Исихазм

Автор Тема: Вопрос о вере  (Прочитано 20597 раз)

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Вопрос о вере
« : 11 Июнь 2007, 11:57:57 »
Господа, помогите разобраться. Бо последнее время мучают меня смутные сомнения.
Как мне кажется, вера человека это глубоко интимная вещь. И сама вера осложнена
тем, что трудно верить в невидимое,необьяснимое. Но есть потребность в ней. И
получается что дабы окрепнуть в вере мы читаем жизнеописания, пытаемся получить
какойто мистический опыт, практикуем какие то системы. Как результат - мы получаем
представление о вере и начинаем верить в это представление. Что верой то по сути не
является. Происходит какбы подмена веры представлением о ней. То есть не приводит к
глубокому внутреннему чувству, которое отсекает сомнения.
У когото из старцев прочитал примерно такие слова: "Бог действует вокруг нас
и в нас, надобы уметь это видеть и укреплятся в вере". По своему опыту знаю, как бывает
просто обратится за помощью, и она приходит. Сделать чтото и ощутить тепло и покой,
тихую радость. То есть чувствовать заботу о себе . Но потом возникают сомнения типа
это случайность, это совпадение, или "ай какой я молодец", и радость уходит, снова
начинаются поиски обьяснений, теоретических подтверждений, суета словом. А какбы
избавится этих сомнений и обрести веру? Как закрепить это состояние тихой радости и
жить с пользой? Мне кажется что одной молитвы здесь мало. Кажется что таки первичным
есть заповеди, их исполнение, которые и дают видеть действие Бога. А сваливаясь в анализ
приданий, мы сваливаемся в какоето теоретическое христианство. Я не говорю что это не
нужно, - нужно обязательно. Но иногда возникает впечатление что вооружившись писанием
мы идем не к Богу, а в другую сторону.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос о вере
« Ответ #1 : 11 Июнь 2007, 13:16:18 »
Rodion, Вы говорите об очень характерном моменте (этапе) становления в вере. Это как путь по местности, где вчерашние достижения уже сегодня становятся препятствиями, друзья - врагами, а враги...

Полученный благодатный опыт быстро окрадывается - это один из законов данного этапа пути. Со временем придет понимание, что путеводительная звезда много выше первых неверных проблесков света, которые нас наполняли и согревали. Проблески угасают, но за ними угадывается больший свет. Истинность проблесков - в большем свете, стоящем за ними!

Кто удовлетворяется проблесками, остается на уровне представлений о вере и вовлекается в неразрешимую круговерть всяческих мнений - с неизбежными сомнениями и незрячими отступлениями. А решение... на него четко указывает Господь - в 3-ей главе от Иоанна: должно вам родиться свыше! К этому рождению надо стремиться, а рожденный от Духа имеет и четкие уверения от Отца.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос о вере
« Ответ #2 : 11 Июнь 2007, 17:32:52 »
Многое кроется еще и в семантике русского языка.
Мы употребляем слово Вера, а в подтексте фигурирует однокоренные слова типа доверие.
В английском - эти смыслы резко разведены: Faith - вера и Trust - доверие.
В нас присутствует Вера, которую было бы правильно назвать Знанием. Вера подсознательно присутствует даже в сознании забубенного атеиста. Было бы правильно сказать себе честно что это чувство во мне (и не только во мне) манифестирует правоту и реальность Истины. Той истины, которая наполняет самое жизнь смыслом и ожиданием истинного и абсолютно трансцендентного счастья, кажущемся совершенным абсурдом в этом, сошедшем с ума, мире. 
Alexander прав, говоря об окрадывании благодатного опыта. В моменты провалов хорошо бы опираться на холодный клинок нашего рассудка, памятующего об угасших на некоторое время проблесках.   
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос о вере
« Ответ #3 : 12 Июнь 2007, 10:57:33 »
...
Alexander прав, говоря об окрадывании благодатного опыта. В моменты провалов хорошо бы опираться на холодный клинок нашего рассудка, памятующего об угасших на некоторое время проблесках.   

Да, спсибо, помоему это оно. Другого варианта в голову не приходит.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос о вере
« Ответ #4 : 12 Июнь 2007, 12:16:50 »
Карла-Густава Юнга как-то спросили верит ли он в Бога. На что доктор Юнг ответил: Нет. Я Его знаю.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alek-Sandr

  • Сообщений: 225
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос о вере
« Ответ #5 : 04 Октябрь 2007, 02:22:47 »
...В моменты провалов хорошо бы опираться на холодный клинок нашего рассудка, памятующего об угасших на некоторое время проблесках.   
Здравствуйте!
Давно не был я на вашем форуме, наверное, добрался до моментов провалов или ещё чего похлеще.
То, что вижу вокруг себя, часто ломает представления полученные из Библии или от священников. Один из случаев - это момент, когда днём в вагоне метро очень быстро и профессионально двое мужчин выдернули у женщины из сумочки кошелёк или телефон, не успел заметить, стоял, о чём-то замечтавшись и никак среагировать не успел, а двери уже закрылись.
Это так, навскидку, не самый худший пример. Любви к ближнему я тут никак не смог в себе обнаружить. Если бы успел, то наверняка в драку бы влез.
Один из священников когда-то давно говорил о таком отношении к действительности у монаха. Монах на любое событие, которое произошло с ним или рядом с ним говорил "Слава тебе, Господи!". Славить Господа нужно, сомнений нет, но вот на такое отношение к собственной жизни в любых ситуациях я сейчас точно не готов. И "не судите, да не судимы будете" тоже совсем не всегда годится. Как не судить? Kто будет судить? Откладывать всё на суд Господа? Не слишком ли много ему достанется? А здесь судить по собственной совести нельзя?
Много дурацких вопросов, только и дурацких ситуаций в жизни очень много возникает, причём таких, в которых люди, кроме силы, никакого другого воздействия не понимают. Доброта слабостью считается, честность и скромность - дуростью. Что с этим делать? В Писании я какой-нибудь ответ смогу найти, но интересно узнать и то, что люди на этом форуме думают, а то я на других форумах уже заблудился и большое желание возникло вообще от интернета отказаться, как я в своё время от телевизора отказался... 

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос о вере
« Ответ #6 : 04 Октябрь 2007, 06:19:08 »
Alek-Sandr,
Классный пример! Так и кажется, что это проверка на вшивость.
Мне же решение этой проблемы видится очень простым. Согласно обетованию 90-го псалма Давидова: Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и и воздаяние грешников узриши.
Смысл, конечно же в том, что в этом примере царя Давида осуществлено полное упование на Господа. Не имеет особого смысла вступать в борбу с очевидным злом, рискуя своей жизнью, если не приобретена жизнь в крове Бога Небеснаго. Всегда будет в таком случае работать сомнение: а что если пырнут ножом в живот? А что будет с моей семьей и малыми детьми, если меня сейчас неузнаваемо изувечат эти суки?
Только в прибежище Вышняго можно безнаказанно догнать и накостылять гадам. Причем личная сила будет умножена многократно.
Так что, вперед, на завоевание Царствия сначала, а потом уж обламывать рога всяческим скотам!
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос о вере
« Ответ #7 : 04 Октябрь 2007, 06:37:27 »
Имхо, чтобы пресечь воровство или разбой, совсем не обязательно осуждать воров или хулиганов и испытывать к ним ненависть. Есть ещё один принцип, из буддизма: любыми доступными способами пресекать увеличение суммы зла в мире. пресекая преступление, мы уменьшаем сумму зла в мире. Но ненавидя, мы его увеличиваем. Нужно держать своё сердце свободным от ненависти и осуждения, как бы трудно ни было и поступать правильно. От осуждения же мы можем воздержаться только устремившись в этот момент изо всех сил ко Господу молитвой в сердце. Поверьте, то, что я говорю, это не пустые слова, а выстраданное правило, потому что Господь поместил меня жить в район, а точнее даже - во двор, волею судеб полный самого отборного контингента, этакий маленький филиал ада. Поэтому я был вынужден искать способы сохранения сострадания и независимого состояния сердца в условиях этого ежедневного и еженочного парада. Даже симпатии, любви. Ведь эта симпатия и любовь не зависит от объекта. Было бы ошибкой пытаться вызвать в себе симпатию к ЭТИМ людям. Это вряд ли возможно. Однако, можно научиться испытывать симпатию в сердце, как состояние, не зависимо от того, на кого ты смотришь или с кем вынужден общаться. Для этого тоже есть определённые приёмы.
Когда не знаешь, как правильно поступить, лучше не поступать никак, но вообще-то, христианство это как раз путь, в ходе которого человек, обретая навык различения добра и зла, как раз и научается в любой ситуации видеть, какой поступок будет правильным и какой - нет. То есть, какой поступок будет согласен Божией воле, Его заповедям, Его любви, а какой - нет.
Олег

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос о вере
« Ответ #8 : 04 Октябрь 2007, 06:42:05 »
Леонид, имхо, правильно написал, в том смысле что нужно сначала стяжать молитву в сердце что бы ни происходило. И научиться действовать в согласии с этой молитвой, уповая на Господа.
Олег

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос о вере
« Ответ #9 : 04 Октябрь 2007, 06:58:26 »
Но вообще-то, постепенно появляется и сострадание, потому что начинаешь видеть, что эти люди не просто там когда-то попадут в ад, нет - они УЖЕ СЕЙЧАС В АДУ! Они смотрят на тебя из ада, разговаривают из ада, их голоса - голоса из ада. И понимаешь, что ничем не можешь им помочь, только молиться и блюсти собственное сердце. И понимаешь, что это их состояние - не наказание свыше, это просто логический итог всей их предыдущей жизни, результирующая всех их выборов, которые они делали каждое мгновение своей жизни. Тут уже становится совсем не до ненависти или неприязни.
Олег

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос о вере
« Ответ #10 : 04 Октябрь 2007, 07:18:43 »
И ещё. Я выделил для себя два различных состояния: ненависть и "ярость" (не знаю более подходящего слова). "Ярость" - это готовность стоять до конца, чего бы это ни стоило. Можно яростно сражаться, но не ненавидеть. И можно ненавидеть, но не сражаться.
Олег

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос о вере
« Ответ #11 : 04 Октябрь 2007, 07:59:51 »
И ещё. Я выделил для себя два различных состояния: ненависть и "ярость" (не знаю более подходящего слова). "Ярость" - это готовность стоять до конца, чего бы это ни стоило. Можно яростно сражаться, но не ненавидеть. И можно ненавидеть, но не сражаться.
plot,
Золотые слова! Точнее не сказать.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Maria

  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос о вере
« Ответ #12 : 04 Октябрь 2007, 10:46:57 »
Поддерживаю мнение plot. В конце концов, кого здесь ненавидеть, орудие, слепую марионетку?   
Также в таких ситуациях всегда вспоминается старец, который, когда подвергался нападкам, сокрушался и просил прощения у «обидчиков» за то, что им «пришлось» поступить по отношению к нему таким образом. Здесь и смирение с терпением. Но еще вижу и другое – ничего не бывает «просто так», на все есть свои причины. И, прежде всего, сам человек – причина того, что с ним происходит.
Человек не видит всей картины, поэтому рассматривать вырванную из чужой жизни ситуацию и делить ее участников на хороших и плохих, ничего не даст, кроме однобокости и заблуждения. 
Что если именно твоей малой порции агрессии, выпущенной в пространство, недостает, чтобы чаша весов сдвинулась еще у одного сомневающегося и он решился таки на «подвиг».

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос о вере
« Ответ #13 : 04 Октябрь 2007, 12:08:02 »
Человек не видит всей картины, поэтому рассматривать вырванную из чужой жизни ситуацию и делить ее участников на хороших и плохих, ничего не даст, кроме однобокости и заблуждения.
.............................

Точно. Пути Господни неисповедимы и наказание виновых дело Божьего промысла. Хотя физическому насилию и убийству, имхо, нужно препятствовать в любом случае. И как-то пытаться самому при этом не впасть в необоснованное насилие или, не дай Бог, убийство.

Вообще, в повсеместно наблюдающемся насилии и несправедливости скрыта тайна, плотскому уму мало понятная. сколько людей погубил Опта, будучи разбойником, чтобы в конце придти к Богу и основать Оптину пустынь. Да и множество других святых были раскаявшимися разбойниками.

Павел пишет:

30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.

самый идеальный вариант, конечно, чувствовать волю Божию и следовать ей в поступках. что приходит с опытом.

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос о вере
« Ответ #14 : 04 Октябрь 2007, 14:47:40 »
*Вообще, в повсеместно наблюдающемся насилии и несправедливости скрыта тайна, плотскому уму мало понятная.*

Согласен. И наверно особенно она непонятна, когда из жизни по не ясным причинам, скоропостижно  уходят самые близкие люди – кризис, катастрофа ума. Вот когда забываешь, не желаешь, боишься осознать, что на все Его Святая Воля.
яко немощен есмь