Исихазм

Автор Тема: Стяжание Духа Святого  (Прочитано 85738 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Стяжание Духа Святого
« Ответ #135 : 03 Июнь 2007, 17:38:12 »
В связи с постом Наталiи... :)

Шри Ауробиндо, безусловно, величайший мистик, поэт, писатель и философ прошлого века, подошедший к тайне преображения ближе, чем кто-либо другой. Его уровень интеллекта столь высок и блестящ, что для большинства западных (тугод)умов он просто недоступен. И кроме интеллекта - развитый сверхинтеллект... Поразительно, что он, практически ничего не знающий о православном учении об обожении (в его время и в православии это учение было почти забыто), заговорил так ясно и чисто о задании человека стать богом и преобразить весь мир. Пожалуй, какое-то неуловимое родство можно найти у Шри Ауробиндо с Максимом Исповедником. Кроме святоотеческой литературы, только его мне было интересно читать (повторю, все остальные современные авторы просто пигмеи рядом с ним).

У Шри Ауробиндо (раз уж решили обратиться к неправославным учениям) есть развитая антропологическая схема, которая имеет немало соответствий с православной, но переносить ее напрямую вряд ли следует.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Стяжание Духа Святого
« Ответ #136 : 03 Июнь 2007, 18:18:03 »
Plot, а ведь вы советовали мне Св.Феофана Затворника, но почему-то ваше «переваривание» не совпадает с ним.
Ну, плоды переваривания как правило не совпадают с оригиналом, по кр. мере, не совсем :)
Ну например:
«Человек состоит из тела, души, духа и Сокровеннейшего»
А человек по Св.Феофану состоит из тела, души, духа... И вообще отеческая традиция говорит или о трехсоставности человека или его дихотомии. Что для вас «Сокровеннейшее»? То самое глубокое «Я», которое неизменно на протяжении всей нашей жизни, благодаря которому мы можем сказать, что моё «Я» сегодня, то, что и было в 5, 15, 25, 50, 70 моих лет, потому моя личность непрерывна?
Нет, имхо, такая глубокая личность, внутренний человек, есть дух. Сокровеннейшее уже выходит за рамки личности. Господь неделим, поэтому Сокровеннейшее есть Господь настолько, насколько он доступен для человека. Не совсем верно говорить, что Сокровеннейшее есть часть человеческого домостроения - нет, это уже за рамками домостроения и когда дух созерцает Божественное, он не сливается с Ним.
«Сокровеннейшее есть манифестация Бога в человеке»
А по Св.Феофану дух есть манифестация Бога в человеке...
Не совсем так... Он не говорил "манифестация" - его слова были "то, что вдохнул Господь в лице человека при его сотворении".
Впрочем, было интересно почитать ваше видение человека, хоть оно путано даже для аскетической практики.
Ну, для меня оно не путано :) впрочем, я не претендую.
Я считаю, что та теория, которая может объяснить практику, вполне имеет право на усвоение. Ваша теория опыт Леонида не объясняет. Его опыт вполне объясняет именно теория нафса, хотя бы даже потому, что именно в суфизме, как и в других восточных учениях, принято принимать наркотики для «остановки реальности».
В ордене Нимматулахи наркотики запрещены.
Лучше всего опыт Леонида объясняет традиция толтеков с их тоналем, нагвалем и точкой сборки, уверяю вас. Впрочем даже "моя" теория вполне способна объяснить этот опыт. Например, так: поскольку в человеке существует эта нижняя, плотяная, животная часть спектра, а душа имеет тенденцию к слиянию с тем, что она созерцает, в результате употребления наркотика произошло временное и довольно полное слияние души с животной частью спектра. На библейском языке это ни что иное как прелюбодеяние жены со зверем.
Вот вы часто еще упоминаете эго. Забыла привести цитату «В арабском языке не существует возвратных личных местоимений, их место занимают слова айн и нафс (сам, само). Когда в суфийских текстах речь заходит о нафсе , то обычно имеется в виду ал-нафс ал-амара , примитивная душа (во французском языке это ame concupiscente, в латыни – cupido libido), то есть человеческое "я" во власти зла. В данном контексте это слово обозначает целостную душевно-телесную структуру человека в той степени, в которой он следует эгоцентрическим устремлениям и подчинен страстям "плоти". <…> Нафс на самом деле представляет собой эго со всеми его тенденциями». Вот нафс – это и есть тот зверь, которого увидел в себе Леонид, после того, как его интеллект (плотской компьютер) отключился. Нафс – это плоть и душа.
По Нурбахшу человек состоит из материальной природы (развивающейся в нафс, который вкупе с интеллектом (выделенная часть), образует эго), сердца (вращающихся ворот внимания от нафса к духу), духа (сила любви), глубинного сознания - «то, что Бог хранит в тайне, Сам наблюдая за ним» (думаю, что это и есть глубинное «Я») и сокровенного сознания («познавший видит Бога посредством Бога, и ведает об этом только Бог»).  Но и в этой антропологии рассказывается всё очень неравномерно. Наиболее полно разбирается нафс, о сердце мало, о духе почти ничего, а про глубинное сознание и сокровенное сознание пары строчек...
Вы не хотели бы стать дервишем? У меня есть знакомые как раз из ордена Нимматулахи.
« Последнее редактирование: 03 Июнь 2007, 18:23:20 от plot »
Олег

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Стяжание Духа Святого
« Ответ #137 : 03 Июнь 2007, 18:19:32 »
  Спасибо,Александр. Вы единственный от кого я услышала действительный и правильный отзыв об этом, можно сказать, уникальном человеке, меня за него обычно хаят.  В свое время читая его, я удивлялась почему он опираясь на интегральную йогу, вдруг заговорил о том, что нам известно через православие- о богочеловечестве. Неужели, думала я, прожив на западе довольно долгий период времени( точнее всю свою молодость) ему не пришлось столкнуться с правславным учением? Из Ваших слов выходит, что так.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Стяжание Духа Святого
« Ответ #138 : 03 Июнь 2007, 18:23:37 »
Протестансткая (или англиканская?) система образования своим ханжеством отбила у Ауробиндо весь вкус к христианству. И откуда ему сталкиваться с святоотеческим  учением в Англии, если и в России о нем знали единицы.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Стяжание Духа Святого
« Ответ #139 : 03 Июнь 2007, 18:52:33 »
Я тоже не разделяю мнения Наталии относительно Шри Ауробиндо. Имхо, его интегральная йога принципиально отличается от классической йоги.
Олег

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Стяжание Духа Святого
« Ответ #140 : 04 Июнь 2007, 00:21:59 »
Наталia, а протестантов отталкивает православное почитание Божией Матери. Тот, кто соприкоснулся с Ее девственной чистотой и силой в молитве, будет хранить в сердце богородичную любовь всегда. Индусы чтят Мать - по своему.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Стяжание Духа Святого
« Ответ #141 : 04 Июнь 2007, 01:06:37 »
Помню, 10-15 лет назад увлекся я Шри Ауробиндо. Его "мамаша" тоже мне казалась какой-то подозрительной, как и то, что он вроде сколотил какую-то террористическую группировку... Ну, оно, конечно, с кем не бывает...
В общем, пытался я установить в себе "внутреннее молчание" по его методу. Вроде даже что-то получалось, но, как водится, это дело быстро надоело.
И все же опыт увлечения Шри Ауробиндо мне странным образом помог.
Помнится, теплым майским вечером 94-го (или 97-го?) года, закупив три пачки сигарет и три бутылки болгарского вина, поплелся я к молодой эстетствующей литераторше (одновременно члену политбюро партии кадетов - была в те годы такая) на интеллектуальную беседу о проблемах античного искусства, о судьбах цивлизаций, о смерти и бессмертии...
На второй пачке сигарет и второй бутылке вина, отчаявшись погладить кастрированного, но упрямого сиамского кота и вяло отбиваясь от объятий полоумной овчарки, с которыми жила моя подруга, я поведал ей о своих медитативных опытах по методу Шри Ауробиндо.
-Ага, - одобрительно сказала член политбюро партии кадетов, закатывая глаза и сжимая в тонких пальцах сигарету. - Внутреннее молчание - это вещь! Его и заволжские старцы очень рекомендовали.
- А были такие? - рассеянно спросил я, помнится, все пытаясь поймать упрямого кота.
- Были, были!  - убежденно ответила член политбюро. - Только смотри, в прелесть не впади.
- Во что?
- В прелесть, - важно отвечала моя подруга.
Я по молодости лет решил, что мне на что-то намекают и перестал ловить кота.
...Прошли годы. О Шри Ауробиндо я уж совсем забыл,  а вот "заволжские старцы" в памяти странным образом остались. Чтобы однажды, 10 лет спустя, появиться снова.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Стяжание Духа Святого
« Ответ #142 : 04 Июнь 2007, 01:22:05 »
 Простите, Антиквар, за любопытство- а дальше, а кто такие заволжские старцы? Вы встречались с ними? У вас  с Вашим рассказом получилось как в хорошем кино- фильм кончился, а интрига осталась...
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Стяжание Духа Святого
« Ответ #143 : 04 Июнь 2007, 05:25:42 »
Какая это Мать есть у индусов? Мне не интересно, но какая Мать может быть у индусов?
"Мать" Ауробиндо Гхоша звали, по-моему, Мирра Ришар, она родом из Франции. Лень щас рыться в Инете, но мое, слабо образованное мнение таково - эта тетка, несомненно обладавшая гипнотическим влиянием на Гхоша, (а может и не только им) решила узурпировать "дело" мастера и превратить его в бизнес. Особенно, ей это удалось после его смерти (я помню ее фотку - она - лягушатина). Был основан город Ауровиль, с привлечением талантов маститых градостроителей и архитекторов. Центральное место в городе занимает храм в виде цветка лотоса. Гхош был объявлен Аватаром - чуть ли не самим Господом.
По счастью, искра ушла в баллон, и интерес ко Гхошу в западном мире резко упал. Особенно еще и потому, что живущие ныне "провозвестники" индуизма в Америке и Европе ожесточенно сучат ножками, пытаясь собой - живыми затмить покойного "аватара" Гхоша, чтобы, конечно же, перебить бизнес.
А самого Ауробинду - конечно жалко. Он был писаный красавец в молодости...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Стяжание Духа Святого
« Ответ #144 : 04 Июнь 2007, 05:58:33 »
кЕлейник задолбал своим "эгом".
Вроде перестал ненадолго, а потом опять сел на своего конька.
Наталia, Вы хоть, умоляю, не употребляйте этого термина!
Какая тут на фиг "давайте жить дружно"? Просто Леопольд какой-то...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Стяжание Духа Святого
« Ответ #145 : 04 Июнь 2007, 06:07:15 »
Хе. И я об этом же. Иногда хочется, что-нибудь умненькое, передуманенькое, выпестованное "толкнуть", а как подумаю, что опять увижу это назойливое "эго", так и всякое желание вызывать его пропадает...
Юния тоже удивила - занимается "умным деланием", а классиков жанра - Нила Сорского с братией не знает...
Так ведь: Говорящий - не знает...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Стяжание Духа Святого
« Ответ #146 : 04 Июнь 2007, 06:16:49 »
Вы не хотели бы стать дервишем? У меня есть знакомые как раз из ордена Нимматулахи.
Вообще-то Ваше Сокровеннейшее - из терминологии суфизма. Вам рекомендую пользоваться не арабскими цифрами, а вместо 1 писать а с титлом, вместо 100 - р с титлом, то бишь церковно-славянскую цифирь употреблять. Ни в коем случае не читать Аристотеля, ибо он сохранился чуть ли только не в арабском переводе, посему европейцы знакомились с ним заново от мусульман. И вообще на всякий случай лучше бы Вам в лаптях ходить, более православно выглядит, поелику крестьяне были хранителями традиций.
Что касается замечания "Он не говорил "манифестация" - его слова были "то, что вдохнул Господь в лице человека при его сотворении". То я читала вчера, потому запомнила в гл 9 строки: "Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Некиим духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им". Впрочем, я уже сказала, что антропология Св.Феофана Затворника мне неинтересна, прочитала только потому что Вы указали мне на её полноту...
А религию позвольте выбирать самой...
Да нет, я без ёрничанья. Просто имейте в виду... Ну, извиняюсь в любом случае.
Олег

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Стяжание Духа Святого
« Ответ #147 : 04 Июнь 2007, 06:18:40 »
Так ведь: Говорящий - не знает...
хе-хе
И все-таки Леонид, как вам моё предложение обсудить ваш опыт в рамках суфисткой антропологии? Тут вот plot утверждает, что суфии - не употребля.т наркотики. Но даже если это так, то они употребляли их в мягкой форме (кальяны и т.п.) до того, как стали суфиями. Ведь мягкие наркотики - особенность мусульманской культуры, потому как им запрещен алкоголь. Таким образо суфиям было хорошо известно действие наркотиков, "убирающих" интеллект и таким образом освобождающим нафс...
Наталiа,
Вы знаете, что Суфизм - моя тайная страсть и привязанность, от которой не могу отделаться. Ничего нет ближе к Афонскому опыту чем Суфизм, кроме, пожалуй, Тибетского тантрического Буддизма. Давайте поговорим на эту тему.
« Последнее редактирование: 04 Июнь 2007, 06:22:31 от Леонид »
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Стяжание Духа Святого
« Ответ #148 : 04 Июнь 2007, 06:18:55 »
Так ведь: Говорящий - не знает...
хе-хе
И все-таки Леонид, как вам моё предложение обсудить ваш опыт в рамках суфисткой антропологии? Тут вот plot утверждает, что суфии - не употребля.т наркотики. Но даже если это так, то они употребляли их в мягкой форме (кальяны и т.п.) до того, как стали суфиями. Ведь мягкие наркотики - особенность мусульманской культуры, потому как им запрещен алкоголь. Таким образо суфиям было хорошо известно действие наркотиков, "убирающих" интеллект и таким образом освобождающим нафс...
Хочу подчеркнуть, что я говорил сугубо об ордене Нимматулахи, так как знаком с ним не по наслышке.
Олег

Наталia

  • Гость
Re: Стяжание Духа Святого
« Ответ #149 : 04 Июнь 2007, 06:24:25 »
Чё это вы меня оба цитируете ( Re: Стяжание Духа Святого « Ответ #166 : Сегодня в 06:10:07 »), чтоб не спряталась? Спасибо, plot, за предложение, но по Вашему получается, что если я читаю Гегеля, то надо мне предложить протестанскую церковь, а то, что мне нравится Мейстер Экхарт, ну тогда надо мне идти в тот католический орден, который Мейстер Экхарт возглавлял? Нет уж. Меня интересует то, что интересует, вторую часть "Психологии суфизма", где описывается практика, я даже просматриваьт не стала...