Исихазм

Автор Тема: Победа священнобезмолствующих  (Прочитано 2670 раз)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Победа священнобезмолствующих
« Ответ #1 : 25 Август 2009, 11:04:02 »
Леонид, как нельзя читать советских газет перед обедом, так и не следует просматривать правую.ру ни до молитвы, ни после ее.

Основная часть статьи - реферативная, ничего нового-интересного. Весь "ихний смысл" впихнут в первый абзац, набранный курсивом. Поскольку это политизированный сайт, то и смысл такой же мелко-политический.

Вот этот абзац-вывод:
Исход спора паламитов и варлаамитов определил дальнейшую историю Восточной Церкви. Останься она пассивной перед наступающим гуманизмом, и он привел бы византийский мир к такому же кризису, какой поразил христианский Запад, то есть к Ренессансу, неоязычеству и церковной реформации. В более узком смысле, применительно к историческим судьбам православной ойкумены, победа «паламизма» на века определила богослужебный и аскетический уклад православных стран и, в частности, Северо-Восточной Руси

Когда плотяные и душевные судят о духовном, получается большой конфуз. Вот и здесь духовную победу попытались понять в низком плотяном ключе.

Посмотрим на дальнейшую судьбу Восточной Церкви - ее самых важных частей. И ужаснемся. Гибнет Византия, политической преемницей становится Русь, на которой спустя век с небольшим - в церковных делах - побеждают начетники и стяжатели. Внутренняя - молитвенная и духовная - жизнь церкви разгромлена и подменена внешним благочестием, которое становится все более формальным. Небольшое и недолгое духовное возрождение 19-го века (напомню, в период синодального засилия) прерывается революционной трагедией века 20-го, и приводит к этой трагедии сама государственная и церковная власть.

Люди так и не понимают - боятся, зажатые давно приобретенными страхами и спесью, - что церковная катастрофа (как и государственная ранее) уже совершилась. Находясь в ж... имперски грезят о третьем риме. А мы живем в разлагающейся - духовно, нравственно и культурно - стране...

Паламизм почти ничего - в дальнейшей внешней истории церкви - не определил. По крохам надо вытаскивать это влияние... Ко времени паламитских споров Византия уже была обречена. И в России - с разгромом нестяжателей - был похерены и умное делание, и сам паламизм. Вообще, исихазм-паламизм был напрочь забыт в России. Напомню, что его в настольной книге священнослужителей обозвали ересью. И только в 20-м веке стали о нем вспоминать. И все это время богослужебный, и аскетический уклад прекрасно обходились без идей паламизма. Как и сейчас обходятся.

Смысл статьи простой - притянуть исихазм и паламизм за уши к неоконсервативной политической идее. И дать этой прогнившей имперско-религиозной идее новую жизнь, найти ей духовное основание.

Победа паламизма находится много выше и определяет духовные судьбы...

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Победа священнобезмолствующих
« Ответ #2 : 25 Август 2009, 11:24:11 »
Нашел на хуторе старую статью С.С. Аверенцива среди предметов советской эпохи.

Византия и Русь: два типа духовности. Статья первая. Наследие священной державы. "Новый мир", 1988, № 7, с. 210—220.

Пока в Сети не нашел. Отмечу два тезиса. Историческая подмена названия Римской империи пренебрежительным Византийская, отбрасыванием ее к древнему Византию. И второе - не следует отождествлять священную державу и попытки соединить трон и алтарь, что суть разное.