я начала видеть и читать иконопись, фрески, видеть за ними Первообраз
Что значит "видеть первообраз"? Раскройте, если можно... Мне вообще интересно, как вы мыслите иконопись.
Для меня икона - записанное Имя (не в подписи, как думаю некоторые, а именно как "иеро-глифос"). То есть сразу видно, знал художник
что писал или нет. Написано может бть примитивно, но
то самое, а может быть сколь угодно сложно и украшено, но голая форма. Это на уровне мгновенного узнавания, не знаю как объяснить точнее.
У меня был этап (довольно длинный - я ведь музыковед и искусствовед по образованию), когда прямо-таки увлекалась всяким разбором-анализом. А потом как отрезало. Никакие схемы, никакие анализы ничего не прибавляют к восприятию. Знаете, часто Троицу Рублева так разбирают: рисуют кружочки, дуги, линии.
У меня сейчас дела с композицией очень плохи. Поэтому размышляю на эту тему - может что упускаю из виду...
Формальный анализ не добавляет. Мне добавляет богословие (Св.Григорий Богослов, Св.Дионисий Ареопагит, Св.Афанасий Великий etc), потихоньку разбираю, с учебниками и комментариями, в одиночку... Как только язык выучу получше, пойду в богословский, уточнять и углублять. Для восприятия достаточно благочестия, но для писания нужны очень обширные знания техники и идей, которые воплощены в видимых образах. Искусствоведов не читаю и не читала, чтобы не забивать голову. Пока есть хороший профессор, который прокопал все средневековые трактаты по технике живописи и производства материалов, погрузилсь и в это.
Композиция строится на основе диагоналей, золотого сечения, геометрических фигур, хиазма и ритма... в случае иконы еще учитывается числовая и цветовая символика. Работы столько, что жизни не хватит. К сожалению, сколько ни молись, знания геометрии и всяких законов это не заменит.