Привожу эти скучные и внешне неинтересные темы, чтобы хоть как-то разрешить недоумения выявившиеся при обсуждении темы "Как научиться смирению". Привожу их в блоке, хотя думаю, что они не так просты, как кажется на первый взгляд. Основная цель - показать действенность исповедания для формирования расположений души.
Главная идея - мысль Максима Исповедника о том, что душа есть осуществованная жизнь.
О хитоне Господа Иисуса Христа.
Кроме верхней ризы на Господе была еще одна одежда «хитон не швен, свыше исткан весь» (Ин.19.23) Это особенная духовная одежда. Всякому из нас было бы хорошо приобрести такой хитон. Для этого следует научиться духовному вязанию. Вяжут петлями: лицевыми и изнаночными.
Лицевая петля вяжется двумя действиями: поступить в жизни по заповеди — поблагодарить за это Бога.
Изнаночная петля вяжется четырьмя действиями: нарушить в жизни заповедь — укорить себя за это перед Богом — помолиться за людей, против которых мы согрешили — попросить у Бога исцеления естества.
Будем прилежать к духовному вязанию, чтобы приобрести себе «брачное одеяние» и не быть со связанными руками и ногами извергнутыми во тьму кромешную.
Об исповедании грехов в течение дня.
И праведник семь раз на день согрешает. Мы же все во многих грехах. Зная немощь нашу, Господь даровал нам возможность исповедания грехов, чтобы мы могли через это обращаться от делания зла к добру. Могли очиститься от уже совершенных грехов и исправить беззаконное расположение нашего сердца.
Господь говорит: «Глаголи ты прежде прегрешения твоя, и не помяну их». Воспользуйся Божественной милостью и не неради о своем спасении.
Когда случиться Тебе согрешить, то тотчас, как опомнишься, поспеши сделать три вещи:
1.Укори себя перед Богом, скажи: «Господи, я согрешил! Прости меня!»
2.Если согрешил против человека, то помолись о нем и о себе молитвой: «Боже, милостив буди нам грешным!»
3.Попроси Бога: «Господи, исправь злое мое сердце!»
Если сотворишь сказанное, то плохое в Твоей душе уменьшится и Ты станешь немного лучше. Сколько раз согрешишь, столько раз и исповедуй свой грех.
Если же случиться тебе сделать доброе, то поблагодари Бога: «Господи, благодарю Тебя! Твоей силой сотворил!».
Что делать, если ты забываешь о спасении?
Вечером, когда помолишься, то вспомни исповедовался ли Ты перед Богом в течении дня и, если нет, то положи три земных поклона с молитвой: «Господи, помилуй меня! Я погибаю! Дай мне память и силу исповедовать мои грехи!» Если же исповедовался, то положи один поясной поклон с благодарением: «Благодарю Тебя, Господи! Силой Твоей Ты спасаешь меня!»
Общий обзор христианской жизни.
Наблюдая разнообразие мнений о покаянии и исповедании, положил полезным изложить в целом свой взгляд на эти вещи.
Определения:
покаяние — обратиться от делания греха к деланию добрых дел (исправить свое естество).
исповедание — набор полезных действий духовного подвига, которые прилично совершить при наступлении конкретных событий жизни.
Человек так устроен, что он не может оставаться неизменным. Он всегда изменяется: или к лучшему, или к худшему. Нет предела его изменению. Идеалом и целью подвига является Бог, который в сущности недостижим для всего тварного, но человек, благоразумно подвизаясь в исповедании и молитве, может бесконечно приближаться к нему. Таким образом, покаяние есть задача всей жизни человека и заключается в том, чтобы в возможно большей полноте причаститься Божеству.
Практика христианской жизни предлагает нам следующее:
1.Исповедание в конкретном действии. Предполагает внимательное наблюдение за своей жизнью. Во всяком случае, в котором прилично исповедание, следует или объявить перед Богом свой грех, соединяя это с просьбой о помощи, или поблагодарить Бога за помощь в исполнении заповеди.
2.Исповедание за день (за ночь). Св. Отцы заповедали нам ежедневно после вечерних молитв просматривать все дела, которые мы совершили за день, проверять как мы вели себя в них, (по-заповеди или нет) и приносить исповедание Богу. Здесь же прилично записывать некоторые грехи, чтобы затем на исповеди объявить их священнику. Тоже прилично делать и за ночь.
3.Исповедание перед Причастием. Требует специального приготовления постом и молитвой. Просматриваем все события, случившиеся с нами после последнего Причащения, объявляем Богу все, что в нас есть хорошего и плохого и просим у него милости. Бог знает о нас все, но ждет нашего прошения, так как никогда не нарушает данной нам свободы.
4.Исповедание перед старцем, если у кого он есть, то есть перед человеком с которым вы советуетесь о духовной жизни. Это происходит по особым духовным правилам, о которых знают участники.