Исихазм

Автор Тема: Рожден или сотворен?  (Прочитано 7116 раз)

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Рожден или сотворен?
« : 11 Июнь 2008, 00:18:49 »
    Вот как объясняет понятие"сотворения" человека одна молодая особа - евреечка:

*****"В первых главах Бытия описании акта творения используются разные глаголы  на русский язык переведенные как "создал","сотворил","сделал",т.е. глаголы  имеющие примерно один и тот же смысл- мало смыслово-отличающиеся.

На иврите же эти глаголы- каждый из них имеет свой особый смысл.
Тоже три глагола применительно к творческому акту употребляет Тора в первой и второй главе Бытия:барА,яцАр и асА.
Из них глагол "бара" наиболее сакрален.Означает он рождение не только.А также зачатие и вынашивание.По отношению к сотворению человека используется в Священном Писании глагол "бара".
Того же корня что и глагол "бара" слово "бар" ("сын").Сына можно только родить (прежде всего).А уже потом вылепить его в каком-то смысле:развить способности и заложить в него навыки.
Кстати,в русском слове "беременность" четко слышится тот же корень (бет-рейш)****
__________________
   
  Такое положение вещей меняет многое. Но чтобы не делать поспешных выводов, обращаюсь к вам.  Может быть кто-то из вас компетентен в этом вопросе?! Если признаться честно, я нахожусь в некотором смущении и растерянности. Прошу вашего слова.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Re: Рожден или сотворен?
« Ответ #1 : 11 Июнь 2008, 01:36:20 »
Дорогая iunija, я не спец по ивриту и иудаизму, поэтому мои выводы могут быть ошибочны, но поскольку меня тоже интересует такая постановка вопроса, позвольте пару мыслей:
Мне кажеться, что сия евреечка, и Вы вслед за ней, сделала поспешные выводы, хотя может и ошибаюсь...
Смотрите сами:

Цитировать
Первая фраза Торы: "В начале сотворил Б-г небо и землю". Что означает в этом контексте слово «…сотворил…». Его значение здесь не совсем понятно. Глагол «сотворил» в русском языке образован от основы глагола «творить». Он используется, как правило, для характеристики деятельности людей искусства. На языке Торы глагол «сотворил» явно имеет другой смысл.

В рассказе о семи днях сотворения мира приводятся три глагола, отображающие разный уровень произведенного действия: "сотворил" (бара), "создал" (яцар) и "сделал" (аса). Слово "сделал" (аса) означает простое действие без изменения формы. Подобное действие в русском языке обозначается глаголами "перенёс", "поставил", «взял» и другими. Слово "создал" (яцар) означает более сложное действие: придание существующей материи некоторой формы. Например, скульптор берёт кусок бесформенной глины и создаёт скульптуру. Глина осталась та же, но возникла не существующая до сих пор форма. Ивритское слово "форма" – "цура" образовано от того же корня что и глагол "яцар", который характеризует любую созидательную деятельность человека. Слово "сотворил" (бара) означает действие, при котором создается сама материя, которой до этого не существует, а после ей придается определенная форма. Такое действие не по силам человеку. Это уровень Творца.

Такое действие на языке еврейских мудрецов называется "еш миайн" – "что-то из ничего". Из ничего Вс-вышний создаёт материальную действительность. В рамках человеческой логики невозможно представить, как из ничего получается что-то.

В обычном понимании слово "айн" означает "ничто". Ивритское выражение: "Миайн бата?" означает "Откуда ты пришёл?". Если "ми" - это "из", а "айн" - это ничто, то вместо "Откуда ты пришёл?" получается несуразный вопрос: "Из ничего ты пришёл?". Видимо, слово "айн" имеет ещё один более глубокий смысл. И это имели в виду еврейские мудрецы в выражении "еш миайн".
http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=468

Цитировать
Отметим следующие отрывки: Ягве сотворил ("бара" - 40, 26, 28; 42, 5) звезды, концы земли и небес; Он вылепил ("яцар" - 45, 18) землю как гончар; Он сделал ("аса" - 44, 24; 45, 12, 18) все вещи; Он простер ("натах" - 40, 22; 42, 5) небеса; Он распростер ("рака" - 42, 5; 44, 24) землю; Он вызвал ("кара" - 40, 26) звезды и вывел ("хошиа" - 40, 26) их, называя каждую по имени. Автор говорит о творении в еще более резких выражениях: "Я образую ("яцар") свет и творю ("бара") тьму, делаю ("аса") мир и произвожу ("бара") бедствия; Я, Господь, делаю все" (45, 7). В тварном мире все лежит в пределах Его творческой власти.
http://www.krotov.info/libr_min/ae/aecoteol/eco_079.html

Цитировать
ТОРА Использует три глагола, Описывая Творение Мира:  ארב (Бара – Сотворил), רצי (Яцар – Сформировал), השע (Аса – Сделал).


Цитировать
Творческая деят-сть Бога не ограничивается в Библии сферой природы в узком смысле слова, а распространяется также на человеч. историю (Исх 34:10; Чис 16:30; Ис 22:11; Иер 31:22). Тем не менее под выражением "С.М." прежде всего подразумевается созидательное деяние Бога, к-рым Он вызвал мир из небытия (Быт 1 и 2; Пс 103 и др.). В евр. языке глагол бара применяется исключит. по отношению к Божьему деянию С.М. и, след., отделен от человеч. "творчества" (то же и в НЗ: греч. ктидзо = "творить" относится только к Богу). Бара означает "становление, вызванное исключительно Божьей волей", когда Бог Своим словом вызывает нечто из небытия (Быт 1; Ис 45:5-7; 48:13 и др.); следует, однако, иметь в виду, что близкими по значению глаголу бара и даже замещающими его могут быть и другие глаголы, особенно аса и яцар, к-рые означают "делать", "образовывать", т.е. создавать нечто новое в предметно-осязаемой сфере (Ис 43:1,7; 45:7,18; Иез 28:13; Ам 4:13; ср. Быт 1:1,21,27; 2:3 и след., где употреблен глагол бара, с Быт 1:7,16,26). След., с т.зр. Библии, становление, разворачивающееся в невидимой Божьей реальности, и начало бытия в нашем видимом мире образуют две стороны одного и того же явления, неотделимые одна от другой.
http://www.biblicalstudies.ru/Books/Dict3S.html (страница с разными статья, простите не умею делать ссылку на конкретное место)

Цитировать
Чтобы описать процесс Божьего творения, писатели Ветхого Завета также употребляют слово яцар — “сформировать”, “придать форму”. Например, это слово подходит для описания “гончара”, т.е. кого-то, кто придает форму или формирует предмет по своей воле (Ис. 29:16). Однако когда речь идет о божественной работе8, то это слово употребляют в качестве синонима слову бара’, чтобы описать неповторимость этого действия. Также мы отмечаем, что Бог сотворил первого человека из земного праха (т.е. Он сформировал человека из уже существующего материала). Мы не считаем, что под словом яцар писатели Ветхого Завета подразумевали начало эволюционного процесса.

Наконец, в Ветхом Завете приводится третий основной термин, который описывает Божье действие: ‘аса — “созидать, сотворить”. Подобно слову яцар, слово ‘аса обладает в целом гораздо большим значением, чем слово бара’. Однако ко-гда это слово употребляют в качестве синонима слову бара’ (Быт. 1:31; 2:2, 3; 3:1; 5:1), то между этими двумя терминами появляется небольшое различие. Слово ‘аса, которое по своему значению шире слова бара’, также недостаточно, чтобы подразумевать под собой концепцию эволюции.
http://www.idcl.org.ua/?view=Systematic_theology_Book_7&lan=Ru

Если мы внимательно посмотрим на эти источники, то увидим, что слово "бара", скорее означает "породил из ничего", чем "родил", во вторых, эти слова в Писании повидимому взаимозаменимы, в третьих, если сделать из лингвистических изысканий последовательные богословские выводы, то тогда Бог получаеться родил не только человека, но и, как следует из из второго источника(цитаты http://www.krotov.info/libr_min/ae/aecoteol/eco_079.html) звезды, концы земли и небес, тьму, бедствия и т.д., что приведет нас к абсолютно абсурдным "богословским" концепциям... :-)

Так что, милая iunija, похоже такое положение ничего не меняет и Вы абсолютно правы не делая поспешных выводов и смущаться здесь абсолютно нечем!!!!!!! :-)

P.S. Вообще нас слишком просто смутить такими вот лингвистическими темами, поэтому мниться мне, что они всплывают перед нашим взором именно с этой целью и не без происков лукавого.....впрочим, возможно, это всего лишь моя болезненая мнительность....

С уважением, Дионисий К
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Рожден или сотворен?
« Ответ #2 : 11 Июнь 2008, 09:32:32 »
Понятное дело, что человек отличен от всех тварей, ибо Бог поместил в человека частицу Самого Себя. Как Господь сказа:л "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17:21). При всем при том, что эти частицы индивидуальны, они остаются единными в Едином.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Рожден или сотворен?
« Ответ #3 : 11 Июнь 2008, 09:55:42 »
  СпасиБо Дионисий К .
 Смущение мое вполне оправдано, потому что я уже не первый раз встречаюсь с таким пониманием. Помню как у А. Меня прочитав строфы, где Моисей при встрече с Богом спрашивает:" Кто ты?" И Бог ему отвечает( под рукой нет источника, по этому не дословно) " Я тот кто есть... А тебя как бы и нет. Я родил тебя". Еще тогда я обратила внимание на эти слова. И не могла это оставить без внимания, все-таки А. Мень отличался глубокой эрудицией и, как я осведомлена, спец. изучал древние языки.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Рожден или сотворен?
« Ответ #4 : 11 Июнь 2008, 10:22:36 »
Не понимаю, смущаетесь ли Вы того, что Вы дочь Бога?
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Re: Рожден или сотворен?
« Ответ #5 : 11 Июнь 2008, 10:22:48 »
  СпасиБо Дионисий К .

Незачто, дорогая iunija , лишь бы на пользу:-)

Позвольте поделиться еще парочкой мыслей...
Вот смотрите, Вы пишите:
   " Я тот кто есть... А тебя как бы и нет. Я родил тебя". Еще тогда я обратила внимание на эти слова. И не могла это оставить без внимания, все-таки А. Мень отличался глубокой эрудицией и, как я осведомлена, спец. изучал древние языки.

Мень действительно отличался огромной эрудицией и талантом, но что Вас смущает? В этом же отрывке ясно показано: "Было время, когда тебя не было, а Господь родил(породил из ничего, "бара"), в то время как по учению Православной Церкви, Христос вечно Рождается от Отца, так же как и Дух Святый вечно исходит и не было времени, когда их не было, ибо это ипостаси Единого Вечного Бога.... Я так понимаю....
Ну и брат Keleynick , дал мысль, имхо в верном направлении, по Учению Церкви человек действительно отличен от прочих тварей, ибо в нем частица Божества, того Духа, по видимому, который Бог вдохнул в Адама(человека) согласно книги Бытия..."И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою."(Быт. 2:7)
Это с одной стороны, с другой такая еще мысль(измышление :-) ):
Даже если бы это было и так, чего смущаться?
Большая,имхо, ошибка считать смущение порождением внешних факторов, смущение это состояние души(духа?), которое только ищет внешних поводов, но по природе своей есть внутренняя болезнь, даже если бы не было внешних факторов смущение все равно нашло бы как просочиться, поскольку эта внутренняя болезнь не излечена, сестры смущения имхо, сомнения и маловерие....а этого у нас грешных хватает...

К примеру завтра нам какой нибудь иудейчик или индусенок или еще кто докажет, что в Библии писано о том, что мы изначально просветлены, что со злом не стоит бороться и т.д.
И что? Что бы изменилось, если бы было и так? У нас бы выросли дополнительные руки и ноги? Мы в ту же секунду перестали бы быть смертными? В то же мгновение стали бы чистыми и безстрастными?
имхо, НИЧЕГО БЫ НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ для нас...
Это все игры ума, сестра, не дайте этим играм играть с Вами!
Такое вот имхо...
С уважением и низким поклоном, Дионисий К
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Рожден или сотворен?
« Ответ #6 : 11 Июнь 2008, 10:37:04 »
 :-)
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Aleksei B.

  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля

Re: Рожден или сотворен?
« Ответ #7 : 11 Июнь 2008, 15:08:49 »
Понятное дело, что человек отличен от всех тварей, ибо Бог поместил в человека частицу Самого Себя. Как Господь сказа:л "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17:21). При всем при том, что эти частицы индивидуальны, они остаются единными в Едином.

Бедные остальные твари. И нет ли тут несправедливости...

Helicon

  • Сообщений: 434
    • Просмотр профиля

Re: Рожден или сотворен?
« Ответ #8 : 12 Июнь 2008, 21:41:41 »
Вообще-то говоря, первые главы Божественного Слова говорят совсем о другом, хотя и говорят об этом в образах древнейшего космогонического мифа. Меня просто поражает, что сегодня, после всех фактов, раскопанных геологией, палеонтологией, археологией и пр. и пр. всё ещё находятся люди, всерьёз принимающие форму древнего иносказания за разновидность учебника по природоведению. И всерьёз обсуждающие поэтические формы, там использованные, как некие акушеро-гинекологические концепции.

А если, скажем, читая поэтическое произведение, вы встретите строчки, где говорится о том, что, допустим» «глаза моей любимой, как две газели, мчащие по облакам», вы что же, всерьёз будете обсуждать, могут ли глаза девушки чудесным образом превратиться в парнокопытных, и, после этого, выдержат ли их вес облака?
Вера не становится верой у человека, если она не делается духовной; духовной же она не делается, если не делается предметом любви; а делается она тогда, когда человек любит жить жизнью истины и добра, то есть, жить согласно тому, что предписано в Слове

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Рожден или сотворен?
« Ответ #9 : 12 Июнь 2008, 23:09:37 »
Helicon
 
Цитировать
Вообще-то говоря, первые главы Божественного Слова говорят совсем о другом, хотя и говорят об этом в образах древнейшего космогонического мифа

  Можно уточнить -так о чем же говорят первые главы Б.С.?
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Helicon

  • Сообщений: 434
    • Просмотр профиля

Re: Рожден или сотворен?
« Ответ #10 : 13 Июнь 2008, 00:50:46 »
  Можно уточнить -так о чем же говорят первые главы Б.С.?

Пожалуйста:

«Ни один смертный не может по буквальному смыслу понять, что Писание Ветхого Завета заключает в себе Тайны Неба и что все эти Тайны вообще и каждая в частности касаются Господа, Неба, Церкви, Веры и всего, что от веры, ибо по букве или буквальному смыслу видно лишь относящееся к внешней стороне Иудейской Церкви, а между тем везде есть внутренний смысл, не проявляющийся в смысле внешнем, за исключением немногих изречений, которые Господь открыл и изъяснил Апостолам. Ибо Слово во всей своей сложности, в каждой части, даже малейшей, и до малейшего штриха означает и облекает собою сущности духовные и небесные; поэтому небрежно относятся к Древнему завету. Тем не менее не может быть известно, что Слово потому только, что оно Господне и исходит от Господа, не может быть нигде дано, если внутреннее не содержит касающегося Неба, Церкви и Веры. Иначе нельзя назвать его Словом Божиим и говорить, что оно заключает в себе некоторую жизнь. Ибо откуда жизнь, как не от присущего жизни, то есть от того, что вообще и в частности относится к Господу, который есть сама жизнь? Посему все внутреннее, Его не касающееся, не живет и более того, каждое слово в Писании, не облекающее Его или не относящееся к Нему Самому, — не божественно. Без такой жизни Слово мертво по букве, ибо Слово, как человек, который Внешен и Внутренен, что известно христианству: Внешнее человека, отделенное от его Внутреннего, — это тело, которое тогда мертво; но Внутреннее есть то, что живет и живит Внешнее; Внутреннее человека — душа его, так и Слово по одному буквальному смыслу то же, что тело без души. Когда мысль привязывается к одному буквальному смыслу, то нигде нельзя увидеть, что этот смысл заключает в себе все вышесказанное.
 Без такой жизни Слово в отношении буквы мертво, ибо со Словом происходит то же, что и с человеком, который — как известно в Христианском мире — является как внутренним, так и внешним. Внешний человек отдельно от внутреннего является плотским и поэтому мёртвым, ибо живёт внутренний человек и наделяет жизнью внешнего. Внутренний человек является душою внешнего человека. То же происходит и со Словом, которое относительно буквы подобно телу без души.
Когда мысль привязывается только к буквальному смыслу, то невозможно увидеть, что в нем содержится все вышесказанное. Так, например, в первых главах Бытия по буквальному смыслу можно узнать только о сотворении мира, об Эдемском Саде, называемом Раем, и об Адаме как о первом сотворенном человеке. Кто думает о чем-либо другом? Но ... все это содержит в себе тайны, которые никогда не были открыты. Особенно это видно из того, что в первой главе Бытия во внутреннем смысле в общем говорится о новом сотворении человека, то есть о его возрождении, а в частности – о Древнейшей Церкви; таким образом, нет ни малейшего выражения, которое не представляло бы, не означало бы и не содержало бы в себе всего этого
» (Э Сведенборг «Тайны Неба» н.1)

Заимствованно отсюда:

http://swedenborg.org.ua/archive/ac9.doc

Я думаю, что ни у одного более-менее рационального и духовного христианина нашего времени (да и не только у христианина) не может вызвать ни малейшего сомнения тот тезис, что Господь Бог, Творец всей Вселенной, Бог-дух, Духовный Спаситель и Искупитель рода человеческого в Божественном Слове Своём, исходящем от Его неизреченной Божественной Мудрости, может говорить лишь о вещах исключительно Божественных, неизреченно высоких духовно и вечных. Ибо каждый говорящий всегда выносит говоримое из сердца, сознания и разума исключительно ему одному присущих, Господь — из Господнего, ангел — из ангельского, человек — из человеческого и дьявол — из дьявольского. Посему полагать, что животворное и вечное Слово Господне, даже в своей земной инкарнации, будет говорить нам о чём-либо ином, кроме Божественного, неизреченно Духовного и Вечного, было бы попросту логическим нонсенсом.
Но конечно, Творец вселенной, разговаривая с человечеством жестокосердных, примитивных, плотских, жадных до всего телесного и крайне малоинтеллектуальных скотоводов, воинов и земледельцев, попросту вынужден был говорить исключительно и единственно понятиями и образами родного им языка, иначе Он не был бы ими ни понят, ни уж тем более воспринят к поклонению. Однако с другой стороны, как сказано было выше, Он не мог при этом говорить с ними ни о чём ином, как лишь о Своём собственном, или же Божественном, иначе Он не был бы Тем, кто Он есть на самом деле, то есть Абсолютной Любовью и Абсолютной Истиной от вечности.
Вот осюда и облечение Господом таинств Своего Слова, или же Извечного Логоса в буквальные мифологичности, доступные восприятию любого верующего, которые, тем не менее, даже помимо его сознания, соединяют его с Творцом Вселенной, через соответсвия мифологических символов смысла буквального с духоными истинностями смысла внутреннего.
Вера не становится верой у человека, если она не делается духовной; духовной же она не делается, если не делается предметом любви; а делается она тогда, когда человек любит жить жизнью истины и добра, то есть, жить согласно тому, что предписано в Слове