Виктор, много молиться, в Вашем понимании, тоже может быть страстью пленющей ум. Как ум Свода могут пленять бесконечные рассужления, а ум Никодима - чувства души. Ум Странника, по всей видимости, вообще рваный-фрагментарный и обусловлен рядом моментов, нарочитой простотой в частности - простотой поставленной на пьедистале, несомой на хоругви.
Само кичливое отношение к длительным молитвенным правилам, к рассужлениям и наукообразности либо способности к тонко-чувственным проживаниям, а также нарочито носимая простота вполне являет действие страстей. А отсюда скованный-связанный ум со всеми вытекающими.
У меня есть, например, духовный друг кичащийся немощностью, что явная страсть конкретно сковывающая ум. Подменяя собой смирение и реальное покаянное состояние ума.