Исихазм

Автор Тема: Мученичество и фанатизм  (Прочитано 38076 раз)

serebro

  • Сообщений: 219
    • Просмотр профиля

Мученичество и фанатизм
« : 06 Август 2008, 09:40:57 »
Отделено от: http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1775.0
---


Да, с этим согласен полностью. Мученики были счастливы, умирая за Христа.

Соответственно возникает вопрос: были ли менее счастливы террористы взрывающие себя и других во имя Аллаха, будучи уверенными, что впереди их ждут райские кущи? Вопрос спорный. Поэтому хотелось бы, чтобы в теме каждый говорил «за себя».
Еще несколько моментов.
У протестантов, например радость в Господе и благодарность ему ярче выражена: он умер за нас, мы спасены. (Не будем углубляться в богословские нюансы). Среди православных, часто встречаешь мнение, что после, например прочтения «Мытарств блаженной Феодоры» появляется уныние, которое сопровождает последующую жизнь. Никому не спастись.

Кстати, действительно появляется ярко выраженная неприязнь к носителям неправославных взглядов и идей. Человек закрывается, отторгая других, впрочем все это происходит под благовидным соусом изрядно сдобренным избранными цитатами из Нового завета и отцов. И это неприятие других немало отравляет жизнь. Формируется сектантская психология и сектантское счастье. Интересно задать кстати этот вопрос каким-нибудь «сынам света»…
« Последнее редактирование: 06 Август 2008, 16:40:45 от Alexander »

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Мученичество и фанатизм
« Ответ #1 : 06 Август 2008, 10:07:10 »
Соответственно возникает вопрос: были ли менее счастливы террористы взрывающие себя и других во имя Аллаха, будучи уверенными, что впереди их ждут райские кущи? Вопрос спорный.

Неудачное сопоставление. Ничего спорного здесь нет. ИМХО «Счастье» мучеников – это был, если можно так сказать, дар Господа, благодатное чувство, переживание соединения с Господом. У террористов другое «счастье», зомбированность, наркота и выдумки падшего ума – видеоматериалов, чтобы убедиться в этом предостаточно.
яко немощен есмь

serebro

  • Сообщений: 219
    • Просмотр профиля

Мученичество и фанатизм
« Ответ #2 : 06 Август 2008, 11:12:14 »
Неудачное сопоставление. Ничего спорного здесь нет. ИМХО «Счастье» мучеников – это был, если можно так сказать, дар Господа, благодатное чувство, переживание соединения с Господом. У террористов другое «счастье», зомбированность, наркота и выдумки падшего ума – видеоматериалов, чтобы убедиться в этом предостаточно.

Мне кажется что позиция: "ЭТОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ, ПОТОМУ,ЧТО Я СМОТРЕЛ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ (читал в патериках и проч)" не катит. Только опытное знание рулит.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Мученичество и фанатизм
« Ответ #3 : 06 Август 2008, 12:03:24 »
Соответственно возникает вопрос: были ли менее счастливы террористы взрывающие себя и других во имя Аллаха, будучи уверенными, что впереди их ждут райские кущи? Вопрос спорный.

Неудачное сопоставление. Ничего спорного здесь нет. ИМХО «Счастье» мучеников – это был, если можно так сказать, дар Господа, благодатное чувство, переживание соединения с Господом. У террористов другое «счастье», зомбированность, наркота и выдумки падшего ума – видеоматериалов, чтобы убедиться в этом предостаточно.

Сопоставление не просто удачное, оно заставляет задуматься. Провести черту между фанатиком и мучеником (ради Бога) весьма не просто. Фанатику-террористу внушено, что он убивает других и умирает сам во имя Аллаха. А православному воину, идущему сражаться за интересы своего государства, под молебны о даровании победы над супостатом и благопоспешении нашим воинам? Воин идет убивать других и умирать на поле брани, и церковь освящает его убийства и смерть.

Фанатик, идущий на смерть ради идеи (Бога)... Или ради Бога - мученик... Где грань? Кто проведет ее?

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Мученичество и фанатизм
« Ответ #4 : 06 Август 2008, 12:39:10 »
Оставляю за собой право, провести её для себя, хотя бы на таком примитивном уровне – Стефан не убивал.
яко немощен есмь

konart

  • Сообщений: 258
  • Константин, Москва
    • Просмотр профиля

Мученичество и фанатизм
« Ответ #5 : 06 Август 2008, 13:07:29 »
Конечно же я говорил не о воинах а о мучениках. Это разные вещи, за что бы там не воевал воин. В свое время, когда кто-то из византийских императоров (кажется Феодосий) просил прославить погибших за империю воинов как мучеников, отцы ответили ему, что участвовавших в войне и убивавших, даже за благое дело, "веру, царя и отечество", несколько лет не допускают к Причастию.
Если Царствия Небесного нет в тебе, неважно, что ты выбрал вместо него и почему ты это выбрал.

К. С. Льюис

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Мученичество и фанатизм
« Ответ #6 : 06 Август 2008, 13:41:12 »
Я специально привел три уровня этой проблемы: 1) Убийство других ради (идеи) Бога (некоторые террористы, а в православии тот же прп.Иосиф Волоцкий и иже с ним); 2) Убийство на поле брани освященным оружием; 3) Мученичество (убийство руками других) ради Бога и ради идеи Бога.

Как видим, и для первых двух пунктов историческая церковь однозначных ответов не дает. Если убивать нельзя, то убивать ради Бога - тех же еретиков - уже можно. Убивавший за правое дело на войне не допускается к Причастию - и церковь освящает орудия убийства и само военное действие против противника.

Но есть и третий пункт, на который не дан ответ: где грань между фанатиком, идущем на смерть ради идеи Бога, и мучеником - ради Бога?

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Мученичество и фанатизм
« Ответ #7 : 06 Август 2008, 14:02:39 »
Мне кажется эту грань проводить и судить об этом не нам, так же как солдат и террористов. Но я что-то не до конца понимаю. Alexander, не могли бы вы привести «идущего на смерть ради идеи Бога» на конкретном примере. По первым двум пунктам с этим более-менее понятно.
яко немощен есмь

konart

  • Сообщений: 258
  • Константин, Москва
    • Просмотр профиля

Мученичество и фанатизм
« Ответ #8 : 06 Август 2008, 14:57:53 »
Но есть и третий пункт, на который не дан ответ: где грань между фанатиком, идущем на смерть ради идеи Бога, и мучеником - ради Бога?
Мученик не строит ничего на этой земле, он устремлен в Царствие Небесное, к любимому Богу.  Очень хорошо поет об этом Церковь в тропаре мученицам:

Агница Твоя, Иисусе, [имя рек], / зовет велиим гласом: / Тебе, женише мой, люблю, / и Тебе ищущи страдальчествую, / и сраспинаются и спогребаюся крещению Твоему, / и стражду Тебе ради, / яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, / да и живу с Тобою: / но яко жертву непорочную приими мя с любовию пожершуюся Тебе. / Тоя молитвами, / яко милостив, спаси души наша.

Мученик - уподобляется Христу, который пожертвовал собой. Он "трости надломленной не переломил и льна курящегося не угасил". А воин, идущий на битву, пусть хоть и за правое дело - нет.
Если Царствия Небесного нет в тебе, неважно, что ты выбрал вместо него и почему ты это выбрал.

К. С. Льюис

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Мученичество и фанатизм
« Ответ #9 : 06 Август 2008, 15:25:32 »
Протопоп Аввакум. Принял мученическую смерть. Ах, да он же раскольник...
Хотя сейчас Православная церковь считает старообрядцев единоверцами.
Куда запишем?

konart

  • Сообщений: 258
  • Константин, Москва
    • Просмотр профиля

Мученичество и фанатизм
« Ответ #10 : 06 Август 2008, 15:46:58 »
Протопоп Аввакум. Принял мученическую смерть. Ах, да он же раскольник...
Хотя сейчас Православная церковь считает старообрядцев единоверцами.
Куда запишем?

Я расскажу одну притчу:
Дело было в Европе, когда еще Церковь была единой. В один из монастырей в горах пришел монах. Братия встретила его радушно, пригласили ночевать, а, после утренней Литургии, по обычаю этого монастыря, попросили сказать слово для братии. Прекрасно говорил этот монах. Он говорил о Христе, о Его жертве, о Спасении и духовной свободе... Его слова были так проникновенны что братия плакала в умилении. Только настоятель не мог избавиться от странного ощущения.
Когда, после проповеди, обнявшись с братией, монах покидал монастырь, настоятель проводил его до ворот. Прощаясь, он спросил: "Послушай, я чувствую, что ты вовсе не тот, а кого ты себя выдаешь. Кто ты?" Монах поднял голову и под капюшоном настоятель увидел холодный и безжалостный взгляд сатаны.
- Послушай, но ведь ты так говорил о Христе, о Спасении, братия плакала от умиления. Но зачем, ведь ты же враг? - спросил настоятель.
- Именно для того я так говорил, - ответил лукавый, - чтобы на Суде каждый из братьев ответил за каждую слезу, пролитую от моих слов.   
Если Царствия Небесного нет в тебе, неважно, что ты выбрал вместо него и почему ты это выбрал.

К. С. Льюис

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Мученичество и фанатизм
« Ответ #11 : 06 Август 2008, 15:54:02 »
Ну а протопопа-то куда все-таки записать?

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Мученичество и фанатизм
« Ответ #12 : 06 Август 2008, 15:54:15 »
Сказано ударили по щеке подставь другую...И всё тут...Остальное из ума человеческого...И воевать то же...Тамерлана обратить в бегство Божия Матерь нашла способ и средство...Так и других агрессоров отвратит...Если уповать и просить...Но не все уповают и просят...И потому кто не просит воюет сам и заставляет других...Мне так кажется :-)...

ЗЫ: Я только не понял почему мучеников поставили в ряд с воинами...Мню что это разные подвиги...

А про террористов я не знаю...Не знаю что они думают...Убивая детей...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Мученичество и фанатизм
« Ответ #13 : 06 Август 2008, 16:21:01 »
Ну а протопопа-то куда все-таки записать?

Вот вопрос! Его жизнь после осуждения была мученической, и мученической была смерть. И он говорил, что поступил ссо своими церковными мучителями так же, если бы была его власть...

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Мученичество и фанатизм
« Ответ #14 : 06 Август 2008, 16:28:27 »
Сказано ударили по щеке подставь другую...И всё тут...Остальное из ума человеческого...И воевать то же...

Ну про щеку перебор наверное, все таки есть толкование о том, что это сказано в смысле не умножай зла, а иначе пацифизм не здоровый может из этого получиться, в том плане если абсолютизировать.

А вот про остальное.... интересно тогда,  что ангел, тот что в Египте первенцев истреблял он тоже от своего ума, что ли действовал.