Леонид, как нельзя читать советских газет перед обедом, так и не следует просматривать правую.ру ни до молитвы, ни после ее.
Основная часть статьи - реферативная, ничего нового-интересного. Весь "ихний смысл" впихнут в первый абзац, набранный курсивом. Поскольку это политизированный сайт, то и смысл такой же мелко-политический.
Вот этот абзац-вывод:
Исход спора паламитов и варлаамитов определил дальнейшую историю Восточной Церкви. Останься она пассивной перед наступающим гуманизмом, и он привел бы византийский мир к такому же кризису, какой поразил христианский Запад, то есть к Ренессансу, неоязычеству и церковной реформации. В более узком смысле, применительно к историческим судьбам православной ойкумены, победа «паламизма» на века определила богослужебный и аскетический уклад православных стран и, в частности, Северо-Восточной Руси
Когда плотяные и душевные судят о духовном, получается большой конфуз. Вот и здесь духовную победу попытались понять в низком плотяном ключе.
Посмотрим на дальнейшую судьбу Восточной Церкви - ее самых важных частей. И ужаснемся. Гибнет Византия, политической преемницей становится Русь, на которой спустя век с небольшим - в церковных делах - побеждают начетники и стяжатели. Внутренняя - молитвенная и духовная - жизнь церкви разгромлена и подменена внешним благочестием, которое становится все более формальным. Небольшое и недолгое духовное возрождение 19-го века (напомню, в период синодального засилия) прерывается революционной трагедией века 20-го, и приводит к этой трагедии сама государственная и церковная власть.
Люди так и не понимают - боятся, зажатые давно приобретенными страхами и спесью, - что церковная катастрофа (как и государственная ранее) уже совершилась. Находясь в ж... имперски грезят о третьем риме. А мы живем в разлагающейся - духовно, нравственно и культурно - стране...
Паламизм почти ничего - в дальнейшей внешней истории церкви - не определил. По крохам надо вытаскивать это влияние... Ко времени паламитских споров Византия уже была обречена. И в России - с разгромом нестяжателей - был похерены и умное делание, и сам паламизм. Вообще, исихазм-паламизм был напрочь забыт в России. Напомню, что его в настольной книге священнослужителей обозвали ересью. И только в 20-м веке стали о нем вспоминать. И все это время богослужебный, и аскетический уклад прекрасно обходились без идей паламизма. Как и сейчас обходятся.
Смысл статьи простой - притянуть исихазм и паламизм за уши к неоконсервативной политической идее. И дать этой прогнившей имперско-религиозной идее новую жизнь, найти ей духовное основание.
Победа паламизма находится много выше и определяет духовные судьбы...