Исихазм

Автор Тема: Недопустимые безумства юродивых  (Прочитано 12951 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Даю ссылку на текст, выложенный в ЖЖ: Недопустимые безумства юродивых
(Из выступления на конференции в стокгольмском университете на тему недопонятого в юродстве)
- http://javjnavj.livejournal.com/22174.html

Если продраться сквозь дебри научного языка выступления (в научном мире ученый, говорящий на нормальном языке, воспринимается, как минимум, наполовину юродивым :) ), можно найти несколько интересных мыслей.

Отрывок:

Безумное поведение направлено на многообразные смысловые сдвиги обывательской нормы, когда стереотипные представления о жизни «нормального» человека могут неожиданно оказаться неупорядоченными, неустойчивыми, зыбкими. Во время этого условного действа происходит некоторое отчуждение от своей социальной роли в обществе. Меняется состояние, при котором социальная норма начинает восприниматься, как искусственная, беспочвенная, надуманная. Она начинает напоминать театр. И юрод радикально вторгается на «подмостки» более благополучного мира, как на «театральную постановку» корыстного ума, «выворачивает» принятые социальные отношения «наизнанку», показывает их обратную перспективу. Он отчуждает социальную жизнь, как театр. Его поступки нередко и невольно вынуждают поверить, что вера изменяет сознание, что невероятное – осуществимо.

surrge

  • Сообщений: 184
    • Просмотр профиля

Re: Недопустимые безумства юродивых
« Ответ #1 : 31 Май 2007, 15:17:38 »
Спасибо. Хорошая статья.
"Внешний вид юрода – открытая вызывающая реклама того, чего в обществе больше всего опасаются – нищеты, безумия, отверженности"
А ведь получается, что монашество - узаконенное, институционализированное юродство...
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Недопустимые безумства юродивых
« Ответ #2 : 31 Май 2007, 15:48:37 »
Институционализированное монашество (как духовная подделка) является специфической частью светского общества и избавляется от ореола юродства всяческими способами.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Недопустимые безумства юродивых
« Ответ #3 : 31 Май 2007, 20:05:54 »
Замечательная статья! Спасибо... Но сегодня юродиевые нужны не только в миру, но и в церквах, особенно в верхах :)

Есть такая мысль... юродиевые, хоть и были поняты и оправданы многими мирянами, особенно верующими, но вот, вокруг них создали культ идолопоклонства, налепили на них ярлык... и это теперь считается, для кого - ненормальным, для кого - недосягаемым... А я считаю, что это так и должно быть, юрод свободен от привязанностей к вещам мира сего, т.е. от самости, от эго... Были бы все такими, так и мир не был бы падшим, а был бы Царством Божиим.
« Последнее редактирование: 31 Май 2007, 20:10:30 от Keleynick »
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

rode

  • Сообщений: 2
    • Просмотр профиля

Re: Недопустимые безумства юродивых
« Ответ #4 : 03 Июнь 2007, 19:49:59 »
С юродской бедности настоящее послушание начинается, оно же, в завершении, является и высшим подвигом

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Недопустимые безумства юродивых
« Ответ #5 : 04 Июнь 2007, 00:19:38 »
rode, нам не дано знать, с чего начинается настоящее послушание. У кого-то, может, с юродской бедности. А у кого-то, как знать, и с неюродского богатства. Врата, ведущие в Царство Небесное узки, но не нам их мерить.

grza

  • Сообщений: 48
    • Просмотр профиля

Re: Недопустимые безумства юродивых
« Ответ #6 : 07 Июнь 2007, 10:23:48 »
Здравствуйте.
Всегда считал отречение от мирских благ подвигом (внутри надеясь, что он не пройдет незамеченным у Отца) а однажды столкулся с таким пониманием отречения:
"...– Учитель, вы удивительны! – прощаясь, заметил один из учеников, бросив пылкий взгляд на патриархального мудреца. – Вы отреклись от богатства и удобств, для того чтобы искать Бога и учить нас мудрости! – Было хорошо известно, что Бхадури Махасая в раннем детстве отказался от большого семейного богатства, когда, преданный своему делу, вступил на йоговский путь.
– Ты все перевернул! – на лице святого был мягкий упрек. – Я оставил несколько жалких рупий и несколько незначительных удовольствий ради Космического Царства бесконечного блаженства. В чем же мое отречение? Я знаю радость участия во владении истинным сокровищем. Разве это жертва? Вот близорукий мирской люд – настоящие отрекшиеся! Они отказываются от ни с чем не сравнимого божественного обладания ради жалких земных игрушек!
Я позабавился этим парадоксальным взглядом на отречение – взглядом, возлагающем корону Креза на любого святого нищего и в то же время обращающим всех гордых миллионеров в мучеников, не осознавших источника мук...."

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Недопустимые безумства юродивых
« Ответ #7 : 07 Июнь 2007, 11:39:08 »
Это как раз то, что вчера мы обсуждали в другой ветке. Какова на самом деле истинная цель духовного пути?
Когда читаешь, что цель эта состоит в получении некоего "Космического Царства бесконечного блаженства" или "божественного обладания", то возникает вопрос, а не обычная ли это наша человеческая алчност и сластолюбие, скрытые за туманными и красивыми формулировками?

grza

  • Сообщений: 48
    • Просмотр профиля

Re: Недопустимые безумства юродивых
« Ответ #8 : 07 Июнь 2007, 12:01:03 »
Какова на самом деле истинная цель духовного пути?
Когда читаешь, что цель эта состоит в получении некоего "Космического Царства бесконечного блаженства" или "божественного обладания", то возникает вопрос, а не обычная ли это наша человеческая алчност и сластолюбие, скрытые за туманными и красивыми формулировками?
Вообще то мой топик не о конфессиональных спорах.
Скажите пожалуйста, где найти алчность у человека, отказавшегося от богатсва и сластолюбие у аскета, поменявшего обеспеченную жизнь в миру на отшельничество.
это все равно что искать жажду мирской славы у Серафима Саровского.
По поводу формулировки "Космического Царсва блаженства" можно читать "Царствие Небесное"

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Недопустимые безумства юродивых
« Ответ #9 : 07 Июнь 2007, 12:14:12 »
Нет, дело не в конфессиональных спорах...
Здесь как будто одно богатство меняется на другое, просто неизмеримо большее. Одно блаженство - на другое, более "сладкое" и иного "качества".
То есть как будто меняется упаковка вполне земных устремлений, а суть их остается та же. И какой тогда смысл в смене "вполне обеспеченной жизни" на "отшельничество"?
Чтобы получить "больше" и "слаще"?
« Последнее редактирование: 07 Июнь 2007, 12:32:08 от Антиквар »

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Недопустимые безумства юродивых
« Ответ #10 : 07 Июнь 2007, 12:31:34 »
Можно найти алчность у отказавшегося от богатства.
Одно дело отказаться потому, что так надо, или не
получишь благодати и не увидишь Царства небесного.
Другое дело отказаться потому, что оно не нужно.
Многие подвижники не отказывались от денег, но
тутже их раздавали нуждающимся. Многие, "послабее" :-),
бежали от него, дабы не впасть в соблазн. Наверно есть
и те, кто пали рано или поздно. Я думаю что когда готов,
тогда и время. А насилие над собой ради цели до добра не
доведет. Именно насилие, а не понуждение двигаться вперед.
Попытка прыгать через ступени.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

rode

  • Сообщений: 2
    • Просмотр профиля

 :wink: Мне кажется, что бедность остается бедностью во всех случаях, если она настоящая. Другое дело, кто и в каких условиях может ее приобрести. Тут уж каждый берет или не берет ответственность за свои возможности. Бедность, как внутреннее нестяжание - качество, которое увеличивает возможности восприятия, выводит его за грани ограниченные формами или житейскими грезами. Наслаждение земными богатствами не полноценно. Сосуд восприятия слишком мал.

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: Недопустимые безумства юродивых
« Ответ #12 : 17 Июнь 2007, 13:37:11 »
Иисус Христос имел постоянную нищиту,не имел две одежды,спал где ночь застанет,ежеминутно жил постоянно неразрывно с Отцом.Не было накопления капитала-ни начального,ни основных средств или каких то планов развития дела.Так они жили 3 года.Но после появились финансовые трудности у верующих людей-некоторые даже умерли внезапно по осторожности,оставив себе на всякий случай денег.Материальные нужды заставили держаться церквям отдельно.Помню Брежнев всех коммунистов летом созывал со всех стан и что то решали..А Патриархи православные не хотят собраться,неинтересно или так лучше..

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Недопустимые безумства юродивых
« Ответ #13 : 17 Июнь 2007, 15:54:39 »
Нет, дело не в конфессиональных спорах...
Здесь как будто одно богатство меняется на другое, просто неизмеримо большее. Одно блаженство - на другое, более "сладкое" и иного "качества".
То есть как будто меняется упаковка вполне земных устремлений, а суть их остается та же. И какой тогда смысл в смене "вполне обеспеченной жизни" на "отшельничество"?
Чтобы получить "больше" и "слаще"?

Вряд ли кто-то отказался от земных богатств, чтобы получить "больше" и "слаще". Посыл обычно идет изнутри. Когда иллюзия материальных благ рушится (благодаря призывающей благодати) то, что казалось благами открывается как кандалы, не пускающими на свободу, из темницы на свежий воздух.
Поэтому и отказ происходит с радостью. Как например в случае Франциска Ассизского и его спутников.

А юродство это шаг еще дальше. Отказ от своих душевных "богатств", социального статуса, мирской гордости, личности как личины, скрывающей болото бессознательных и сознательных страстей.

Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.
Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.

Юродивый освобождается от себя как от самой тяжелой и дурно пахнущей ноши. От трупа своей ветхой личности. Что, наверное, особенно трудно осознать и сделать в отшельничестве. А в миру по этой части всегда найдутся многочисленные помощники. :)

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Недопустимые безумства юродивых
« Ответ #14 : 17 Июнь 2007, 17:26:23 »
Странное дело. У меня при чтении Евангелия где то на краю сознания присутствует ощущение, что первым истиным юродивым был Иуда Искариот. Понимаю, что мысль еретическая. Но если задуматься. он вместе с другими Апостолами проповедовал и исцелял именем Христа. Был избран Христом, который в принципе не мог ошибаться. Да и причащение хлеба с солью - само по себе много о чем говорящий символ.

Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?
Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.
И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.
...
Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.

Горькое причащение. И в то же время

Вы -- соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Если Апостолы были отвергнуты миром, но поддерживали друг друга. Чем не высшая степень отречения быть отвергнутым всем миром без остатка? Повторюсь, это ощущение, а не уверенность.
« Последнее редактирование: 17 Июнь 2007, 19:39:15 от Sергий »