Исихазм

Автор Тема: Душа хананеянка  (Прочитано 9777 раз)

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Душа хананеянка
« : 10 Июнь 2008, 09:22:22 »
«…Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф.15:21-28).
     
«И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться. Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его; а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери. Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.  Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей. И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери. И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели.»(Мр. 7:24-30)

К числу евангельских сюжетов, о которые чаще всего притыкаются сердца ищущих, относиться сюжет с хананеянкой (или сирофиникиянкой по Марку).
Человек  первый раз прочитавший эту историю чаще всего возмущается духом, потому как видит в этом эпизоде религиозно - национальную нетерпимость и самодовольство доведенные до крайней степени! Женщина, сердце которой разрывается от душевной боли по поводу болезни своего ребенка, встречает в ответ на крик своей души, горделивые слова иудейского раввина, который по видимому, и за людей то не считает язычников, а только за псов. Отчаявшиеся мать идет на крайнее унижение и только после этого получает просимое.

Современный искатель Истины, к моменту своего первого осмысленного и последовательного знакомства с Евангелием, уже имеет за своими плечами немалый багаж знаний о буддизме, эзотерике, йоге и прочих восточных и оккультных учений, поэтому ему может вспомниться и беспрецедентная веротерпимость Готамы Будды, и речи о любви и братстве всех людей, которыми полна литература нью-эйджа и т.д. и т.п.
И тут, конечно, этот эпизод, заставляет его усомниться, в том, есть ли Бог христиан, выразителем которого является Логос-Христос, Бог Любви Всеохватывающей и Безусловной или же это мелкий национальный божек, для которого жизнь представителей иных народов не стоит и ломанного гроша…

Поразмыслив немного, наш  бедолага искатель, если он конечно не совсем глуп, приходит к мысли, что подобные выводы входят в явное и прямое противоречие с другими местами того же Евангелия, а так же с духом христианства вообще.

Непредубежденному искателю могут вспомниться и грозные обличения иудеев, мнящих себя чем то выше других, уже по праву рождения от семени Давидова: «и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.» (Мф. 3:9)
И пророчество о том, что многие язычники войдут в Царствие Божие, в то время как многие иудеи будут изгнаны вон: «Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.» (Лк. 13:28-30)
И то,что одним из первых (а может и самым первым) узнавших из уст самого Иисуса, что он есть Христос, людей, была самарянка, которых иудеи почитали хуже язычников: «Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. … Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. 
Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.»
(Ин.4:7-10…25-26)
И изгнание бесов из жителя языческого Десятиградия: «И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.»
И исцеление слуги римского сотника, язычника по рождению, но, как считают некоторые библеисты, принадлежавшего к т.н. «благочестивым»: людям из язычников, уверовавшим в Бога Единого и Живого, но не прошедших гиюра – обрезания и приобщения к иудеям.
(Лк. 7:1-10)
«Стоп!» , может сказать искатель, «как же так, все Евангелие и Церковь говорят о том, что Христос относился к язычникам уверовавшим в Бога, абсолютно непредвзято, а тут….»
Вот именно, уверовавшим в Бога, оставившим мерзость языческого идолослужения и нравов! И вспомнив то, что Евангельские истории имеют смысл не только внешний, плотской, но и внутренний, духовный, и часто являются помимо записи событий притчами, наш милый искатель возможно взглянет в себя, обозрит свою жизнь, присмотрится к своему сердцу и УЖАСНЕТЬСЯ!
«Моя то душа, погрязшая в языческом суеверии, разврате, жестокости, поправшая саму свою человечестность, изгнавшая из своего сердца Отцову Любовь, она! Она то и есть Хананеянка!!!Вот почему молитвы мои тщетны, вот почему Господь проходит мимо и вот чего на самом деле мне не хватает – искреннего смирения, доходящего до самоуничижения в осознании собственной мерзости…»
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
А может цепочки этих размышлений и не быть, и ищущий так и останется при своем убеждении в ограниченности Христа…ведь матфеево «только» так соблазнительно перед Марковским «прежде»….решать ему самому….

С уважением, Дионисий К

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Душа хананеянка
« Ответ #1 : 10 Июнь 2008, 09:45:11 »
Спасибо, брат.
Недавно я тоже думал как раз именно на эту тему и пришёл примерно к таким же выводам.
Слова Иисуса о том, что Он пришёл только к народу Израилеву упирается в одно: ЧТО считать народом Израилевым. Заметим, что Иоанн Предтеча говорил в разговоре со священниками, что Господь из камней может воздвигнуть сынов Авраама. То есть дело явно не в крови. Эпизод с римским сотником или самарянкой говорит, что дело не в еврейской культуре и не в еврейских законах. Тогда в чём же?
Это Мень прекрасно показал, что пророки и Иоанн и Иисус считали народом избранным тех, кто следует Закону Божиему, данному Моисею, причём в самой его сути, из которой произростает всё -
Возлюбить Бога
Во всём делать другим то, что бы ты хотел, чтобы делали тебе.

Так вот хананеяне, насколько известно, были самыми что ни на есть махровыми язычниками - с идолами, оргиями и тому подобным. Это в большинстве совершенно закрывало для них возможность понять Христа хотя бы в малейшей степени, не извратив. Однако, в этой женщине Он вероятно увидел ВОЗМОЖНОСТЬ. Возможность смирения, возможность того, что она в своём горе и в своём смирении сможет уверовать и обратиться.

Такое имхо.
Олег

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11911
    • Просмотр профиля

Re: Душа хананеянка
« Ответ #2 : 10 Июнь 2008, 12:16:35 »
Хорошее объяснение...

Я хочу добавить вот что... на огородном примере :) Скажем, растет куст кабачка цуккини на удобренном месте, под жарким солнышком - в неком огороде. Кто его взращивает и для кого он растет? Для хозяев огорода, которые, когда овощь созреет, распорядятся его плодами. Эти плоды цуккини - для хозяев этого огорода, а не для хозяев огорода соседнего и не для прохожих. Но хозяева огорода могут поделиться кабачками с другими, продать их или даже выбросить, решив, что плоды не съедобные. Кабачок на грядке и кабачок в руках хозяев - он еще хозяйский, на него не смеют претендовать другие, пока не будет отдан. Когда же отдан...

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Душа хананеянка
« Ответ #3 : 10 Июнь 2008, 15:16:43 »
Осмелюсь предложить,(по памяти) из проповеди арх. Рафаила, ка он освящает этот вопрос.

    Финикийцы-хананеяне, населяющие западную часть Палестины, действительно были язычниками, причем их обряды отличались изощренной жестокостью. Само собой разумеется, что иудеи относились к ним с пренебрежением, ненавистью и презрением.
  А тут спасение ханонеянки.
Слова Христа на мольбу язычницы *Я послан только к погибшим овцам дома Израилева...* несут в себе скрытый, мистический, тайный  смысл. Здесь сокровенно выражается то, что не все человечество примет Искупителя и Его проповедь. А только овцы - малое стадо, о котором не единожды упоминается в Евангелии.
Почему *к погибшим*?Потому что это было сказано для тех, кто действительно, отбросив свою гордость, узрел свое бедственное состояние, увидел себя погибающим...и способен к покаянию. Ведь фарисеи и книжники тоже ждали Мессию, но они  не чувствовали себя погибающими, а наоборот, они считали, что Царствие Небесное им принадлежит по наследству, как потомкам Авраама.(Не могу не добавить, что в таком положении многие из евреев находятся и по сей день).
  Далее...дома Израилева. Одно из значений слова израэль - *видящий Бога*. Значит Господь пришел для тех, кто способен видеть в нем Бога, Мессию, прозреть *глаголы жизни*в Его учении.
   "Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам". Удивительно, но эти изничтожающие слова вселили надежду в сердце ханонеянки. Если Соломон сказал:" Блажен кто милует скот"; то здесь стоял больше Соломона.
 Потому что если она и пес, то все же не чужая, значит и она принадлежит Христу, как пес своему хозяину. Значит и она может быть помилована.
   "Так Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их," т.е. не лишай меня милости, который добрый хозяин проявляет ко своему псу.
    И услышала в ответ:" Велика вера твоя.."  Христос сказал это вслух, во всеуслышание и не просто так, а для того чтобы апостолы воспитанные в иудейской среде, которые по наследству разделяли взгляд на хонанеян, и предрассудки иудейские в том что они "выше" остальных народов, познали что язычники кающиеся и уверовавшие в Него не будут отвергнуты, а встанут в ряды спасаемых.
  И так..." Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему."
    Вера спасения - больше чем чудо исцеления.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Душа хананеянка
« Ответ #4 : 10 Июнь 2008, 15:37:59 »
iunija,
спасибо арх.Рафаилу, который всё так хорошо истолковал, и вам, за отличное воспроизведение его проповеди.
Особенно хорошо имхо толкование слова "погибшие". Ведь действительно, Он сказал - к погибшим овцам дома Израилева. Это невероятно ёмкие слова... По-видимому, весь этот эпизод посвящён смирению перед Господом и вере во спасение.
Олег

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11911
    • Просмотр профиля

Re: Душа хананеянка
« Ответ #5 : 10 Июнь 2008, 15:41:10 »
    Финикийцы-хананеяне, населяющие западную часть Палестины, действительно были язычниками, причем их обряды отличались изощренной жестокостью. Само собой разумеется, что иудеи относились к ним с пренебрежением, ненавистью и презрением.

И римляне относились к иудеям с пренебрежением, ненавистью и презрением... И православные так относятся поныне... и не только к иудеям. Все слова Господа несут в себе больший смысл, чем обычно виден на поверхности. Но ответа в проповеди арх.Рафаила (по памяти), почему Господь говорит *Я послан только к погибшим овцам дома Израилева...* , нет. Ибо говорит-то Он конкретному человеку в конкретной ситуации. К примеру, толкуя Ветхий Завет, мы можем напирать на прообразовательный смысл и настаивать на духовном толковании, однако ж, героями и пророками ВЗ совершались буквальные действия, порой очень жестокие и мстительные. Такой (только мистический) подход к словам Господа не катит...

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Душа хананеянка
« Ответ #6 : 10 Июнь 2008, 15:49:28 »
Насчет погибших овец дома Израилева, так это отчасти увязывается также со словами: "Я пришел призвать не праведных, но грешных к покаянию", "не здоровые имеют нужду во враче, но больные". Правда, хананеянка не особо сюда, похоже, вписывается.

Господь же также говорил и о проповедывании Благой Вести не только для иудеев, не только для всех людей, но и для всей твари...
« Последнее редактирование: 10 Июнь 2008, 16:02:24 от Keleynick »
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Душа хананеянка
« Ответ #7 : 10 Июнь 2008, 16:02:08 »
Такой (только мистический) подход к словам Господа не катит...
Просто, Александр (хотя и не мне вам это говорить :), так что заранее прошу прощения), каждое дейстие, каждая сцена, каждая притча в НЗ (за ВЗ говорить не буду) имеют удивительно глубокий смысловой спектр, в который можно углубляться и углубляться... Самое же "правильное" толкование имхо будет то, что несёт нам наибольшую духовную пользу, то, которое больше всего помогает нам в приобретении духовных плодов...
Олег

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Душа хананеянка
« Ответ #8 : 10 Июнь 2008, 17:33:58 »
Самое же "правильное" толкование имхо будет то, что несёт нам наибольшую духовную пользу, то, которое больше всего помогает нам в приобретении духовных плодов...
Класс :-)...Спасибо :-)
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11911
    • Просмотр профиля

Re: Душа хананеянка
« Ответ #9 : 10 Июнь 2008, 17:38:46 »
Просто, Александр (хотя и не мне вам это говорить :), так что заранее прошу прощения), каждое дейстие, каждая сцена, каждая притча в НЗ (за ВЗ говорить не буду) имеют удивительно глубокий смысловой спектр, в который можно углубляться и углубляться... Самое же "правильное" толкование имхо будет то, что несёт нам наибольшую духовную пользу, то, которое больше всего помогает нам в приобретении духовных плодов...

Все так. И мы учимся распознавать эти смыслы. Но мы не должны отрывать "глубокий смысловой спектр" от реальных (физических, материальных) действий и слов Господа. Такой яркий пример. Если Господь проклинает смоковницу, то она засыхает. Мы можем находить разные смыслы этого действа и давать разные толкования, не забывая конкретного поступка, ибо в Господе происходит соединение духовного и материального. Господь совершает поступок в материальном мире, и мы должны понять, почему Он его совершает, причины и следствия... вместе с духовным основанием и глубокими смыслами.

История про кабачок, которую я рассказал :), как раз и направлена на прояснение конкретных слов Господа к конкретной хананеянке.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Душа хананеянка
« Ответ #10 : 10 Июнь 2008, 18:04:14 »
История про кабачок, которую я рассказал :), как раз и направлена на прояснение конкретных слов Господа к конкретной хананеянке.
Господь отдал кабачок хананеянке?...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Душа хананеянка
« Ответ #11 : 10 Июнь 2008, 18:23:20 »
Но мы не должны отрывать "глубокий смысловой спектр" от реальных (физических, материальных) действий и слов Господа.
Не могу не согласиться.
Олег

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11911
    • Просмотр профиля

Re: Душа хананеянка
« Ответ #12 : 10 Июнь 2008, 18:34:50 »
Господь отдал кабачок хананеянке?...

Господь пришел через иудеев, и когда "шел" через них, был (только) для них. Прошед, вышел и отдал себя всем.

Я специально привел в пример кабачок - этакий "приземленный" и овощной образ отдачи, ибо овощи в огороде (как и виноград в саду) - растут, чтобы быть отданными людям, когда созреют. Так и виноградарь будет вкушать от спеющего винограда, поскольку, пока спеет, виноград - для виноградаря. Но может ли быть дана виноградина-другая прохожему, который просит, пусть и не для прохожего еще сейчас виноград (не поспел он)? Да! Так и Господь отдает (часть) Себя хананеянке (и самарянке, и др.), еще будучи в иудейском "винограднике". Четко заявляя при этом, что Он здесь (и для "своих"), а не там (и не для "чужих"), чтобы, "созрев", стать для всех.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Душа хананеянка
« Ответ #13 : 10 Июнь 2008, 18:42:39 »
 :-)Понял...Мне кажется :-)...Но почему надо ждать, что бы виноград(кабачок) созрел...Что бы иудеи стали способны разнести Слово Божие по миру?...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11911
    • Просмотр профиля

Re: Душа хананеянка
« Ответ #14 : 10 Июнь 2008, 18:56:21 »
Если (Слово Божие) не созреет (в человеческих условиях), то и не будет усвоено. Нельзя нарушать закон роста.