Исихазм

Автор Тема: Рудольф Штайнер и Теософское Общество  (Прочитано 17793 раз)

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Рудольф Штайнер и Теософское Общество
« Ответ #30 : 27 Август 2008, 20:11:15 »
Цитировать
и поймите, что у Вас об этом предмете поверхностное представление

Я это прекрасно понимаю...

Мне, собственно, больше хотелось "отобрать" у Штайнера (которого сам оценивал, как прельщенного еще в недавнее время, a сейчас просто пропало желание оценивать вобще, но, все же, симпатии к нему с моей стороны категорически отпадают) роль исповедника :), но потом меня занесло не в ту сторону :)
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Рудольф Штайнер и Теософское Общество
« Ответ #31 : 27 Август 2008, 20:41:44 »
Я не появлялся в этой теме, поскольку читал Штайнера давно, немного и без удовольствия.
Жаль. Именно Ваши впечатления были бы мне очень интересны.

Скорее соглашусь с Виктором в оценке: похоже, Штанер питался от "промежуточных" миров.
Позволю себе поправку - он много говорил о "промежуточных" мирах поскольку его ученики не могли "перепрыгнуть" эту область. Более того значительная часть человечества, даже против своего желания, все чаще соприкасается с этими мирами. Он пытался подготовить слушателей.
Что же касается Христа - Штайнер говорил, что это то Слово, через которое все начало быть и что смерть и воскресение Христа воссоздали Человека и даровали ему возможность спасения. ИМХО, это главное. Но повторюсь - я не исключаю ни возможности прельщения, ни простых ошибок - это вопрос исследования.

Алекс 44

  • Сообщений: 2
    • Просмотр профиля

Re: Рудольф Штайнер и Теософское Общество
« Ответ #32 : 13 Февраль 2009, 03:47:07 »
Цитировать
и поймите, что у Вас об этом предмете поверхностное представление

Я это прекрасно понимаю...

Мне, собственно, больше хотелось "отобрать" у Штайнера (которого сам оценивал, как прельщенного еще в недавнее время, a сейчас просто пропало желание оценивать вобще, но, все же, симпатии к нему с моей стороны категорически отпадают) роль исповедника :), но потом меня занесло не в ту сторону :)
Есть свидетельства, например Клизовского, что именно за исповедание христианства Р.Штейнер был исключен из Теософского общества. Считаю возможным привести некоторые дополнительные сведения на эту тему.


 
Антропософию часто называют ветвью теософии причем последней приписывают заведомо антихристианский характер. Между тем сам термин "теософия" объединял по крайней мере два довольно таки различных течения: это теософия, основанная Е.П.Блаватской на основе индуизма, брахманизма и буддизма. Именно эту теософию исповедовало Теософское Общество, основанное Е.П Блаватской в1875г в Нью-Йорке.
Но существовала и европейская теософия, которая относилась к христианству в высшей степени положительно. Начало её было положено в Древней Греции учением Платона не без влияния его предшественников, например, Пифагора и Гераклита, можно сказать соврменников Готамы Будды, которые заимствовали некоторые идеи в Индии того времени. Вот как Википедия излагает предысторию этого течения:

Термин «теософия» известен со второго века н. э., когда его стали употреблять неоплатоники: Аммоний Саккас и его ученики, создавшие философскую систему, главной целью которой было примирить все религии, утвердив единый универсальный принцип и общую систему этики, основанной на вечных истинах.

В «Ареопагитиках» термин «теософия» используется как синоним термина «теология».

Позднее теософию стали противопоставлять богословию (теологии), опирающемуся на идею откровения и догматы церкви. Теософией стали называть богопознание через мистический опыт (непосредственное общение с божеством в состоянии экстаза). Точнее: теософия — это такое учение о божестве, которое опирается на субъективный мистический опыт, но, в отличие от чистой мистики, стремится изложить этот опыт в виде связной системы. Когда теософия понимается в таком широком смысле, в неё включают гностицизм, неоплатонизм, каббалу, герметизм, розенкрейцерство.

Чаще используется более узкий смысл слова: тогда теософией называются мистические теории XVI—XVIII веков, которые, как правило, находились за пределами определённой конфессии и церковной христианской традиции в целом. Это теории Якоба Бёме, Парацельса, Л. К. де Сен-Мартена, Эмануэля Сведенборга, Ф. Этингера, Сен-Жермена. Многие теософы (например, Парацельс) предполагали, что теософия включает в себя не только мистический опыт созерцания Божества, но и раскрытие тайн внешней природы и совершение чудес (тауматургию).

В еще более узком смысле термин «теософия» означает учение, основы и фрагменты которой изложены в труде Е. П. Блаватской «Тайная доктрина».

В философии Фридриха Шеллинга термин «теософия» обозначал синтез мистического богопознания и рациональной философии. Теософии он противопоставлял «теософизм» — вид мистицизма, исключающий возможность научного познания.

После Шеллинга термин «теософия» употребляли в качестве названия своего мировоззрения Ф. К. фон Баадер, А. Розмини («Teosofia»), Ф. Б. Трентовский («Teosofia wszyskich ludów»).

Под влиянием Шеллинга, в системе Владимира Соловьёва появляется термин «свободная теософия». Свободная теософия является цельным знанием — высшим синтезом рационального и эмпирического знания с мистическим знанием. Характеристика «свободная» подчёркивает отличие от традиционной теософии: свободная теософия есть творческий продукт критической мысли, опыта и мистического откровения.

Таким образом мы видим, что теософия Е.П.Блаватской и европейская теософия - разные вещи. Однако Теософское Общество, Генеральным секретарем германского отделения которого был Р.Штейнер, брало за основу теософию по Блаватской. Как относился к этой теософии Р.Штейнер и в чем состояли его 12 летние отношения с этой индо-английской теософией?
В сентябре 1900 г. Рудольф Штейнер прочел в доме графа Брокдорфа лекцию о Ницше, умершем 25 августа того же года (35*). Лекция произвела большое впечатление на слушателей, и они попросили сделать еще один доклад через неделю, причем на любую тему. Штейнер прочел лекцию на тему "Тайное откровение Гёте". Это был его первый антропософский доклад. В нем говорилось о произведении Гёте "Сказка о Зеленой змее и Прекрасной лилии" (23*).

"Граф и графиня Брокдорф были членами "Теософского Общества", основанного Еленой Блаватской; они побудили Р. Штейнера выступить в этом обществе. Там он мог найти людей, готовых принять то, о чем он говорил, основываясь на своих духовных исследованиях. Путь к достижению подобных прозрений современным человеком Рудольф Штейнер вскоре описал в своей книге "Как достигают познания высших миров". Описание этого пути познания таково, что при соблюдении приведенных указаний и советов, каждый человек стоящий на современной ступени сознания может уверенно по нему двигаться. При этом следует заметить, что переживания, свойственные каждому конкретному человеку, следующему по такому пути, хотя и объективны, однако же носят индивидуальный характер.

Так возникла необходимость изобразить в художественной форме духовные переживания, которые испытывали отдельные человеческие индивидуальности. Чем-то подобным была и "Сказка о Зеленой змее и Прекрасной лилии" Гёте, где в тонкой поэтической форме нашли свое выражение стремления душ к сознательному единению с духовным первоисточником. Современность настоятельно требовала адекватного художественного изображения индивидуализированных путей познания, но уже не в форме сказки, но в драматической форме. Это и привело к созданию четырех Драм-Мистерий."

Приняв на себя руководство Германской секцией Теософского Общества Р.Штейнер поставил условия по которым он будет преподавать не учение Е.Блаватской, а свое собственное учение, разрабатываемое им на основе собственного духовного опыта; именно оно получило затем название "антропософия" (хотя сам термин употреблялся за несколько веков до этого - см. тему Антропософия Рудольфа Штейнера)
Деятельность Р.Штейнера находилась под надзором теософских эмисаров, которые пытались не только навязать ему свою линию, но и вообще свести к нулю его обширную лекционную деятельность. Вот как сам Р.Штейнер сообщает об этом в 7 л том 172 "Карма профессий":

. " Я уже говорил однажды, что и меня пытались усмирить таким образом. В то время, когда Алцион (молодой Кришнамурти, объявленный теософами воплощением Иисуса Христа) в Теософском Обществе был предназначен к чему-то, меня тоже хотели «назначить». Всё то, что пульсирует в нашем обществе, было бы изгнано из мира, если бы я тогда согласился с тем, что на меня вполне конкретно возлагали: я должен был стать перевоплощённым Иоанном! С известной стороны ставилась задача возвестить: вот это Алцион, а этот – перевоплощённый Иоанн, - и тогда в нашем движении не произошло бы ничего из того, что произошло позднее.
Среди прочих вещей, делающих человек глупым, имеет место тщеславие. Используя его правильным образом можно много достичь, особенно, если к тому же знать методы формирования известных понятий. Вчера я уже упоминал о том, что Теософское Общество делало это только по-дилетантски: другие делали это более умным, надлежащим образом. "

"Мне самому довелось испытать, действия посланницы Теософского Общества в одном городе, который относился к тогдашней секции, Генеральным секретарём которой я был. Я прибыл в этот город, чтобы читать лекции, даже был приглашен этой посланницей. Но вышеназванная посланница сказала мне: «От лекций мы постепенно будем воздерживаться, ведь у них нет верной направленности. Надо организовать вечера с чаепитием, приглашать туда людей, чтобы они знакомились за чаем», – они считала: «за бутербродом все делается наилучшим образом! Но вот лекции, - сказала она с пренебрежительной миной, - постепенно будут иметь всё меньшее значение.» - Можно сказать, что эта личность тоже была с некой стороны спеленута в подходящую одёжку, в «правильную оболочку». Было много, много таких, кто действовал в качестве посланников, причём они иногда даже не знали, откуда идут нити, которые они тянут, кто держит нити в руках. Порой это были даже не нити, а тоненькие шнурки, бечевочки. Беда в том, как порой поступает человечество с самыми серьёзными и священными своими делами.
Очень сильно боялись, что Блаватская, останься она вполне здоровой, вынесла бы на поверхность то, что содержалось в ней подспудно, тогда благодаря её особым задаткам её особенной связи с русским народом это могло бы представлять опасность в политическом отношении. Исключить, погасить то, о чём здесь идет речь, было совершенно особой задачей. Если бы стало значимым, было оценено ещё тогда, в шестидесятых, семидесятых годах (19в) то, что жило в Блаватской, некоторые вещи протекали бы совсем по иному, те вещи, которые очень хорошо видели такие люди как Милль и Герцен. Но именно тогда отдельным ариманическим силам удалось кое-что погасить, выключить. Вы увидите, как это могло отразиться на современном трагическом положении нашей духовной науки. Правильно думать о ней будут те, у кого будет возможность увидеть её значение по отношению к великим задачам нашего пятого послеатлантического переиода. Уже сейчас вы можете узнать, насколько наша духовная наука ориентирована исключительно на чисто человеческое начало."

Здесь, как и в самой лекции Р.Штейнер говорит о пагубном действии западных масонских лож, политические интересы которых при распространении оккультных знаний могли бы оказаться в опасности, и которые стремились и стремятся эгоистически удержать оккультные сведения для себя самих, чтобы управлять людьми и закабалять их все больше и больше. Именно с этой деятельностью связывает он трагическое положение духовной науки - антропософии в современном мире, и то, что русская ясновидящая Е.П.Блаватская попала в оккультный плен индо-английских оккультистов.

Антропософия не имеет каких-либо религиозных претензий, но совершенно неверно объявлять её антихристианским, тем более сатанинским учением, как это порой делают некоторые клирики. Современная церковь - вслед за Аристотелем, -считает неприемлемой для себя идею перевополощения, но сама по себе эта идея ничего антихристианского в себе не содержит.

pilgrim

  • Сообщений: 600
    • Просмотр профиля

Re: Рудольф Штайнер и Теософское Общество
« Ответ #33 : 13 Февраль 2009, 09:36:48 »
за бутербродом все делается наилучшим образом!
Эт точно  :wink:
Вся духовность в данном случае основана на бутербродах. И чем жирнее рулька на бутерброде и дороже коллекционное вино на собрании, тем выше у господ теософов будет духовность.

А мы уж как-нибудь чаем обойдемся, да на голой табуретке посидим. Вроде несение креста с бутербродами плохо сочетается.
« Последнее редактирование: 13 Февраль 2009, 09:49:59 от pilgrim »

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Рудольф Штайнер и Теософское Общество
« Ответ #34 : 13 Февраль 2009, 09:56:30 »
Цитировать
Здесь, как и в самой лекции Р.Штейнер говорит о пагубном действии западных масонских лож, политические интересы которых при распространении оккультных знаний могли бы оказаться в опасности, и которые стремились и стремятся эгоистически удержать оккультные сведения для себя самих

Кстати, Блаватская говорила почти то же самое и критиковала массонство... как и все остальное :)
« Последнее редактирование: 13 Февраль 2009, 10:53:19 от Keleynick »
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Алекс 44

  • Сообщений: 2
    • Просмотр профиля

Re: Рудольф Штайнер и Теософское Общество
« Ответ #35 : 06 Март 2009, 17:32:01 »
за бутербродом все делается наилучшим образом!
Эт точно  :wink:
Вся духовность в данном случае основана на бутербродах. И чем жирнее рулька на бутерброде и дороже коллекционное вино на собрании, тем выше у господ теософов будет духовность.

А мы уж как-нибудь чаем обойдемся, да на голой табуретке посидим. Вроде несение креста с бутербродами плохо сочетается.

Приведенные Вами слова сказаны были теософским эмисаром с целью остановить лекционную деятельность Р.Штейнера, которая шла явно вразрез с теософской доктриной. Всего Р.Штейнер прочел свыше 6000 лекций.

О бутербродах умолчу, так как написано "тот, кто ест, не уничижай того, кто не ест".

Строго следуя правилам ученичества в антропософии следовало бы воздерживаться от спиртного, от мяса,  рыбы и картофеля. Но человек должен сам решать, что в его силах.

Прочел почти всю тему и был удивлен, с какой легкостью обвиняют Р.Штейнера в демонизме. Ведь разоблачать демонов - не есть демонизм, скорее наоборот.
Когда человек кается в неблаговидных поступках, он проливает на них свет и демоны отступают.
Не всякий человек в наше время может искренне уверовать: часто  такие люди требуют логического, рационального  подтверждения религиозности. Именно для таких людей антропософия может стать мостом, связующим рациональное, научное мышление и религию, она освещает религиозные ценности новым светом.
Знакомясь с антропософией, материалисты, атеисты начинают понимать КАК МОЖЕТ БЫТЬ то, о чем учат в храме, они хотя бы частично воцерковляются. Знаю об этом на личном опыте.
Антропософия соединяет идею перевоплощения и идеями христианства. Но следует ли её за это объявлять демоническим течением?
Для некоторых Отцов Церкви этот вопрос оставался открытым:

"Итак, каждому из тех, которые исходят на землю, сообразно с его заслугами или с тем местом, которое он занимал там, в этом мире определяется родиться в разных странах, среди разных народов, в разных отношениях, с такими или иными слабостями, и произойти или от богобоязненных, или от менее благочестивых родителей; при этом иногда случается, что израильтянин попадает в число скифов, а бедный египтянин изводится (из Египта) в Иудею".

Ориген “О Началах”


Вот ещё одно свидетельство, говорящее о том, что и для Блаженного Августина этот вопрос не решался однозначно:
И даже признанные авторитеты Церкви, задумывающиеся над устройством мира и судьбах человека, в поисках истины приходили к размышлениям на эту тему. Вспомним Блаженного Августина, вопрошающего с искренним чувством в своей проникновенной “Исповеди”: “<...> Господи, ответь мне, наступило ли младенчество моё вслед за каким-то другим умершим возрастом моим, или ему предшествовал только период, который я провёл в утробе матери моей? О нём кое-что сообщено мне, да и сам я видел беременных женщин. А что было до этого, Радость моя, Господь мой? Был я где-нибудь, был кем-нибудь? Рассказать мне об этом некому: ни отец, ни мать этого не могли; нет здесь ни чужого опыта, ни собственных воспоминаний. Ты смеёшься над тем, что я спрашиваю об этом, и велишь за то, что я знаю, восхвалять Тебя и Тебя исповедовать?” [6, стр.57 - 58]. Разве не явно здесь Блаженный Августин вопрошает Господа о возможности перевоплощения (“наступило ли младенчество моё вслед за каким-то другим умершим возрастом моим”; “Был я где-нибудь, был кем-нибудь?”)? Ответа нет, но вопрос-то поставлен! “Блаженный Августин отвергал теорию Платона о переселении душ, но с явным одобрением обсуждал другую: все души были созданы вначале и по какому-то собственному устремлению нашли путь телесного воплощения (На кн. Бытия, 7, 24, 25; Письма, 166, 26)”, М.Е.Сергиенко, “Примечания к “Исповеди” Блаженного Августина” [6, стр.406].

с сайта:
http://ethics.narod.ru/articles/reincarnation_intro1.htm

Привожу все это не с целью привлечь кого-то к антропософии, а с единственным желанием показать, что не следует торопиться с обвинениями.