«…Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф.15:21-28).
«И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться. Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его; а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери. Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей. И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери. И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели.»(Мр. 7:24-30)
К числу евангельских сюжетов, о которые чаще всего притыкаются сердца ищущих, относиться сюжет с хананеянкой (или сирофиникиянкой по Марку).
Человек первый раз прочитавший эту историю чаще всего возмущается духом, потому как видит в этом эпизоде религиозно - национальную нетерпимость и самодовольство доведенные до крайней степени! Женщина, сердце которой разрывается от душевной боли по поводу болезни своего ребенка, встречает в ответ на крик своей души, горделивые слова иудейского раввина, который по видимому, и за людей то не считает язычников, а только за псов. Отчаявшиеся мать идет на крайнее унижение и только после этого получает просимое.
Современный искатель Истины, к моменту своего первого осмысленного и последовательного знакомства с Евангелием, уже имеет за своими плечами немалый багаж знаний о буддизме, эзотерике, йоге и прочих восточных и оккультных учений, поэтому ему может вспомниться и беспрецедентная веротерпимость Готамы Будды, и речи о любви и братстве всех людей, которыми полна литература нью-эйджа и т.д. и т.п.
И тут, конечно, этот эпизод, заставляет его усомниться, в том, есть ли Бог христиан, выразителем которого является Логос-Христос, Бог Любви Всеохватывающей и Безусловной или же это мелкий национальный божек, для которого жизнь представителей иных народов не стоит и ломанного гроша…
Поразмыслив немного, наш бедолага искатель, если он конечно не совсем глуп, приходит к мысли, что подобные выводы входят в явное и прямое противоречие с другими местами того же Евангелия, а так же с духом христианства вообще.
Непредубежденному искателю могут вспомниться и грозные обличения иудеев, мнящих себя чем то выше других, уже по праву рождения от семени Давидова: «и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.» (Мф. 3:9)
И пророчество о том, что многие язычники войдут в Царствие Божие, в то время как многие иудеи будут изгнаны вон: «Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.» (Лк. 13:28-30)
И то,что одним из первых (а может и самым первым) узнавших из уст самого Иисуса, что он есть Христос, людей, была самарянка, которых иудеи почитали хуже язычников: «Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. … Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.» (Ин.4:7-10…25-26)
И изгнание бесов из жителя языческого Десятиградия: «И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.»
И исцеление слуги римского сотника, язычника по рождению, но, как считают некоторые библеисты, принадлежавшего к т.н. «благочестивым»: людям из язычников, уверовавшим в Бога Единого и Живого, но не прошедших гиюра – обрезания и приобщения к иудеям.
(Лк. 7:1-10)
«Стоп!» , может сказать искатель, «как же так, все Евангелие и Церковь говорят о том, что Христос относился к язычникам уверовавшим в Бога, абсолютно непредвзято, а тут….»
Вот именно, уверовавшим в Бога, оставившим мерзость языческого идолослужения и нравов! И вспомнив то, что Евангельские истории имеют смысл не только внешний, плотской, но и внутренний, духовный, и часто являются помимо записи событий притчами, наш милый искатель возможно взглянет в себя, обозрит свою жизнь, присмотрится к своему сердцу и УЖАСНЕТЬСЯ!
«Моя то душа, погрязшая в языческом суеверии, разврате, жестокости, поправшая саму свою человечестность, изгнавшая из своего сердца Отцову Любовь, она! Она то и есть Хананеянка!!!Вот почему молитвы мои тщетны, вот почему Господь проходит мимо и вот чего на самом деле мне не хватает – искреннего смирения, доходящего до самоуничижения в осознании собственной мерзости…»
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
А может цепочки этих размышлений и не быть, и ищущий так и останется при своем убеждении в ограниченности Христа…ведь матфеево «только» так соблазнительно перед Марковским «прежде»….решать ему самому….
С уважением, Дионисий К