Этот текст отчасти можно рассматривать как продолжение темы о родовых грехах.
Когда (как и насколько) творческий и пророческий дар стал покидать церковь, тема отдельная. В 19-ом веке мы наблюдаем видимое отслоение русской культуры от религиозной основы. В советский период 20-го века религиозную основу в художественном творчестве рассмотреть уже совсем непросто. В наше время творческая сила покинула и сферу светского искусства, практически не заглянув, шествуя дорогой прочь, в восстанавливаемые храмы.
Пророческий дар, возвышенный силой творчества... Оторванный от религии, спрятанный в иносказаниях, порой скрытый для самого носителя, пророческий дар находил и находит свое наивысшее воплощение в мифах, легендах и сказках. В 20-м веке - в сказках, фантастике и фэнтези. Надо признать, что воплощение это порой весьма искаженное и испорченное.
Среди сказочников 20-го века, наделенных пророческим даром, я хочу выделить Евгения Шварца. И буду говорить здесь об одной его пьесе - "Обыкновенном чуде". Удачная экранизация этой сказки сохранила идеи и закрепила ее образы в сознании очень многих людей...
Рассматривать эту сказку буду, в основном, с двух позиций: 1) исихастской - аскетической, направленной на созидание внутреннего человека; и 2) пророческой, рассказывающей о судьбе современной России.
Предваряя анализ этой сказки (обобщая: любой вещи) с исихастской (аскетической, антропологической, психологической) позиции, прежде всего хочу отметить, что ее действующие лица будут рассматриваться одновременно как отдельные персонажи, так и отдельные стороны (черты, субличности) обобщенного "персонажа" - некоего образа (единого) человека, который - на пророческом уровне - переходит в образ нашей страны.
Напомню основные действующие лица. Хозяин (волшебник, в фильме его играет О.Янковский) олицетворяет творческое, созидающее, вечное начало в человеке. Хозяйка (играет И.Купченко) - вдохновляющая сила созидания и временная среда, в которой воплощается творческий логос. Принцесса - чистая сокровенная душа. Снаружи она, ес-но, подпорчена капризами родового наследства (играет Е.Симонова). Медведь - волевое устремление, фелима, вырастающая в гноми, пробуждающийся ум, ищущий свою целостность и обретающий ее в поцелуе сокровенной души (играет А.Абдулов). Король - родовое начало и ветхий (внешний, плотяной, душевный) человек, тонущий в родовых грехах (играет Е.Леонов). Министр-администратор - эгоизм, эгоистическое утверждение, падший (рациональный) ум (играет А.Миронов). Охотник - тщеславие (В.Ларионов). Эмиль и Эмилия - извечная проблема встречи-столкновения мужчины и женщины, мужского и женского в человеке. Мужское, не найдя (или потеряв женское), утрачивает возможность реализации, становится псевдоженственным. Женское, не найдя своего мужского, подменяет его, становится псевдомужским. В конце пьесы выстраиваются верные отношения. (Играют Ю.Соломин и Е.Васильева.) Пожалуй, все. Второстепенные персонажи рассматривать не будем.
Итак, о чем эта пьеса. Она о пробуждении человеческого в человеке, о прорастании ясного человеческого сознания и воли из животных инстинктов и скрытых побуждений. Она и о том, что человек - образ Божий - обладает даром творческой силы, способной творить чудеса. Она и о главном даре - любви, творящей чудо преображения человека, любви, пробивающейся сквозь наслоения родовых грехов, требований эгоистического обладания и сквозь страх смерти.
Пробуждение ума (сознания), волевое устремление - центральное место в акте становления человека, начало его духовного рождения. В пьесе Медведь становится человеком. И ему - уму - нельзя поцеловать Принцессу - свою сокровенную душу, - ибо этот поцелуй его погубит: он перестанет существовать в человеческом обличье и станет для всех медведем. Так ум, молитвенно спускаясь в сердце (где и скрывается сокровенная душа), исчезает, растворяется в его свете. Ум принимает добровольное решение - отказаться от себя, от своего "человеческого" (эгоистического) образа и произволения, потому что познает большее - стоящее над смертью - любовь... любовь Божию. Ум, недостойно (нечисто) сходящий в сердце, от поцелуя Божией любви впадает в бешенство, превращается в зверя, ибо чистота его озлобляет.
Король - ветхие тело и душа... Они хотят царствовать, погруженные в пучину личных и родовых грехов. А "внутри" этого тела и души пребывает сокровенная душа - Принцесса, дочь Короля.
Пара кусочков замечательной сцены с Королем.
Король. И самое обидное, что не я в этом виноват...
Хозяин. А кто же?
Король. Предки. Прадеды, прабабки, внучатные дяди, тети разные, праотцы и
праматери. Они вели себя при жизни как свиньи, а мне приходится отвечать.
Паразиты они, вот что я вам скажу, простите невольную резкость выражения. Я
по натуре добряк, умница, люблю музыку, рыбную ловлю, кошек. И вдруг такого
натворю, что хоть плачь.
Хозяйка. А удержаться никак не возможно?
Король. Куда там! Я вместе с фамильными драгоценностями унаследовал все
подлые фамильные черты. Представляете удовольствие? Сделаешь гадость - все
ворчат, и никто не хочет понять, что это тетя виновата.
...
Хозяин. Значит, дядя виноват?
Король. Дядя, дядя, дядя! Нечего улыбаться! Я человек начитанный,
совестливый. Другой свалил бы вину за свои подлости на товарищей, на
начальство, на соседей, на жену. А я валю на предков, как на покойников. Им
все равно, а мне полегче.
Принцесса смотрит на мир из-за спины своего отца и долгое время видит его как бы в розовом свете, защищенная эгоистической скорлупой. Сокровенная душа скрыта за многими дебелыми наслоениями души и тела, она не дееспособна и как бы спит в красивом сне-иллюзии. Первая встреча со своих суженным - умом-Медведем инициирует ее, пробуждает он сна. Но ум еще не чист, не готов, он не прошел через искусы, смерть его страшит. И он - ум-Медведь - сбегает, а сокровенная душа, пробуждаясь, познает несправедливость мира и всю тяжесть родового наследства.
На сцену жизни выходит Министр-администратор - эгоистический, рациональный ум, падшая воля, жажда обладания... Если уходит истинный жених, приходит жених ложный, которому не нужна живая сокровенная душа, которому она просто недоступна, но которому нужно ее имя. Ложь живет, облачаясь в одежды Истины, саму Истину умерщвляя. Эгоистический ум, берущий власть в королевстве человеческой души и убивающий совесть, - обычная картина.
Сокровенная душа, пробудившись, уже не может уснуть - она должна умереть, чтобы к власти пришел ум-администратор.
И уму-Медведю дается третий, последний шанс, и он готов умереть ради сердечного поцелуя. Происходит обыкновенное чудо... Медведь остается человеком - и обретает единство с Принцессой. И Принцесса - в этом нарождающемся единстве мужа и жены - возрождается. Так и в молитве: очищенный ум соединяется - в благодати - с сердцем, и это соединение - залог нового духовного рождения.
Россия... Ее сокровенная душа, пробужденная к жизни в начале 90-х, сейчас умирает. В стране хозяйничают "министры-администраторы". Король (власть), который одновременно "почетный святой, почетный великомученик, почетный папа римский нашего королевства", замучен тяжкими родовыми грехи - и исправлять-каяться в них никто из властей не собирается. На сцене - деградация населения, коррупция общества, обнищавшая культурка, заменяющаяся средствами массового оболванивания...
Медведь... А.Абдулов, исполнивший роль Медведя, умер в тот год, когда президентом нашей страны стал Д.Медведев. Этот вопрос еще не снят: сможет ли нынешний Президент не испугаться смертельным страхом, сможет ли посмотреть в глаза сокровенной души той страны, которая ему вверена, сможет ли поцеловать ее - и не превратиться в изгоя-медведя? И тогда охотник-тщеславие убьет сотого медведя, как убило тщеславие 99 других медведей правящей партии? И тогда нашей распадающейся страной будет окончательно править министр-администратор? Или произойдет обыкновенное чудо, и страна возродится?..
В каждом из нас есть сокровенная душа-Принцесса, должная стать женой, и ум-Медведь, могущий стать мужем, и испорченный рациональный ум, и ветхая душа с ее страстями, грехами и противоборствами... И у каждого в жизни есть возможность прикоснуться к Обыкновенному Чуду.