Исихазм

Автор Тема: С чего начать "начинающему"?  (Прочитано 27068 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

С чего начать "начинающему"?
« : 20 Август 2004, 06:57:47 »
На теме #32305 Кураевского форума Николай П. задал вопрос о библиотеке по исихазму:

По сложности литературы есть какая-то градация? С чего начать "начинающему"?  

Александр Румянцев посоветовал следующее:

Можно начинать с Антония Сурожского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника. Если есть опытный духовник, то он подскажет. Если его нет, то должно подсказать сердце и интерес, когда берешь книгу, начинаешь ее читать и проникаешься, сопереживаешь, чувствуешь близкое себе. Для меня такой книгой был "Старец Силуан" арх.Софрония.

Можно еще посоветовать следующие краткие и просто написанные произведения:
- Aрхиепископ Антоний (Голынский-Михайловский) О молитве Иисусовой и божественной благодати
http://www.ccel.org/contrib/ru/Other/Antony/main.htm
- свт. Феофан Затворник. О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕ http://psylib.org.ua/books/zatfe01/index.htm
- Епископ Диоклийский КАЛЛИСТ (Уэр) СИЛА ИМЕНИ http://www.hesychasm.ru/library/Name/kallist/power.htm
- Селаври А. "О молитве Иисусовой" http://www.hesychasm.ru/library/praksis/selavry.htm
- Инок Всеволод "Богообщение" http://www.hesychasm.ru/library/praksis/vsevolod.htm


А вот фундаментальное, хорошо написанное и вполне подходящее для начинающего сочинение св. Игнатия Брянчанинова:
Аскетические опыты. Том II Слово о молитве Иисусовой http://pravbeseda.org/library/?page=book&id=201

Sivilla

  • Гость
С чего начать "начинающему"?
« Ответ #1 : 07 Июль 2006, 16:34:41 »
Инок Всеволод
Богообщение
Пять глав о непрестанной молитве

Мне понравился этот труд так как в нем много пояснений практических советов к молитве, и для меня было главным напоминание о том что молитва это покаяние, в моем случае к сожалению. Это больше прошение. Вот этот отрывок мне понравился.

3-й икос акафиста оканчивается следующими припевами:
“Иисусе, освети мя темнаго.
Иисусе, очисти мя сквернаго.
Иисусе, возведи мя блуднаго.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя”.


“Да ведаем..., что не за многоглаголание услышаны бываем, а за чистоту сердца, сокрушение и слезы. Почему молитва должна быть кратка, но чиста и искрення...” и непрестанна.  (“Древние иноческие уставы”, Москва, 1892 г., стр. 617).

А еще мне понравились эти мысли:Богообщение является некоей священной солью христианства. Как хорошо приготовленныя яства, если не будут осолены, могут оказаться не годными к употреблению, так и внешне благополучные христиане, если не будут видеть смысл своей жизни в непрестанном богообщении, соделаются непригодными для Царствия Небеснаго.

Особенно же Новый Завет учит не иному чему, как стяжанию Духа Святаго. А это, по словам преп. Серафима Саровскаго и есть цель христианской жизни. В поучениях Спасителя и апостольских посланиях обретаются прямыя и ясныя заповедания христианам: постоянно трезвиться и духовно бодрствовать; за все благодарить Бога; непрестанно молиться, на всяком месте и во всякое время.

Итак, Царствие Божие достижимо для чад Церкви в личностно-духовном богообщении. Но как к этому прийти на деле? что Христос “сказал... притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать” (Лук. 18,1).

Но, так как не всякая молитва угодна Богу, то в следующей за сим притче — о гордом фарисее и смиренном мытаре, Господь научает, что только та молитва, которая срастворена чувством покаяния и смирения будеть услышена и привлечет к молящемуся благодать Духа Святаго. Не удивительно, что вслед за Спасителем и свв. отцы-исихасты так много и так охотно говорили о покаянной сущности непрестанной молитвы. Их общий и единогласный вывод заключается в том, что цель непрестанной молитвы не созерцание, а покаяние.

 трезвение или внимание, :
1)в немедленном отсечении приходящих нечистых помыслов и
2) в удерживании памяти Божией, сиречь непрестанной молитвы.

“Пусть каждый... замечает и записывает свои поступки и душевныя движения, как бы с намерением сообщать это друг другу; и... стыдясь известности непременно перестанет грешить” (Св. Аванасий Великий, указ. произведение).  Единственная опасность, грозящая не только новоначальным, но и совершенным; не только делателям Иисусовой молитвы, но и тем, кто молится исключительно по молитвослову — заключается в гордыне, самомнении и превозношении при молитве. Но эти состояния не из молитвы проистекают, а из падшаго человеческаго естества прельщаемаго диаволом. Защита от этих состояний состоит в том, чтобы искать в непрестанной молитве только одного дара — зрения своих согрешений, и только одного плода — очищения от страстей.

Вновь повторим, что в основание молитвеннаго делания необходимо полагать смиренное самовоззрение и поиск духовнаго наставника.

Ведь многим современным инокам, по собственному опыту известно, что сначала почти всякий новоначальный послушник узнав об умном делании с жадностью берется за молитву Иисусову, благодать Божия споспешествует ему. Но проходит время и монах отступает от молитвы, все потому, что она требует труда ежедневнаго и неленностнаго. Увы, к духовному труду мы не привыкли... И остаются четки в руках монаха простым украшением. Иногда на службе вспомнит он о молитве Иисусовой, прочтет ее несколько раз, да и позабудет. А ведь, святые отцы говорят, что молитва дается только молящемуся.
 Именно умное делание и непрестанная молитва лучше всего могут помочь делателю претерпеть все жизненныя напасти. Успешной борьба бывает лишь тогда, когда она ведется правильно. А правильной она бывает тогда, когда мы надеемся победить свои страсти и помыслы не своей силой, а силой божественной. Для этого и необходимо нам постоянно призывать себе на помощь Господа, через непрестанное призывание имени Божия...” (Письмо 23; “Письма архиепископа Феофана Полтавскаго и Переяславскаго”

Усердное делание Иисусовой молитвы и любовь ко Господу Иисусу Христу взаимно порождают друг друга. Недаром Спаситель сказал, что первой и наибольшей заповедью для нас является сия: “Возлюби Господа Бога всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим” (Мате. 22, 37). Эту заповедь святые отцы понимали, именно, как заповедь о непрестанной молитве. Смиренная любовь сердца ко Христу есть начало и конец непрестанной молитвы Иисусовой. Сия любовь есть основа богообщения. Богообщение же это путь к обожению, к стяжанию Духа Святаго, к богоподобию. Внемлющий да разумеет.Инок Всеволод
1998 г.

 
Православная жизнь. №5 (593) Май 1999

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

С чего начать "начинающему"?
« Ответ #2 : 07 Июль 2006, 19:59:56 »
Да, это неплохая публикация инока Всеволода, она уже давно - в нашей библиотеке, и упоминается в ней о главной цели христианской жизни - стяжании Святого Духа. Но само название "Богообщение" уже мало соответствует содержанию, поскольку богообщение сводится (это не так) к непрестанной молитве, а в  непрестанной молитве (которая, кстати, может быть безблагодатной) выделяются только некоторые внешние ее стороны.

В статье потеряна цель молитвенного обращения: это покаяние, а не созерцание - так говорится о назначении молитвы. Главная цель не созерцание и не покаяние, главная цель четко и ясно прописана в самих словах молитвы - об этом автор забывает - наше помилование и спасение, и очень часто - воздание хвалы Творцу.

Вот и мытарь из притчи - он просил в своей молитве не покаяния, а покаянно молил о милости. Милость же Божия не какая-то абстракция, прикладываемая к покаянию, а благодать, преизобильно изливаемая на молитвенника, который изменил свою ум так (т.е. покаялся), что смог принять эту благодать Святого Духа.

Вообще православные молитвословия очень дерзновенны. В Господней молитве мы обращаемся к Богу, как к нашему Отцу, в молитве Святому Духу просим Его войти в нас...

Sivilla

  • Гость
С чего начать "начинающему"?
« Ответ #3 : 08 Июль 2006, 09:58:55 »
И действительно, очень ценные дополнения с вашей стороны.

hdv

  • Сообщений: 146
  • г.Пенза
    • Просмотр профиля

Re: С чего начать "начинающему"?
« Ответ #4 : 17 Март 2008, 09:40:07 »
Свт.Игнатий (Брянчанинов). О упражнении молитвою Иисусовою
http://www.hesychasm.ru/library/stbrianch/molitva2.htm

Арх. Софроний (Сахаров) "О молитве Иисусовой"
http://www.hesychasm.ru/library/sofroni/prayer.htm

О ВНУТРЕННЕМ ХРИСТИАНСТВЕ. Протоиерей Иоанн Журавский
http://www.hesychasm.ru/library/juravski/sod.htm
Иди Туда, незнаю куда. Принеси То, незнаю что...

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: С чего начать "начинающему"?
« Ответ #5 : 17 Март 2008, 18:40:21 »
Свт.Игнатий (Брянчанинов). О упражнении молитвою Иисусовою
http://www.hesychasm.ru/library/stbrianch/molitva2.htm

Арх. Софроний (Сахаров) "О молитве Иисусовой"
http://www.hesychasm.ru/library/sofroni/prayer.htm

О ВНУТРЕННЕМ ХРИСТИАНСТВЕ. Протоиерей Иоанн Журавский
http://www.hesychasm.ru/library/juravski/sod.htm
Спаси вас Господи! Хорошие ссылки...То что надо :-)
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

hdv

  • Сообщений: 146
  • г.Пенза
    • Просмотр профиля

Re: С чего начать "начинающему"?
« Ответ #6 : 17 Март 2008, 20:55:38 »
И вас! Спасибо Александру, за такую Умную библиотеку.
Иди Туда, незнаю куда. Принеси То, незнаю что...

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: С чего начать "начинающему"?
« Ответ #7 : 19 Сентябрь 2009, 10:13:39 »
Вот вам и мои пять копеек.  :-D
Если вы начинающий практик, предлагаю испытать лестницу, утвержденную Иоанном Лествичником:

"Если мы хотим придти в "мужа совершаннаго полноты христовой" (Еф. 4.13.) то начнем взбираться по утвержденной лестнице, подобно младенцам, и согласно чреде детских возрастов, дабы идя мало помалу достичь мер и мужа и старца.

I возраст - умаление страстей, что свойственно начинающим.

II ступень духовного повзросления, превращающая отрока в юношу, привязанность к псалмопению ибо после успокоения и умаления от страстей, псалмопение становится сладостным для языка и причисляется у Бга к заслугам, ибо невозможно петь господу в страстном сердце.

III степень, из юноши в мужа - прилежание к молитве, что свойственно преуспевшим. Ведь молитва отличается от псалмопения, как совершенный муж от юноши и отрока.

IV ступень духовного возрастания, ступень седого старца, неуклонная пристальность созерцания, каковое свойственно совершенным.

Вот и завершен путь и лестница достигла конца."

По своему скромному опыту могу сказать, даже взойдя на вторую ступень, будете еще очень долго работать с первой, иначе никак...
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: С чего начать "начинающему"?
« Ответ #8 : 21 Сентябрь 2009, 19:07:12 »
А много ли тех, кто взошел на II ступень? :(
Пусть отпишутся.
Есть такие, кто заполз на вторую ступень! Гдь дал силы умалить грубые страсти, он всегда дает силы если мы покажем ему свое произволение "От Гда стопы человеку исправятся, и пути его восхощет зело" Пс.36.23. К псалтири усердие появилось после очередной победы. Как ни странно и место для нее и время появилось. Большое наставление от псалтири и утешение для сердца.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: С чего начать "начинающему"?
« Ответ #9 : 30 Июль 2011, 08:51:56 »
О СОЗЕРЦАНИИ И ПОДВИГЕ

митрополит Сурожский Антоний
 http://www.hesychasm.ru/library/praksis/antony.htm
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: С чего начать "начинающему"?
« Ответ #10 : 10 Май 2012, 11:52:06 »


Тайна спасения. Как спасти свою душу и избавиться от всякой скорби, гнева и нужды

Языки: Русский
Издательство: Ковчег
ISBN 5-98317-069-4; 2009 г.

Меня этот "сборник-учебник"  :-) даже немного удивил. Как то не вяжется с "политикой". Правда и тираж мизерный. Но для " С чего начать "начинающему"? " ИМХО в самый раз.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

neofoma

  • Сообщений: 16
  • Мой выбор!
    • Просмотр профиля

Re: С чего начать "начинающему"?
« Ответ #11 : 22 Ноябрь 2012, 20:21:48 »
Alexander не соглашусь с Вами что непрестанная молитва (может быть безблагодатной). Истинно духовная непрестанная  молитва только благодатная!

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: С чего начать "начинающему"?
« Ответ #12 : 22 Ноябрь 2012, 20:27:19 »
  neofoma, я с вас удивляюсь, простите моё еврейство.

  Александр пишет, что непрестанная молитва может быть неблагодатной.
  Вы пишете, что истинная духовная непрестанная молитва - только благодатная.

  Но ведь Александр не писал о истинной духовной. Он писал о недуховной...
  Так с чем вы несогласны ?

  Пожалуйста, начните думать над смыслом слов. Ну ради меня. Так грустно вас читать....
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

neofoma

  • Сообщений: 16
  • Мой выбор!
    • Просмотр профиля

Re: С чего начать "начинающему"?
« Ответ #13 : 22 Ноябрь 2012, 21:03:44 »
О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕ
Поучения святителя Феофана Затворника                                                                                                                                                                                                                                                     ЧТО ЕСТЬ НЕПРЕСТАННАЯ МОЛИТВА

Молитва, которая сама молится. – Она – от благодати! http://psylib.org.ua/books/zatfe01/index.htm

neofoma

  • Сообщений: 16
  • Мой выбор!
    • Просмотр профиля

Re: С чего начать "начинающему"?
« Ответ #14 : 22 Ноябрь 2012, 21:05:59 »
Извиняюсь заранее) за орф) ошибки) Я буду Вас Краевед ошибками орф) веселить) чтоб Вам небыло грустно) какие еще вопросы?)