Борьба с самим собой - вещь неблагодарная и обманчивая. Борьба со страстями (понятая именно как борьба, а не как перестройка и преображение страстей) подавляет и умерщвляет душевные силы человека, а порой раздувает более тонкие страсти...
Также и борьба с самостью (понятая именно как борьба) не уничтожает самость, а деформирует ее, раздувает или перенаправляет.
Самость обладает скрепляющей силой. Если ее убрать, ветхий человек распадется... просто умрет, поскольку не имеет другого центра притяжения.
Что же ведет к умиранию самости?
...К умиранию самости (души) ведет рождение в Духе. Именно преизбыточествующая сила Духа, открывающаяся в духовном рождении, оказывается способной изменить самость изнутри, очистить ее, наполнить и растворить. С духовным рождением меняется организующий и скрепляющий принцип обустроения души. Если раньше за такое скрепление отвечала самость, то теперь отвечает Дух и духовное наполнение.
Так начинается длительный переходный период, когда в человеке сосуществует и духовное (неэгоистичное) начало, и самость. Духовный центр разрастается, самостный (принцип организации) - умаляется. Самость при этом долгое время остается некой скрепляющей оболочкой, но она уже не доминирует, не владычествует.
Если первый этап умирания самости - рождение в Духе, то второй этап - признание духовного руководства, идущего изнутри.
Борьба с самим собой - вещь неблагодарная и обманчивая. Борьба со страстями (понятая именно как борьба, а не как перестройка и преображение страстей) подавляет и умерщвляет душевные силы человека, а порой раздувает более тонкие страсти...
Также и борьба с самостью (понятая именно как борьба) не уничтожает самость, а деформирует ее, раздувает или перенаправляет.
Самость обладает скрепляющей силой. Если ее убрать, ветхий человек распадется... просто умрет, поскольку не имеет другого центра притяжения.
Что же ведет к умиранию самости?
...К умиранию самости (души) ведет рождение в Духе. Именно преизбыточествующая сила Духа, открывающаяся в духовном рождении, оказывается способной изменить самость изнутри, очистить ее, наполнить и растворить. С духовным рождением меняется организующий и скрепляющий принцип обустроения души. Если раньше за такое скрепление отвечала самость, то теперь отвечает Дух и духовное наполнение.
Так начинается длительный переходный период, когда в человеке сосуществует и духовное (неэгоистичное) начало, и самость. Духовный центр разрастается, самостный (принцип организации) - умаляется. Самость при этом долгое время остается некой скрепляющей оболочкой, но она уже не доминирует, не владычествует.
Александр, спасибо за ваше объяснение. Во многом соглашусь с вами.
Бороться самому с собой своими силами просто невозможно.. Самость с психологической точки зрения как эго, или «я», включающее мысли, чувства и поступки.
Но если посмотреть с духовной точки зрения на личность, то человек это дух, живущий в теле и имеющий душу.
Самость это наша человеческая (греховная)природа, т.е. плоть(душа)А дух человеческий это наше сердце, но не в физическом смысле..Это наша суть, это сердце человека, какое оно есть. У верующих дух рожден от Бога, т.е. возрожден. Плоть противится духу, а дух – плоти…
Св.Писание говорит об умирании нашей человеческой самости(плоти):
«Так и вы, братия мои, умерли для закона Телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу. Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве»…(Римл.7:5-6)
«Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу. Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти…Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном…Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас…Ибо все водимые Духом Божиим, суть сыны Божии…» (Римл. 8:1-14)
Ну и пусть этот ужасный ветхий человек умрет(или уже умер). Так и должно быть!А может второй этап это духовное руководство не столько изнутри, сколько свыше от Бога..Вопрос: как примирить душу и дух (душевную и духовную самость)
.. Наверное покориться Богу в молитве и стараться поступать по Духу…