендует преобразить их ,привести в норму ,в этом состоянии они становятся вполне контролируемы легко подчиняются уму и воле человека.Ваш дыхательный метод наверное приводит к уменьшению энергии этих страстей, но к полному преображению их он вряд ли  годен .Вообще метод предложенный Вами может быть полезен только от части ,до какого то определенного момента,ничего революционного он наверное не принесет.Существует множество иных аск. приемов в православии для борьбы со страстями ,которые мы забываем ,стоит ли приплюсовывать еще один ,тем более что полезность его еще под сомнением.
Это - не велико: велико будет то, когда ты сочтешь себя - хуже всей твари

Харитонов

  • Сообщений: 4
    • Просмотр профиля

Цитировать
как можно совместить молитвенное внимание  и слежение за дыханием

Вот на этот вопрос я бы и сам хотел получить ответ. Если слежение за дыханием отвлекает внимание, зачем тогда рекомендации "удерживать дыхание",  "дышать не слишком свободно" и тому подобное? А ношение вериг, стояние на одном месте, стояние в неудобном положении, холод и жар, бдение - разве могут способствовать сосредоточению на молитве? Думается мне, что все эти неудобства лишь отвлекают. Однако они неизменно используются в аскетической практике и, видимо, не напрасно.

Неспроста, наверное, и возможности глубокаго йогическаго сосредоточения предшествует именно практика пранаямы.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Привет всем!
Пранаяма, хренояма, хари-кришна-яма... Извините за грубость...
Читайте Стэна Грофа. Он - честный ученый немецкого пошиба, хоть и чех.
Установил, что основным псходелическим действием обладает задержка выделения углекислоты из организма. Пресловутый LSD ничем другим и не хорош, кроме того, что препятствует выделению СО2 из крови. Точно также действует и интенсивная гипервентиляция легких в течение получаса.
Остановка или замедление дыхания приводят к тому же.
Бросает прямо в бессознательную проблематику, от которой можно бегать всю жизнь.
Работать надо со своими неврозами и психозами!
А потом уж о Царстве Божием рассуждать.

Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

В православной практике молитвы, насколько я понимаю ,на первом месте стоит внимание(концентрация),сосредоточенность на том перед кем стоишь. ...

Вы знаете, возможно я ошибаюсь, но последнее время както странно для меня становиться понимать под молитвой практику,
както это все начинает звучать очень натянуто. Сродни тому что я практикую например дружеские отношения с многими людьми,
еще я практикую обед и завтрак и ужин, еще я практикую любовь к детям и практикую деловые отношения. Если так рассматривать,
то понятны проблемы концентрации и прочего, и с дыханием насколько помню в пранаяме предупреждают о недопустимости
насильственно культивировать тот или иной тип дыхания, а просто в процессе практики дыхание естественным путем становиться
правильным. Но дыхание это дыхание, а молитва - помоему совсем другое. Это не механический процесс. Кстати вопрос - можно ли
говорить о молитве как о практике? Я думаю что нет. Вашу любовь к родителям нельзя рассматривать как практику любви к ним.
Глупо както звучит. Молитва - это обращение, это общение, а как практиковать обращение или общение?  Вы как думаете?
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Цитировать
как можно совместить молитвенное внимание  и слежение за дыханием

Вот на этот вопрос я бы и сам хотел получить ответ. Если слежение за дыханием отвлекает внимание, зачем тогда рекомендации "удерживать дыхание",  "дышать не слишком свободно" и тому подобное? А ношение вериг, стояние на одном месте, стояние в неудобном положении, холод и жар, бдение - разве могут способствовать сосредоточению на молитве? Думается мне, что все эти неудобства лишь отвлекают. Однако они неизменно используются в аскетической практике и, видимо, не напрасно.

Неспроста, наверное, и возможности глубокаго йогическаго сосредоточения предшествует именно практика пранаямы.

Мне кажется, здесь простая рекомендация не приступать к умной молитве в возбужденном состоянии. Порывистое дыхание, как правило, связано с какими-то внутренними аффектами, страстями. Другими словами, это совет успокоиться, перестать вести самому с собой страстный внутренний диалог и принять благоговейный настрой на умную молитву как на Богообщение.

В общем, никакой пранаямы и цигуна. :)

Вериги, кольчуги и прочее - вызывают боль и усталость. Таким образом аскеты пытаются подавить блудную страсть. Некоторые, правда, доходят до фанатизма и считают переносимый на теле вес прямо пропорциональным собственной святости.  :)
« Последнее редактирование: 08 Май 2007, 11:42:13 от Sергий »

Миша

  • Сообщений: 92
    • Просмотр профиля

 Если слежение за дыханием отвлекает внимание, зачем тогда рекомендации "удерживать дыхание",  "дышать не слишком свободно" и тому подобное?


Понимаете Харитонов,я ведь не сказал,что слежение за дыханием дело бесполезное ,оно полезное, но в меру,та мера и определена Св.Отцами .То бишь как дело нужное, но второстепенное.Этому сознательно ,а не по незнанию не уделяется особого внимания.Было бы так важно дыхание -без сомнения оно было бы широко освещено и проработано в св.отеческой литературе.Метод предлагаемый Вами требует серьезного подхода.Если ему(методу)не подходить слишком серьезно ,то получаться все те же рекомендации святых,то есть более простые и в некотором случае даже не обязательные.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вы знаете, возможно я ошибаюсь, но последнее время как то странно для меня становиться понимать под молитвой практику,

Абсолютно согласен с Вами  Rodion,конечно само словосочетание "молитвенная практика "как то не вяжется ,звучит даже глуповато ,можно даже практиковать йогу,пранояму,к молитве это конечно не клеится.Просто не нашел нужного слова.Я сам не сторонник разрисовать православие в тибетских тонах,и слов вроде астрал,ментал и пр.на это у нас есть такие профессионалы как Keleynick.
Но в общем то Вы правы еще в том что молитва это именно общение ,а не практика,отсюда становится понятна роль  дыхания во всем этом деле,то есть весьма побочная.
Думаю что правильно не заострять на этом внимание ,но и не пренебрегать .
Это - не велико: велико будет то, когда ты сочтешь себя - хуже всей твари

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

--------------------------------------------------------------------------------
* Если слежение за дыханием отвлекает внимание, зачем тогда рекомендации "удерживать дыхание",  "дышать не слишком свободно" и тому подобное?*

      Чем больше углубляешься в молитву, то дыхание само непроизвольно удерживается, усмиряется...становится очень легким. Не обязательны какие-либо приемы, они, действительно, отвлекают внимание.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

grza

  • Сообщений: 48
    • Просмотр профиля

Харитонов
Неспроста, наверное, и возможности глубокаго йогическаго сосредоточения предшествует именно практика пранаямы.


Всё верно, но заметьте, иненно предшествует, а потом оставляется. т.е. главное - сосредоточение. и во время его на дыхание уже ноль внимания.