Исихазм

Автор Тема: Чистые сердцем- кто они?  (Прочитано 53904 раз)

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Чистые сердцем- кто они?
« Ответ #165 : 03 Апрель 2014, 14:18:38 »
Грация, все это хорошо, только это эмоциональная лирика. Не больше. Похоже на то, как человек прохаживается вдоль калитки, так и не рискуя выйти за нее. Перенося во внутреннем дворике всякие всякости с места на место, но так и оставаясь в своей ограде. При этом искренне считая что он делает мир и себя лучше. Только мир - это и то что за оградой, и там он значительно, несоизмеримо больше и многообразней. Ограду нужно демонтировать. Тогда появится вероятность преображения, и тогда возможно прощение. Полусерьезно - полушутливо говорить "Прощена" сейчас может и какой нибудь крендель, который сидит на заборе и наблюдает как человек внутри бродит туда - сюда бесцельно. Сказать Богу "прости", это не словеформула (хотя в слове может оформиться), это действие. Это движение сердца, а не вектор ума. Это изменение в себе. Это еще одна доска, выбитая в заборе. И последующая уборка всего, что ввалиться в эту пробоину и наведение порядка (приведения в порядок) открывшегося пространства, сколько сможешь достать. Бог недосягаем, так как Он всегда вне ограды. В ограде Он не действует, внутри человеческой воли Он не хозяйничает. Волю не ломает.
Все написанное звучит хорошо для замкнутого мирка, в котором человек вариться в собственном соку. А как должно бы работать, пример работы, есть в рассказе http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3260.msg145220#msg145220 про  :-) китайского дедушку, а попутно и о том, как это работает. А уже чистота самого человека (возможная сила действия "вы боги") - это действие милости и благодати в человеке.
Это мое мнение. :-)
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Чистые сердцем- кто они?
« Ответ #166 : 03 Апрель 2014, 15:09:42 »
Грация, все это хорошо, только это эмоциональная лирика...

Ну, это нормально. Я не виню себя за эмоциональность.) Но и не пытаюсь жить самообманом – что есть, то есть!) Поэтому, спасибо, что говоришь мне об этом. Знаешь, мне кажется, что начинаю понемногу понимать, что может стоять за тем, что называют провокациями. За тем, когда я провоцирую кого-то и за тем, когда я поддаюсь на провокацию другого человека. Вижу, что за этим всем стоит неосознаваемое моим умом желание сердца очиститься. Это желание в идеале должно приводить к внутренней работе, но так как еще нет тесной связи между внутренним и внешним, умом и сердцем, то приводит пока только к зацепке за провокацию, если ум не пребывает в глубокой молитве. Во внутренней молитве более-менее получается найти центр, хоть немного уравновешивающий мысли и чувства, чтобы продолжать движение к тишине… Но как только выходишь из внутренней молитвы и остается только внешняя, сразу же теряешь этот центр и становишься обычным внешним человеком, даже если и говоришь при этом какие-то правильные вещи. Работа души не останавливается ни на минуту.  Но так как мой ум вышел из внутреннего состояния покоя вовне и не смог сохранить это состояние, то все равно потребность души очищаться из-за этого не пропадает, но почему то приобретает такие странные формы, как провокация.

Кто проходил через подобные трудности при соединении внутренней молитвы с внешней, тот, наверное, поймет, о чем я пытаюсь сказать. Как соединять внешнюю и внутреннюю жизнь так, чтобы процесс очищения все-таки больше проходил внутри, без этих странных выплесков эмоций, которые так падки на провокации. Наверное, кто прошел это, тот уже почти достиг бесстрастия? Где та невидимая нить, что соединяет собою внешнее и внутреннее? Подозреваю, что бесстрастие – это и есть такое состояние, которое рождается из единства внутреннего и внешнего. Интересен вкус бесстрастия… Какой он?))

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Чистые сердцем- кто они?
« Ответ #167 : 03 Апрель 2014, 18:30:22 »
Цитировать
"Приложу сюда же невнимание некоторых к естественным недостаткам своего характера, которые, хотя не зависят от произвола, делают, однако ж, его повинным суду, когда кто, видя, как они мешают делу духовной жизни, не заботится не только совершенно их уничтожить, но и вложить в безвредные пределы, когда это возможно с помощию благодати Божией, при должном к себе внимании и ревности. Таковы, например: нелюдимость, вспыльчивость, впечатлительность и вследствие того не рассуждающая быстрота в словах, движениях и делах, суровость и ворчливость, упорство и спорливость, и подобное. Все такие несовершенства и немощи естественные следует исправлять, у одних отнимая излишества, к другим прилагая недостающее, и те и другие преобразуя в соответственные добрые качества. Ибо ничто естественное, как бы оно дико и упорно ни было, не может устоять против произволения, когда оно, вооружась благодатию Божиею, возревнует со всем вниманием и тщанием противостоять тому.

Вследствие вышесказанного бывает, что иные и делают добрые дела, но дела сии остаются несовершенными, храмлющими, сплетенными с похотями, царствующими в мире (см.: Ин. 2, 16). Оттого лица сии нимало не преуспевают на пути ко спасению, но вращаются на одном месте, а нередко возвращаются вспять и впадают в прежние грехи, так как, видно, и сначала не вполне возлюбили они добрую во Христе жизнь, не всецело преисполнились чувством благодарения к Богу, избавившему их от власти диавола, и не с совершенною решимостию положили работать Ему единому на благоугождение Ему. Отсюда же происходит и то, что такие всегда остаются необученными в добре и слепыми и не узревают опасности, в какой находятся, думая, что положение их прочно и им не угрожает никакая беда. " НЕВИДИМАЯ БРАНЬ прп. НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ
46. Склонные к сладострастию часто бывают сострадательны и милостивы, скоры на слезы и ласковы; но пекущиеся о чистоте не бывают таковы.

В темпераменте можно обнаружить множество страстей: раздражение и гнев, тщеславие и гордость, лицемерие и человекоугодие и т.п., поэтому те, кто действительно пригасил страсти, "бойким" темпераментом не обладают.
"Состояние души, при котором устранены из нее гнев, ненависть, злопамятство и осуждение, есть новое блаженство; оно называется кротостью" Епископ Игнатий (Брянчанинов)
Ещё, задача христианина состоит в постоянном стремлении к миру душевному, что никак не совмещается с "буйным" характером. Ровность отношений и поведения - одно из самых ценных качеств христианина.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Чистые сердцем- кто они?
« Ответ #168 : 03 Апрель 2014, 19:02:23 »
Ещё, задача христианина состоит в постоянном стремлении к миру душевному, что никак не совмещается с "буйным" характером.

Не знаю, чьи эти слова, но они мне не нравятся. По мне, задача человека состоит в постоянном стремлении к Богу. А это стремление, на мой взгляд, прекрасно совмещается с любым характером и темпераментом, данным человеку от Бога.

Спасибо, что подчеркнули самое важное, на что надо обратить особое внимание… Я бы еще подчеркнула для себя "спорливость, нелюдимость и ворчливость"…))

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Чистые сердцем- кто они?
« Ответ #169 : 03 Апрель 2014, 19:08:55 »
Ум, если он не в сердце, склонен по своему естеству резонировать с теми энергиями, которые ему встречаются вовне. Если, находясь внутри сердца, ум одну и ту же энергию воспринимает как свою, только искаженную (бревно), которая нуждается в преобразовании, то находясь вовне, он принимает эту же энергию, но  как чуждую ему (соринку в чужом глазу) и поэтому вступает в конфликт с этой энергией, занимаясь резонерством, к примеру. Но разрешение этого конфликта, возникающего из иллюзии абсолютной чуждости воспринимаемой энергии, находится внутри человека. А чтобы не допускать подобных конфликтов, ум должен всегда пребывать на страже сердца, даже близко не допуская к себе подобные, загрязняющие сердце, энергии. Такое делание (трезвение) не просто очищает сердце, но и способно сохранить его в чистом состоянии… Характер тут не при чем!)

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Чистые сердцем- кто они?
« Ответ #170 : 03 Апрель 2014, 19:44:32 »
для полноты картины можно привести слова Макария  :-)

5. Вопрос. Приявший в себя Божественную силу и изменившийся отчасти остается ли в своем естестве?

Ответ. Чтобы и после благодати испытываема была воля, к чему она склонна и с чем согласна, естество оставляется таким же; и человеку суровому оставляется его суровость, а легкому - его легкость. Бывает же и то, что иной невежда разумом возрождается духовно, преобразуется в мудрого, и известными делаются ему сокровенные тайны, а по естеству он невежда. Иной, по естеству будучи суровым, предает волю свою богочестию, и приемлет его Бог; а естество пребывает в своей суровости, но Бог благоволит о нем. Иной добронравен, скромен, добр, посвящает себя Богу, и приемлет его Господь. А если не пребывает в добрых делах, то не благоволит к нему Господь; потому что все естество Адамово удобопреклонно к добру и к злу, восприимчиво к злу, но может не делать зла, если желает.


это из 26 беседы...желающий может далее прочесть, тоже весьма... :-)

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Чистые сердцем- кто они?
« Ответ #171 : 03 Апрель 2014, 20:00:18 »
Не знаю, чьи эти слова, но они мне не нравятся. По мне, задача человека состоит в постоянном стремлении к Богу. А это стремление, на мой взгляд, прекрасно совмещается с любым характером и темпераментом, данным человеку от Бога.
Цитировать
Сердце твое, возлюбленный, создано Богом для того одного, чтоб оно любило Его единого и служило Ему обителью. Посему Он взывает к тебе, чтобы ты предал Ему свое сердце, говоря: «сыне, даждь Ми... сердце» (Притч.23:26). Но как Бог есть мир, превосходящий всякий ум, то всячески необходимо, чтоб сердце, хотящее приять Его в себя, было мирно и свободно от всякого смятения, ибо только «в мире место Его», как поет святой Давид (Пс.75:3). Попекись же паче всего установить сердце свое в мирном устроении так, чтобы все твои добродетели, все делания и подвиги были направлены к стяжанию сего мира, наипаче же твои доблестные дела борьбы с врагами твоего спасения, как сказал великий безмолвник Арсений: «Все твое попечение обрати на то, чтоб внутреннее твое устроение было по Богу, и победишь внешние страсти».
Мир сердца возмущают страсти; не допускай страстей до сердца, и оно всегда будет мирно. Борец в невидимой брани стоит во всеоружии у врат сердца и отражает покушающихся войти в него и возмутить его. И пока мирно сердце, победа над нападающими не затруднительна. Мир сердца – и цель брани духовной, и самое мощное средство для одержания победы в ней. Посему когда страстное смятение прокрадется в сердце, не бросайся на страсть, чтоб побороть ее, а сойди поскорее в сердце и напрягись умирить его. Как только умирится сердце, и борьбе конец. \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
И ведай, что тогда только будешь ты уметь хорошо молиться, когда научишься добре действовать в подвиге сохранения внутреннего мира своего. Сюда и направляй внимание, обдумывая, как достигнуть, чтобы каждое дело твое делалось в мире сердца с удовольствием и радостью. Кратко скажу, что непрестанным подвигом всей жизни твоей должно быть хранение мира сердца твоего, не допуская его приходить в какое-либо беспорядочное смятение и все дела свои делая под сенью сего мира тихонравно как написано: «Чадо, в кротости (тихости), дела твоя препровождай» (Сир.3:17), да сподобишься обещаемого тихонравным блаженства: «блажени кротцыи, яко тии наследят землю» (Мф.5:5). Преподобный Никодим Святогорец Невидимая брань "
Грация, больше для себя повторяю....:-)
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Чистые сердцем- кто они?
« Ответ #172 : 03 Апрель 2014, 21:46:13 »
...тихонравно как написано: «Чадо, в кротости (тихости), дела твоя препровождай» (Сир.3:17), да сподобишься обещаемого тихонравным блаженства: «блажени кротцыи, яко тии наследят землю» (Мф.5:5). Преподобный Никодим Святогорец Невидимая брань "

Все, что выше написано до мною процитированного, еще более – менее.. Но вот то, что я выделила, если так учат людей Слову Божьему, то человек старается изо всех сил переделать свой нрав, переделывает, становится снаружи тих, а внутри… кто знает, какие ураганы бушуют.)) Смотрят на такого горе - христианина язычники и посмеиваются…

Вы так и не сказали, кто автор слов про «буйный» характер. Но я и Святогорцу могу возразить. Зачем мне притворяться, будто у меня кроткий характер.))

Бывает, дается человеку от рождения нрав кроткий, как черта характера к радости его родителей. А если человек не тихого нрава, то его можно так запугать, что он сразу станет тихим. Например, запугать тем, что только кроткие нравом унаследуют новую землю. И начнет такой человек не тихого нрава усмирять свой темперамент от страха лишиться наследства…

Думаю, что Евангельская кротость – это не свойство характера. Поэтому невозможно ее просто натренировать. Это свойство души, предстоящей Богу, это дар сердцу от Бога. Кротость как внутреннее качество рождается от внимания к Тому, Кто открывается чистому сердцу человека. Это не просто скромность, как человеческое качество, это тишина ума в сердце, созерцающем величие Создателя. От этого и кротость.
Конечно, не спорю, внутреннее отражается неизбежно во внешнем. Но только, наверное, кротость во Господе совсем не похожа на кротость перед людьми, как черта характера, к примеру там, робость…

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Чистые сердцем- кто они?
« Ответ #173 : 03 Апрель 2014, 23:55:28 »
В темпераменте можно обнаружить множество страстей: раздражение и гнев, тщеславие и гордость, лицемерие и человекоугодие и т.п., поэтому те, кто действительно пригасил страсти, "бойким" темпераментом не обладают.

Ещё, задача христианина состоит в постоянном стремлении к миру душевному, что никак не совмещается с "буйным" характером. Ровность отношений и поведения - одно из самых ценных качеств христианина.

Если честно, то у меня нет особых возражений к тому, о чем пишет Святогорец. Тот смысл, против которого у меня возникло возражение, в его слова вольно или невольно был привнесен именно этими цитатами о «буйном» характере неизвестного автора, которые Вы смешали  со словами  Лествичника, Святогорца и святителя Игнатия. Я так поняла, что этими словами неизвестного автора, подкрепленными цитатами святых отцов, Вы и хотели мне показать, что мое мнение  о том, что характер не имеет решающего значения для человека, стремящегося к Богу, не соответствует мнению отцов. Или я ошибаюсь? Поясните, если не сложно, пожалуйста! И заодно скажите, чьи это слова?

Ведь у святых отцов, чьи слова Вы привели, нет того смысла, который вложил неизвестный автор.  Лучше бы Вы высказали свое мнение сами. Мне бы проще было бы Вас понять, что Вы хотели сказать этими цитатами. Можете пояснить именно свою мысль, не прибегая к помощи цитат? Или просто дать ссылку на труды отцов, в которых раскрыта эта тема. С уважением! :-)
« Последнее редактирование: 04 Апрель 2014, 00:11:14 от Грация »

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Чистые сердцем- кто они?
« Ответ #174 : 04 Апрель 2014, 00:24:44 »
Лучше бы Вы высказали свое мнение сами. Мне бы проще было бы Вас понять, что Вы хотели сказать этими цитатами. Можете пояснить именно свою мысль, не прибегая к помощи цитат? Или просто дать ссылку на труды отцов, в которых раскрыта эта тема. С уважением! :-)
Какое там мнение... :-)
Насколько понял, Отцы говорят о наказуемости человека, который вкусил Бога, уже может с Его помощью "гасить" страсти и исправлять неисправные черты характера, но при этом не старается этого делать.
С другой стороны, человек вкусивший Бога, уже просто не может иметь многие "буйные" черты характера, так как они, в основном, являются проявлениями грубых страстей. Которые уже притихают в таком человеке. Это говорилось неоднократно и здесь, на форуме, что у искренне молящегося человека довольно быстро угасают грубые страсти.
Как то так...и без особых выводов...
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Чистые сердцем- кто они?
« Ответ #175 : 04 Апрель 2014, 00:43:40 »
Спасибо!) Так понятнее! Эх...опять двойка по поведению...((

Ну а автор то, Владимир, автор то кто этих завораживающих слов?: "Ровность отношений и поведения - одно из самых ценных качеств христианина" :-)

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Чистые сердцем- кто они?
« Ответ #176 : 04 Апрель 2014, 00:53:24 »
Ну а автор то, Владимир, автор то кто этих завораживающих слов?: "Ровность отношений и поведения - одно из самых ценных качеств христианина" :-)
Насколько помню, здесь Александр первый говорил о желательной ровности поведения молящегося христианина. Точнее, нужности стремлении к этому.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Чистые сердцем- кто они?
« Ответ #177 : 04 Апрель 2014, 10:13:11 »
Насколько помню, здесь Александр первый говорил о желательной ровности поведения молящегося христианина. Точнее, нужности стремлении к этому.

Александр говорит о нужности стремления к Богу. Ровность (внутреннего) – это уже следствие, вытекающее из такого стремления. Внешнее поведение человека, стремящегося к Богу, может выглядеть и вызывающим для кого-то. Кстати, свои мысли о cложности выбора человека, когда-то Александр выразил в теме О бесстрастии:

...есть ментальный способ поверки своего смирения. Он зависит от нашей искренности и ставит перед очень важным выбором. Нужно задать себе вопрос: где бы я был в ту пятницу? С одной стороны: пасхальная служба, мнение синедриона, толпы благочестивого народа, с другой - осужденный человек - возмутитель спокойствия, ведомый с разбойниками на Голгофу. Смирение перед ВЗ церковью и мнением священства, среди которого Кайафа, указывает на первый выбор: успокоиться, поверить синедриону и с "чистой" совестью идти в храм. В ином случае смирение перед... а перед кем смирение? Что двигало тех немногих человеков, что пошли за Господом? И вдруг игра в смирение-дерзновение и самомнение-послушание опадает как сухой цвет. Здесь момент истины: что выберу я: Бога или смиренное спокойствие души?

И немного о наказуемости. Владимир! Да, согласна с Вами, что предупреждения отцов о том, что человек, ставший на узкий путь, должен быть во всем внимателен, не случайны. Но, «вкусивший Бога» человек, не лишается своих индивидуальных черт характера или темперамента. За страсти согласна. Они нуждаются в преображении. Но хотела  Вам также сказать, что думать о посланных испытаниях и скорбях как о наказании, наверное, не совсем так, как учат отцы. Перенесение скорбей в кротости – это, значит, не иметь претензий не только к людям, но и к самому Богу. И не просто не иметь претензий, но от чистого сердца прощать людей, не переносить ни на кого, ни за что вину, а Бога благодарить за все, чтобы ни случилось в твоей жизни. Любящее сердце не знает другого чувства к Богу, кроме благодарности. Думаю, что стремиться все же надо к Любви, тогда и ровность появится и поведение выровняется и страх наказания раствориться...

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Чистые сердцем- кто они?
« Ответ #178 : 04 Апрель 2014, 21:29:34 »
Александр говорит о нужности стремления к Богу. Ровность (внутреннего) – это уже следствие, вытекающее из такого стремления. Внешнее поведение человека, стремящегося к Богу, может выглядеть и вызывающим для кого-то. Кстати, свои мысли о cложности выбора человека, когда-то Александр выразил в теме О бесстрастии:
Я про это:
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=396.msg4013#msg4013
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1343.msg16283#msg16283
Цитировать
"Посему главными являются не техники сосредоточения, а внутренняя работа над собой, направленная на молчание, ровность, сознательное отношение к мысленным и душевным подвижкам, очищение - при взывании к милости Божией."
"К стяжанию ума Христова следует приступать на третьем этапе.  Первые два этапа являются подготовительными. На первом этапе воспитывается тишина, ровность, трезвость и спокойствие ума. На втором этапе утишенный ум не должен потерять трезвое (и уже не рациональное) видение. "
Это слова Игоря.
Цитировать
"В принципе сдержанность...тихость...ровность...это характиристики духовного...
А эмоциональность...сильные всплески чувств...это душевное...
Т.е... наверное и смех не грех :-)...НО...смех душевен...а улыбка более духовна, чем смех..."
"..Если долго стараться, то приходит сначала успокоение=ровность, а потом и радость(аще Господь восхощет :-))..."
Но, «вкусивший Бога» человек, не лишается своих индивидуальных черт характера или темперамента. За страсти согласна.
О чём же и речь, что в характере или темпераменте, после внимательного всматривания, страсти составляют основную часть "поведения" человека. И это люди привыкли называть характером или темпераментом.
Убери эти страсти, и не будет темперамента в общеупотребительном значении этого слова.
Например, убери от человека страсть тщеславия, он прекратит болтать, будет говорить только по нужде и не охотно.
Убери человекоугодие, и слова станут для внешних сухими и жестокими.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Чистые сердцем- кто они?
« Ответ #179 : 04 Апрель 2014, 23:12:22 »
...Убери человекоугодие, и слова станут для внешних сухими и жестокими.

Пусть мои слова пока побудут не жестокими, но хочу сказать Вам спасибо за этот пост. Он был полезен для меня!)