Исихазм

Автор Тема: Третий том - Путь умного делания. Молитва Иисусова  (Прочитано 13307 раз)

idrp

  • Сообщений: 52
    • Просмотр профиля

Мир Вам!

Вышел третий том из собрания - Путь умного делания. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий



С уважением и братской любовью, Русский Паломник


Рекомендуем посмотреть труды старца Паисия Святогорца. А еще собрание сочинений святителя Игнатия Брянчанинова

м. Евстафий

  • Сообщений: 54
    • Просмотр профиля

Начал читать 3-й том. Вроде бы, очень интересно. Такой подробный и серьезный богословский анализ (православная антропология).
Кто-то уже познакомился с этой книгой? Поделитесь своим мнением :-)

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Тоже именно "начал". Пока наверное не готов к такому изложению  8-) У меня возникла некоторая ассоциация с известной книгой о сектанстве. Наверное глуп - попробую на отдыхе внимательней посмотреть. Толстая ведь, однако

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Уже после второго тома решил третий и не смотреть. Не нахожу там никакого умного делания. Первый же том был интересен никак не институциональными размышлениями автора, а несколькими вкраплениями подвижнических текстов.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Лично не видел первых, но эта книга привлекла названием и размером. Подумалось "Что такое - аналог Добротолюбия, новые тексты?" Прослистал и не увидел ни одно текста. Поэтому и Дворкина напомнило

м. Евстафий

  • Сообщений: 54
    • Просмотр профиля

Alexander, а что Вы думаете собственно о трактате архиепископа Антония (Голынского-Михайловского)? Ведь там очень подробно описываются все этапы умного делания, начиная от самого-самого новоначалия и заканчивая высшими молитвенными состояниями. И вот что еще меня всегда изумляло: уверение авторов в том, что можно практически самостоятельно проходить Иисусову молитву (используя тот же трактат архиепископа Антония или в целом книги серии "Путь умного делания"). Правда, так есть оговорка, что проходить можно все же до какого-то определенного этапа... Но где граница этого "определенного этапа"? Можно ли ее определить?
Согласны ли Вы (и остальные участники нашего форума) с тем, что действительно можно проходить Иисусову молитву самостоятельно?

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Думаю, можно. Хотя иногда я в этом очень не уверен. Склоняюсь, что совет сведущего нужен, но верю - в свое время будет кто-то. Иногда бывает весьма тяжело. Где-то встретил в книге старой такое приблизительно. Спрашивает один - учителей то почему практически нет?? Старец ответил - так по мере ведь, подвизающихся ведь тоже не сыщешь.. 8-) Этот вопрос, очевидно, был есть и будет

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Сейчас людей опытно вставших на этот путь днем с огнем не сыщешь, а уж опытных наставников... Но разве это препятствует спасению? Ничто не может препятстствовать человеку в спасении, кроме его гордости. Помни что в прелести находишься всегда и всюду - вот надежная ограда от самой прелести. Боюсь впасть в прелесть - в этой мысли уже кроется помысел о своей непрелестности. Куда впадать - мы уже в ней по уши...
Был ли наставник у Лота, кроме Господа? Пришли к нему два мужа, но он не "узнал" в них ангелов, почему? По слепоте ли духовной или по смиренной мысли что недостоин явления ангелов?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Вопрос непростой... Если нет наставников, нельзя самостоятельно проходить молитву. А наставников практически нет, и им уже неоткуда браться, поскольку вырастают они из тех, кто проходит молитву... Порочный круг получается.

Две проблемы. Первая - в закреплении запрета на (углубленную) молитву при отсутствии наставников. Этот запрет имел смысл до тех пор, пока были наставники, но и в те времена запрет не был абсолютным. Мы видим на примере того же Паисия Величковского или Серафима Саровского путь самостоятельного прохождения молитвы. А когда нет наставников?.. Запрет становится оторванным от практики и используется уже в заведомо ложных целях: для оправдания собственного греховного бездействия и подавления ростков молитвенного делания.

Вторая проблема поднимается в полный рост при нелицемерном прохождении молитвы самостоятельно (опираясь на святоотеческое наследие). И здесь оказывается, что возникает множество нестандартных ситуаций, способы разрешений которых найти в литературе затруднительно. А православное сознание, как известно, больше заточено на страхи, запреты и боязнь нестандартных вариантов. Страх впасть в прелесть сам является прелестью большей, чем то, чего боятся. Из прелести ветхой жизни на страхе прелести никак не выйдешь. Наоборот, впадешь еще в худшее состояние.

Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.

Повторю, что тома "Пути умного делания" к самому умному деланию имеют мало отношения, паразитируя на подвижнических текстах. Иное дело трактат архиепископа Антония. Вообще, начиная с 19-го века, по мере оскудения наставничества все громче звучит благословение на самостоятельный путь. И пора бы это благословение усвоить, поскольку и благословляющих уже не осталось.

Кстати. На необходимости непрестанно молиться (да еще с упором на дыхание) настаивается аж в Домострое, который, как известно, был написан для мирян :)

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

"практически самостоятельно проходить Иисусову молитву" - ух, ну и выраженьице :))
Вообще, вопрос давно уже не стоит - можно или нельзя самостоятельно. Потому что ответ давно дан: приходится.
И на (прости, Господи!) "практике самостоятельного прохождения", как ни крути, действует только "метод кота Матроскина": "тут одно словечко запомнил, там два, вот язык человеческий понемногу и выучил".

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

 А я считаю, что нужно идти вперед, есть ли у тебя наставник или нет. Нужен будет в необходимости-бог пошлет.
Не нужен- Господь найдет путь как провести человека, искренне и нелицерно ищущего Бога. Ибо по сути своей, мы только подвизающиеся...а все за нас творит Бог;(Се творю все новое) мы в малом соработники ему, что бы явить своим устремлением незатейливое наше всепоможение себе в переустройстве себя по чину обновляющегося внутреннего человека.
 Помню страстно молила Бога, дабы послал мне человека наставляющего на путь правды Божьей.
Ну и что вышло...когда я уже потеряла надежду иметь рядом кого-то в духовном богатстве преуспевающего, решила выбрать сама по своему усмотрению. Вот тогда Господь мне и сказал первое:" Не вы меня выбрали, а я вас."
И второе:"Се творю все новое (понимаете- Сам творит, а не мы(дебелые))....ну а мне было велено "не роптать".
 В общем выходит так, что Бог открыл мне мой путь по которому я должна идти,. Путь, который ведет к полному смирению....Так я(после этих слов) и не решилась, и не решаюсь (после сего) искать каких-либо наставников. Ибо знаю, в смирении моем безропотном, есть всепоможение Богу в обновлении меня по образу Христа.
  Только ничего у меня не получается; ропот не только не уменьшается, а прямо "колбасит", меня.
Иногда думаешь и не веришь в свое победное противостояние сему греху, ибо, чувствую что Без помощи Божьей мне не преодолеть его возрастающую тенденцию(которая доводит,порой, меня до слез).
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

tpash

  • Сообщений: 318
    • Просмотр профиля

И вот что еще меня всегда изумляло: уверение авторов в том, что можно практически самостоятельно проходить Иисусову молитву (используя тот же трактат архиепископа Антония или в целом книги серии "Путь умного делания"). Правда, так есть оговорка, что проходить можно все же до какого-то определенного этапа... Но где граница этого "определенного этапа"? Можно ли ее определить?
Согласны ли Вы (и остальные участники нашего форума) с тем, что действительно можно проходить Иисусову молитву самостоятельно?
Неоднократно обсуждалось на форуме.....
Спозиционируюсь в своём ответе так: есть чёткое понимание, что практическое большинство людей всё равно смертники - готовая пища ада преисподняго, и прежде всего я себя отношу к этой категории.
Если всё равно умирать, зная что ад ждет тебя, то почему не попробовать в конце концов? ПОЧЕМУ НЕТ?
Моя душа несомненно знает вглубине, что Господь есть Жизнь. От этого знания переворачивается всё внутри, не дает покоя это знание, и остро ощущаешь, что вот твоё время сейчас уходит, тает - дак чего тогда нам ждать?
Наступает момент когда понимаешь, что наличие\остутвие наставников никак наотражается на личное твое отношение к Живому Богу, на переживание Его.

Поверьте мне: 2 минуты в аду - это целая жизнь (Дж.Константин, фильм "Константин")

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

И вот что еще меня всегда изумляло: уверение авторов в том, что можно практически самостоятельно проходить Иисусову молитву (используя тот же трактат архиепископа Антония или в целом книги серии "Путь умного делания"). Правда, так есть оговорка, что проходить можно все же до какого-то определенного этапа... Но где граница этого "определенного этапа"? Можно ли ее определить?
Согласны ли Вы (и остальные участники нашего форума) с тем, что действительно можно проходить Иисусову молитву самостоятельно?
Неоднократно обсуждалось на форуме.....
Спозиционируюсь в своём ответе так: есть чёткое понимание, что практическое большинство людей всё равно смертники - готовая пища ада преисподняго, и прежде всего я себя отношу к этой категории.
Если всё равно умирать, зная что ад ждет тебя, то почему не попробовать в конце концов? ПОЧЕМУ НЕТ?
Моя душа несомненно знает вглубине, что Господь есть Жизнь. От этого знания переворачивается всё внутри, не дает покоя это знание, и остро ощущаешь, что вот твоё время сейчас уходит, тает - дак чего тогда нам ждать?
Наступает момент когда понимаешь, что наличие\остутвие наставников никак наотражается на личное твое отношение к Живому Богу, на переживание Его.



  Хорошо сказал tpash и верно. Нам действительно в этой жизни терять нечего. Или вперед- искать Бога, или всю жизнь искать  настаников, которых, может Бог и не даст...и искание которых может превратиться в болезненный процесс.
 Время такое пришло что только надеждой на Бога и шествуем по жизни.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Да, известная иллюзия некой стабильности и благополучия этой жизни. И оказывается, что стабильность временного пребывания в невежестве ветхой жизни дороже спасения и жизни вечной. И есть оправдание: путь в жизнь вечную опасен, так пребудем в безопасности. Забывая, что это безопасность смерти...

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

И все же, кажется, не поняли мы вопроса брата Евстафия. Потому что одно дело стремиться к молитве "везде и всюду", попытка всегда или хотя бы как можно чаще находиться в молитвенном состоянии. А вот дальше - возникает новая проблема, то о чем написал Александр в третьем абзаце своего ответа. "Вторая проблема" - ситуации, когда совет опытного наставника бывает весьма полезен. А может быть даже необходим. Об этом, похоже, и был вопрос.
Ответ на этот вопрос вроде бы ясен: нет наставника, значит топай как можешь. И это, я уверен, правильно. Но никто из нас не знает, куда в конце концов каждый из нас притопает, в запасе лишь мысль: "Господь направит".