Исихазм

Автор Тема: О познании воли Бога о человеке  (Прочитано 17953 раз)

tpash

  • Сообщений: 318
    • Просмотр профиля

Всем доброго времени суток!
Возник у меня такой вот вопрос.
У архимандрита Софрония в книге и старце Силуане есть приблизительно такие строки:
"Каждый человек должен научиться жить и поступать по воле Божьей. Узнается воля о себе так: необходимо помолиться с твердой верой и надеждой на Бога, и первая мысль, пришедшая в душу и будет ответом."
__________
Из личного опыта могу сказать, что ясный ответ в душе я различил, если честно, только один раз в жизни: была ситуация между жизьню и смерью, и от моего поступка (выбора) зависела дальнейшая судьба. Тогда пребывал в состоянии человека, которому через два дня грозил электрический стул.
Вопрос вот в чем: всем ли без исключения (даже неочищенным внутренно) нужно руководствоваться таким средством, и не может ли враг подсунуть мысль для погибели (всеж таки лично у меня еще не большой молитвенный опыт и четко различать прилоги врага пока не умею), и можно ли пользоваться этим совето Силуана в обычной жизни, а не толко в форсмажорных обстоятельствах.
Как считаете?
Поверьте мне: 2 минуты в аду - это целая жизнь (Дж.Константин, фильм "Константин")

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О познании воли Бога о человеке
« Ответ #1 : 19 Июль 2007, 12:52:02 »
Такие советы ни в коей мере нельзя превращать в схему. Этот совет скорее не для новоначальных.

grza

  • Сообщений: 48
    • Просмотр профиля

Re: О познании воли Бога о человеке
« Ответ #2 : 19 Июль 2007, 15:42:12 »
здравствуйте.
Мне кажется здесь ситуация сродни той которая описана в советах по самосовершенствованию различных направлений.
В частности о еде. те кто уже хорошо познал потребности своего организма, научился его слушать действительно могут руководствоваться желаниями организма. есть то, в чем в данный момент ощущается потребность. А представьте неподготовленного человека, который начнет жить по этому совету. Захотел водки - надо пить, организм, мол, лучше знает. а если ширнуться захочется? тоже насущная потребность?
всем всего доброго.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: О познании воли Бога о человеке
« Ответ #3 : 19 Июль 2007, 18:11:33 »
Также и Преподобный Серафим давал людям именно те советы, которые им нужны, не имея внешнего знания ситуации, так что все дивились, а он объяснял - первый помысл, который приходит - он и говорил... Но, так и да, Преподобный Серафим не был тогда уже новоначальным :)
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: О познании воли Бога о человеке
« Ответ #4 : 19 Июль 2007, 20:15:20 »
Со своей стороны знаменитый князь Талейран, прозванный "отцом лжи", также говорил на эту тему весьма определенно: "Бойтесь первого порыва: он всегда благороден" :)

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: О познании воли Бога о человеке
« Ответ #5 : 19 Июль 2007, 21:23:28 »
То, что описал Силуан Афонский - это дело навыка, а навык не сразу вырабатывается. Где-то это было: поначалу нужно с молитвой действовать так, как это наиболее близко соответствует Заповедям и, если есть возможность - в соответствии с советами духовного отца. Так мы распробуем вкус "правильного", расшевелим совесть, утончим её, укрепим связь с Господом и слышать Его голос будет с каждым разом всё легче и легче.
Олег

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: О познании воли Бога о человеке
« Ответ #6 : 19 Июль 2007, 21:41:34 »
В Еванглии описано что бытовые вопросы поручили дияконам.Апостолы только духовное решали.Те кто решает что вам подарить и чем угостить-думает о тленном-зная подарки превратятся в лохмотия -угощение в туалете окажутся очень скоро-и дела духовные так и останутся в плохом состоянии,человек валится в гиену на вечные муки-.И вот духовные вопросы должны решать очень опытные христиане-их дары бесценные-вести корабль-и неутопить ка нем все души.Потому в прошлые века игумены не могли быть исповедниками-они были чиновники-и зависимы от мира в некоторой мере-и могли эту зависимость отстаивать-сергиянство-ведь Патриарх тоже относится к дияконовской должности-административной не духовной.Отсюда у многих сомнения-церковь делает очередной исторический маневр,а духовная жизнь и духовников прежняя..

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: О познании воли Бога о человеке
« Ответ #7 : 20 Июль 2007, 01:44:30 »

Патриарх избирается из епископов. А епископ, по крайней мере в первые века, был человеком, избираемым из монашества как раз за способность к познанию воли Бога и в частности об устройстве Церкви. Т.е. не сам епископ решал административные дела Церкви, а Бог делал это за него.

Кроме того, епископом избирался монах около десяти лет проведший в монашестве и имевший опыт видения нетварного света (согласно Влахосу  "Православная Психотерапия").

Соответственно, Патриархом был мудрейший из мудрых. Понятно, что сейчас не так. Но смысл был в том, что мудрейший из мудрых был наиболее чуток, чтобы слышать волю Бога о Его Церкви.

tpash

  • Сообщений: 318
    • Просмотр профиля

Re: О познании воли Бога о человеке
« Ответ #8 : 20 Июль 2007, 08:14:27 »
Меня смущает вот какая деталь: Силуан, будучи духовным гигантом 20 века, вряд ли стал бы давать "неразумные советы", ведущие к погибели. Ведь насколькоя понял, там именно наставление каждому.
Надо еще раз внимательно почитать первоисточник.
Поверьте мне: 2 минуты в аду - это целая жизнь (Дж.Константин, фильм "Константин")

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Re: О познании воли Бога о человеке
« Ответ #9 : 20 Июль 2007, 08:27:01 »
Прошу прощенья, не хотелось много писать, т.е. опять приводить много цитат. Но, так как своих мыслей не много, и ничего особо умного и ценного в них нет, с вашего позволения процитирую святых отцов, тем более, я  сам недавно интересовался этим вопросом. Тема, на мой взгляд, очень важная в рамках делания молитвы Иисусовой, ведь сам Господь наш говорит: «не всякий взывающий «Господи, Господи», будет услышан, но только тот, кто исполняет волю Отца Небесного»

Конечно, наверно много об этом сказано и написано, но все же хочу обратить ваше внимание на «Илиотропион» (в нем наиболее полно раскрыта эта тема, хотя по своему не знанию могу и ошибаться), вот не которые цитаты от туда:

Первое: наш успех в христианской жизни зависит от того, как будем мы собственную нашу волю покорять Божьей воле. Чем искреннее будет наша покорность воле Божественной, тем обильнее сделается преуспеяние нашей христианской жизни. Всем известно, что все совершенство последователя Христова основано на любви его к Богу и ближнему. Все книги священного Писания свидетельствуют об этом: “Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душой твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь.”
Вторая заповедь дополняет первую: “возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки” (Матф. 22:37-40). “Ныне же пребывают: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше” (1 Кор. 13:13). “Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства” (Колос. 3:14). Словом, исполнение всего закона заключается в действиях, происходящих из любви нашей к Богу и к каждому человеку. В этом то и состоит сообразование воли человеческой с волей Божественной.

Все то, что отвлекает нас от Бога, — противно воле Божьей, все же, что приводит нас к Богу, — согласно с волей Божьей. “Сия бо воля Божья есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда” (1 Солун. 4:3), но не только от блуда плотского, но и от всякого заблуждения, тем более — противозаконного. Кто почувствует в себе такое заблуждение, должен сказать самому себе: это дело (предполагаемое мной), эта дружба, это приобретение (купля — продажа или что-либо другое), такой образ жизни — не сделает меня нравственно лучшим, потому что отвлекает от Бога. По крайней мере, ни это звание или профессия, ни эта дружба, ни такой образ жизни, ни это приобретение не есть божественное о мне изволение.

Воля Божья вразумительно и определенно изъясняется для нас законом Божьим и Церковными постановлениями. А потому мы должны при встретившемся нам каком либо сомнении изыскивать: чего заповеди Божии и Церковные предания требуют от нас, и не только то, чего они требуют, но и то обдумать, что согласно с ними (хотя точно и не определено), и сходно с их духом.

Благая (праведная) воля Божья заключается в десятословии (десять заповедей Божьих); Богоугодная — в Евангельских советах; совершенная — требующая, чтобы все, заповеданное Богом приводилось в исполнение нами на земле так же, как оно исполняется Ангелами на небеси.

…Эта заповедь предписана апостолом Павлом в 1-м послании к Солунянам (1:16-22). “За все (как за доброе, так и неприятное) благодарите; ибо такова о вас воля Божья во Христе Иисусе.”

Опять святой апостол Павел учит: “Все испытывайте, хорошего держитесь, удерживайтесь от всякого рода зла.” Как испытатели ходячей монеты и вообще денежных знаков, каждую монетную особь исследуют по разным известным признакам, по издаваемому звуку металла, по начертаниям, и другим знакам, и различают посредством этих исследований истинную монету от подложной (фальшивой) — первую принимают, а вторую отбрасывают — так и мы должны поступать при распознавании в каждом своем деле Божьей воли. Всего истинно согласного с ней следует держаться, а все то, что имеет в себе малейший оттенок лжи и греха, должны возненавидеть и отвергнуть от себя, как противное воле Божьей.

Для уразумения воли Божьей в каком либо данном сомнительном случае есть и другие источники. Сверх упомянутых выше заповедей Божьих и церковных установлений (узаконений) сюда относятся законно избранные, истинно по христиански живущие объяснители нам воли Божьей в наших недоразумениях о ней (например: духовники, пастыри). Это — духовные и мирские судьи нашей совести, к ним относятся из мирян родители, училищные наставники, воспитатели и все законно поставленные истинные правители человеческих обществ. Приводим исторические случаи для примера:
Когда Савл, всецело предав себя Божьей воле, вопросил: “Господи! что повелишь мне делать?,” то не затруднил его Господь непосредственными своими приказаниями во всех подробностях, и не послал ему тотчас Духа премудрости, но как ученика послал его к Анании, сказав: “встань и иди в город; и (там) сказано будет тебе, что тебе надобно делать” (Деян. 9:6). Анания был достоверным изъяснителем воли Божьей Павлу, подобно тому как святой Петр — Корнилию сотнику (Деян. гл. 10). Отсюда открывается Божье благоволение изъяснять (открывать) свою волю человеку через другого человека. А потому нам не следует пренебрегать добрыми наставлениями других: “У всякого благоразумного проси совета, и не пренебрегай советом полезным” (Товит. 4:18). Последовав этому, не раскаешься. “Душа человека правдивого иногда более скажет (объяснит), нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте для наблюдения. Но при всем этом молись Всевышнему, чтобы Он управил путь твой к истине” (Сирах. 37:18-19). “Пребывай с мужем правдивым, имеющим в себе страх Божий, в дружбе; он своей душой будет по душе тебе, и, в случае падения твоего, поскорбит вместе с тобой; при всем этом держись и совета сердца твоего, ибо нет никого для тебя вернее его”

Если же время или место не позволяют испросить совета, человек сам в себе должен рассудить о своем сомнении относительно уразумения воли Божественной — как поступить ему согласно с ней в предстоящем ему деле. Бог не оставит молитвенного его желания — во всем исполнять волю Божию — и неожиданно разрешит его сомнение. Сомневающийся должен при этом внимательно вникнуть в сомнительное дело и обсудить обе или все стороны, между которыми заключается сомнение — в выборе же одной из них принять во внимание, которая из них благоприятнее воле Божьей, а которая слаще плотскому нашему вожделению или пристрастию.

Во всех сомнительных суждениях весьма полезными советниками бывают два советника: разум и совесть. Если оба они прилежно займутся исследованием сомнительного дела, то беспрепятственно найдут истинное разрешение о том, как лучше поступить и как совершить предпринятое дело согласно с волей Божьей.

Познанию воли Божественной весьма много способствует молитвенное обращение святого Павла к Богу с вопрошением: “Господи! что повелишь мне делать?” (Деян. 9:6)? И мы, по примеру святого Павла, часто имеем потребность повторять его молитвенную просьбу: “Господи! что повелишь мне делать?” Она вошла в обыкновение у святых Угодников Божьих. Они всегда обыкновенно прибегали в делах сомнительных и чрезвычайных к молитве о помощи Божьей, чтобы Он открыл им святую Свою волю: Господи! что повелишь мне делать?

Если кто, долго моля Бога об исполнении какой-либо его просьбы, не получает просимого, то пусть знает он, что Милосердный Отец Небесный не спешит исполнить его просьбу или потому, что просимое не в пользу послужит просителю, или же отлагает исполнение просьбы для того, чтобы заставить просителя почаще молиться и приучить его к терпению для большей награды.

Нам гораздо полезнее и небольшие дары Божьи приобретать продолжительными и частыми молитвами, чем скорое по молитве ее исполнение. Ибо беспрестанная молитва сама по себе есть уже величайший дар Божий, а сверх того она удостаивает молящегося большей милости — утешения и мира душевного. Такое многократно повторенное, но не услышанное Богом прошение весьма многим праведникам доставляло величайшую тишину и покой в сердце.

…единственное, верное успокоение души, если не будет услышана наша молитва, наши прошения, молиться об одном: “воля Господня да будет.”

Никто из находящихся в живых не может вернее узнать волю Божью относительно преднамереваемых им поступков, как только тот, кто искренне, сердечно желает во всем поступать согласно воле Божьей. Такое желание его будет истинно служить ему руководящей нитью в лабиринте к устранению встречающихся ему на пути неудобств и заблуждений в уразумении воли Божьей в предпринимаемом деле.

Бог никогда не отказывается открывать тем или иным способом волю Свою сердечно желающим знать и исполнять ее. Ибо человеколюбив Святый Дух Премудрости, Он удаляется от лукавства, как истинный созерцатель нашего сердца и, как всеобъемлющий, знает всякое ваше слово (есть ли оно истинно) и всем призывающим Его изобильно подается.

Еще раз, простите, если что не так.
яко немощен есмь

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: О познании воли Бога о человеке
« Ответ #10 : 20 Июль 2007, 09:14:22 »
   Все очень правильно сказано. Но как я поняла вопрос обсуждения -это именно*при всем этом держись и совета сердца твоего, ибо нет никого для тебя вернее его”
 
. *  Вопрос заключается в том, как распознать, что первая мысль движимая в нашем сердце- есть от Бога, а не отсебятина и не помысел лукавый?
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Re: О познании воли Бога о человеке
« Ответ #11 : 20 Июль 2007, 09:30:58 »
Прежде сердце нужно очистить. Если мое сердце полно страстей, как можно безоговорочно доверять ему?
яко немощен есмь

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: О познании воли Бога о человеке
« Ответ #12 : 20 Июль 2007, 09:31:47 »
  Хотя от себя могу сказать, что по первоначалью Господь прямо взывает в сердце, научая в сомнительных поступках действовать согласно с Его волей.  И если в начале зов Божий похож, образно говоря,  на *крик*-его невозможно не услышать; то со временем он становится менее различимым, как бы безмолвным, ненавязчивым, умственным, сердечным научением. И тут главное иметь ум не перегруженный суетой, а как бы держать его в некой чистоте, что бы голос Божий мог прорваться к нам и , самое главное, быть услышанным.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: О познании воли Бога о человеке
« Ответ #13 : 20 Июль 2007, 09:44:27 »
  СТАС, мое предположение-это; что Господь поучает людей путям Своим на всем протяжении человеческого восхождения в Образ и Подобие Божие. И по мере стяжание чистоты сердечной, обильние становятся благодатные дары, но говорить к сердцу человеческому Бог не перестает от начала до конца. Наша беда -мы не умеем слышать.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

surrge

  • Сообщений: 184
    • Просмотр профиля

Re: О познании воли Бога о человеке
« Ответ #14 : 20 Июль 2007, 10:39:55 »
Вопрос заключается в том, как распознать, что первая мысль движимая в нашем сердце- есть от Бога, а не отсебятина и не помысел лукавый?
Думаю, когда пришла "первая мысль движимая в нашем сердце", нужно сразу же испытать свою совесть. Если совесть молчит или соглашается с мыслью - мысль от Бога, если противится - "отсебятина" или "помысел лукавый".
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.