То, что Адам был создан не "воображательным" - мысль не только его...
Уважаемый
Igor, возможно, я чего-то не совсем понимаю, но ведь в изложении Св. Феофана закралось, на мой взгляд, какое-то противоречие, ибо начинается текст словами:
Знай, что по святому Максиму, великому богослову, и первозданный Адам создан от Бога не воображательным.
,
а ниже по тексту:
...не употребляя этой низшей силы воображения...
То есть, сначала говорится, что
создан невоображательным, и тут же опровергается это утверждение. Ибо раз Адам
не употреблял этой силы, значит она была ему присуща, но в его воле было пользоваться ей или нет. Как же тогда понимать слова
создан невоображательным? Неясно.
Далее по тексту Св. Феофана (Св. Никодима):
Ум его, чистый и безвидный, ...не воображая ни очертания, ни вида, ни размера, ни цвета сих вещей...
Разве у кого-то из Св. Отцов встречается мысль о том, что человек может посредством чувств созерцать мир и, в то же время, как бы минуя эти чувства, непосредственно созерцать логосы вещей? Если я правильно понимаю, Св. Отцы говорили об очищении чувств, а не об их упразднении. Многие, говоря о ступенях молитвы, поощряли наполнять ум благими размышлениями, что невозможно без воображения. Человек по телу связан с видимым миром, который создан Богом и восприятие этого мира посредством чувств заложено в человека Создателем. Св. Отцы лишь говорят о том, что чувственное не должно препятствовать духовному, но составлять с ним гармонию. Не поглощать должно духовное материальный мир, но просвещать. Ведь Спаситель наш Иисукс Христос есть Богочеловек, совершенный Бог и совершенный Человек. И тела наши не растворятся в духе, но воскреснут.
Вот слова Св. Григория Паламы:
"Мы одни из всех тварей, кроме умной и логической сущности, имеем еще и чувственную. Чувственное же, соединенное с Логосом, создает многообразие наук и искусств и постижений; создает еще умение возделывать (культивировать) поля, строить дома, и вообще создавать из несуществующего (хотя и не из полного ничто - ибо это может только Бог). И все это дано только людям. И хотя ничто из того, что создано Богом, не погибает и не возникает само собою, однако, сопоставляемое одно с другим, через нас оно получает другую форму. И невидимое слово ума не только подчиняет себе движение воздуха и становится ощущением слуха, но может даже быть написанным и может быть увиденным в теле и через тело; все это Бог дал только людям, для веры осуществляя телесное пришествие и появление вышнего Логоса. Ничего подобного и никогда не бывает у ангелов".
Могу предположить, что все же Св. Максим мог говорить о том, что Адам, будучи создан Богом с присущей ему естественной силой воображения, не останавливался на внешних очертаниях или других видимых признаках предмета самих по себе (и конечно же, он воспринимал их присущими ему чувствами) , но во всем творении Адам видел присутствие нетварных Божественных энергий, видел Божественный смысл каждой вещи. Здесь можно говорить о синергизме двух способов познания мира - чувственного и духовного - никак не отрицающих друг друга, но взаимодополняющих.