А вот, что же касается "внутреннего пространства" у Иоанна Кронштадтского... Мне кажется, это не совсем то "место" внутри себя, та "внутрення клеть" о которой говорят многие Отцы.
Отец Иоанн часто обращался к этому слову. Впечатление такое, что это понятие (кстати, он, вроде бы, почти не говорит о "внутреннем" пространстве, а о "пространстве сердца") сформулировалось у него, так сказать, психосоматически. Оно "родилось" у него в оппозиции острому переживанию греха, который теснит. Он часто говорит о тесноте сердца во время греха и о просторе во время благодати (напр. в его дневниках: "простор души и тела" или "для груди был простор").
Психосоматическое ощущение "простора" с годами становилось у него тоньше, духовнее. Он стал говорить о "пространстве сердца":
"...Зло сопровождается скорбью и теснотою в сердце, а добро - миром, радостью и пространством сердца. Этот закон неизменен: он закон неизменяемого, всесвятого, праведного, премудрого и вечного Бога."
Далее, он, перечисляя, по Апостолу, "плоды духовные", указывает среди них и пространство:
"...исполняешь Духом Твоим Святым - Духом святыни, благодати; подаеши душе моей правду, мир и радость, пространство, силу, дерзновение, мужество, крепость..."
И всегда оппозиция тесноте:
"...тесноты греховные обращаеши в пространство оправдания Твоего..."