Исихазм

Автор Тема: О старообрядчестве (собор РПЦ 1971г.)  (Прочитано 40127 раз)

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

    Многие из нас до сих пор осуждают старообрядцев, не смотря на официальное постановление нашей церкви. Полагаю осуждения связанны по большей части с неведением. Произошедший раскол - это рана на теле церкви, как говорил наш почивший о Бозе патриарх Алексий II.
   
Деяние Освященного Поместного Собора РПЦ об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их (02.06.1971)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

    Собравшийся в Троице-Сергиевой Лавре в Загорске Поме­стный Собор Русской Православной Церкви счел благовремен­ным подвергнуть соборному рассмотрению решения Поместных Соборов Русской Православной Церкви: Московского 1656 года и Большого Московского 1667 года — в части, касающейся наложения ими клятв на старые русские обряды и на употреб­ляющих их.

...На основании определений этих Соборов упорствующие последователи старых обрядов были отсечены от Церкви, и образовался раскол, называемый старообрядческим, который вот уже более трехсот лет продолжает составлять предмет глубокой скорби и озабоченности Русской Православной Цер­кви...

    Мы, составляющие Поместный Собор Русской Православной Церкви, равносильный по своему достоинству и значению Мо­сковскому Собору 1656 года и Большому Московскому Собору 1667 года, рассмотрев вопрос о наложенных этими Соборами клятвах с богословской, литургической, канонической и истори­ческой сторон, торжественно определяем во славу Всесвятого Имени Господа нашего Иисуса Христа:

1. Утвердить постановление Патриаршего Священного Сино­да от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им.2.  Утвердить постановление Патриаршего Священного Сино­да от 23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двухперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались.

3.  Утвердить постановление Патриаршего Священного Сино­да от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Москов­ского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придер­живающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие.

Освященный Поместный Собор Русской Православной Цер­кви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру.

Поместный Собор... 1971. С. 129-131 http://rutube.ru/tracks/1407493.html?v=b3161091e32063df72c30d318e53b78c


   
« Последнее редактирование: 02 Ноябрь 2009, 12:54:11 от Питирим »
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: О старообрядчестве (собор РПЦ 1971г.)
« Ответ #1 : 02 Ноябрь 2009, 13:16:00 »
Мои предки по материнской линии - подмосковные старообрядцы. В глухие советские времена бабушка совершила надо мной обряд погружения (вроде как приравнивавшийся к крещению). Потом уже в зрелом возрасте меня то ли докрещивали, то ли крестили заново в обычной РПЦ МП (с какого из двух моментов считать  меня крещеным - мнения до сих пор расходятся :) Да это мне уже и не так важно.
Каждое воскресенье на Литургии в обычном православном храме я подаю записки с именами многих моих покойных предков-староообрядцев.
И невольно думаешь: Господи, да чего стоят все эти земные анафематствования да прещения, которые потом, сотни лет спустя объявляются "яко не бывшими", все эти поиски еретиков, блюдения, да хранения... Это только раны, раны на теле Церкви, раны, которые рассекают и человеческое сознание, наполняют его гноем вражды и страха, жажды разоблачить врага...

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: О старообрядчестве (собор РПЦ 1971г.)
« Ответ #2 : 02 Ноябрь 2009, 13:38:35 »
И невольно думаешь: Господи, да чего стоят все эти земные анафематствования да прещения, которые потом, сотни лет спустя объявляются "яко не бывшими", все эти поиски еретиков, блюдения, да хранения... Это только раны, раны на теле Церкви, раны, которые рассекают и человеческое сознание, наполняют его гноем вражды и страха, жажды разоблачить врага...
Увы, напротив - это гной вражды и страха, рассеченного человеческого сознания разъедает тело Церкви... :|

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: О старообрядчестве (собор РПЦ 1971г.)
« Ответ #3 : 02 Ноябрь 2009, 13:58:23 »
св. Серафима Саровского долгое время не хотели канонизировать, т.к. считали старообрядцем. Жуть. Люди люди.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О старообрядчестве (собор РПЦ 1971г.)
« Ответ #4 : 02 Ноябрь 2009, 17:20:14 »
св. Серафима Саровского долгое время не хотели канонизировать, т.к. считали старообрядцем. Жуть. Люди люди.
Он говорил что старобрядческая церковь это лодочка привязанная к большому кораблю(поправьте если наврал :-))...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

pilgrim

  • Сообщений: 600
    • Просмотр профиля

Re: О старообрядчестве (собор РПЦ 1971г.)
« Ответ #5 : 02 Ноябрь 2009, 18:30:40 »
св. Серафима Саровского долгое время не хотели канонизировать, т.к. считали старообрядцем. Жуть. Люди люди.
Он говорил что старобрядческая церковь это лодочка привязанная к большому кораблю(поправьте если наврал :-))...
Я тоже это читал у Нилуса. Но, возможно и такое, что книга прошла цензуру и появилась вставка.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: О старообрядчестве (собор РПЦ 1971г.)
« Ответ #6 : 02 Ноябрь 2009, 18:59:36 »
    Да было дело. Недавно был на Рогожке, главный центр старообрядчества в Москве. Отношения сильно изменились со старообрядцами за последние 5 лет. У них там есть отличная книжная лавка и огромная старинная библиотека. Жаль пока не пускают в библиотеку, но не все сразу.
    Раньше они колким взглядом смотрели в книжной лавке, а сейчас нормально улыбаются. Хорошо что есть старообрядцы. Столько книг сохранили и некоторые христианские обряды тоже очень интересные.
    Иконы - не принято прикладываться к ним если нет соответствующего праздника. Но когда праздник, подходят все парами, кладут поклон иконе, священнику, он тоже кладет земной, потом друг другу и прикладываются. Как в монастыре у нас.
    Подушки - всегда в углу стоят подушки, чтобы класть поклоны, в определенный момент все друг другу передают.
    Входя в помещение - всегда читают молитву и крестятся на восток.
    Священник - считается равноправным христианином как и все в храме, если что то упустил во время службы, народ ему подсказывает, поправляется без заносчивости.
    Финансы - никогда не дают в долг под проценты. Редко назначают срок. Существует общак, с него дают на развитие бизнеса. Свое дело приветствуется, если нужно финансируется.

Немного был удивлен, конечно. Про перегибы промолчу, их все и так видят, думаю и перегибы сотрутся со временем...
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: О старообрядчестве (собор РПЦ 1971г.)
« Ответ #7 : 02 Ноябрь 2009, 19:47:18 »
Очень интересно житие инока Епифания из знаменитой "пустозерской тройки" - Аввакума-Епифания-Федора.
Аввакум - натура страстная, борец, трибун.
Епифаний по характеру - тихий отшельник-молчальник, оказавшийся вовлеченным в самый водоворот конфликта, сотрясавшего Церковь...
В Епифании чувствуется мирный дух (при абсолютном неприятии "никониянства"), который он сохранил несмотря на все, что выпало ему на долю...

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: О старообрядчестве (собор РПЦ 1971г.)
« Ответ #8 : 02 Ноябрь 2009, 20:19:50 »
Не читал про инока Епифания, интересно прочесть будет.
   Насчет Аввакума и Никона, не осуждаю, но очень напрягаюсь когда слышу как об одном так и другом. Столько людей погубить.
   На одном старообрядческом форуме, благочинный пишет, уважаемые братья, с такого то числа, я и вся вверенная мне община христиан от мала до велика, переходим в РПЦ МП, ставлю всех в известность...  :-)

 
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: О старообрядчестве (собор РПЦ 1971г.)
« Ответ #9 : 02 Ноябрь 2009, 20:34:45 »
    Однажды беседовал на Павелецкой с епископом беспоповским, там у них основной храм и там их владыка живет. Спрашиваю, какая разница между беспоповцами, единоверцами и старообрядцами? где лучше а где хуже?
    Он мне говорит: "я когда то в советское время был в РПЦ МП епископом, оставаться не мог, к старообрядцам тоже не мог, единоверцев не было, поэтому здесь. От беспоповщины осталось только название, как видишь у них и епископ есть и иереи. Однако со старообрядцами пока нет общения, так уж сложилось. Тебе скажу, терпеть нужно до последнего, нет хуже и лучше тоже..." :-)

    Потом вспоминал его, жалко, думаю он сам жалеет, ему бы вместе с епархией обратно перейти. Но метаться туда сюда очень соблазнительно, и не хорошо. Кому мы нужны, такие, готовые флаг сменить при малейшем ветре. Вот и получается что от нас зависит, отношение к христианам, будь то беспоповцы, старообрядцы, единоверцы.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: О старообрядчестве (собор РПЦ 1971г.)
« Ответ #10 : 02 Ноябрь 2009, 20:39:19 »
Странный зигзаг судьбы - при таком отношении старца посчитать его старообрядцем:

Цитировать
Отношение преподобного Серафима к старообрядцам при жизни.
Оставь свои бредни! Как можешь спастись без кормчего?
(Слова пр. Серафима, сказанные одному раскольнику.)
Однажды пришли к преподобному 4 человека из ревнителей старообрядчества, жители села Павлова, Горбатовскаго уезда, спросить о двуперстном сложении с удостоверением истинности старческого ответа каким-нибудь чудом или знамением. Только что переступили они за порог кельи, не успели сказать своих помыслов, как старец подошел к ним, взял первого из них за правую руку, сложил персты в трехперстное сложение по чину православной Церкви и, таким образом крестя его. держал следующую речь: "Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите. Сие сложение предано от св. апостолов, а сложение двуперстное противно святым уставам. Прошу и молю вас: ходите в Церковь грекороссийскую: она во всей славе и силе Божьей! Как корабль, имеющий многие снасти, паруса и великое кормило, она управляется Святым Духом. Добрые кормчие ее – учители Церкви, архипастыри суть преемники апостольские. А ваша часовня подобна маленькой лодке, не имеющей кормила и весел; она причалена вервием к кораблю нашей Церкви, плывет за нею, заливаемая волнами, и непременно потонула бы, если бы не была привязана к кораблю"

В другое время пришел к нему один старообрядец и спросил:

– Скажи, старец Божий, какая вера лучше:нынешняя церковная или старая?

– Оставь свои бредни,– отвечал отец Серафим–жизнь наша есть море, св. православнаяЦерковь наша–корабль, а кормчий–Сам Спаситель. Если с таким кормчим люди, по своей греховной слабости, с трудом переплываютморе житейское и не все спасаются от потопления, то куда же стремишься ты с своим ботиком и на чем утверждаешь свою надежду спастись без кормчего?

и еще несколько аналогичных случаев здесь
http://www.omolenko.com/biblio/serafim_sarovsky.htm

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: О старообрядчестве (собор РПЦ 1971г.)
« Ответ #11 : 02 Ноябрь 2009, 20:42:58 »
Все эти переходы туда-сюда уже не имеют большого значения.
В том Расколе в итоге проиграли все: старообрядцы оказались скорее хранителями буквы, нежели Духа. Православная же церковь попала под железную пяту государства, из которой так и не выбралась.
И все теперь предложено считать "яко не бывшим"...

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: О старообрядчестве (собор РПЦ 1971г.)
« Ответ #12 : 02 Ноябрь 2009, 20:55:42 »
с другой стороны в материалах про т.н. "Кочующий собор" о.Серафима называют
"криптостарообрядцем", т.е. в тайне придерживавшимся старорусской веры но формально принадлежащих господствующей Церкви.
Вывод делается  на основании неких бумаг Мотовилова, якобы хранившихся у Серафима (Звездинского) -
одного из участников Поместного "Кочующего" Собора РПЦ 1928 года. И одним из вопросов на повестке дня Собора был
данный вопрос о Серафиме Саровском.

http://www.krotov.info/lib_sec/11_k/kut/uzov_02.htm

К тому же, объявляя все эти истории "про борьбу с двоеперстием"
поздней вставкой и пуристской фальсификацией. Атас просто.





Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: О старообрядчестве (собор РПЦ 1971г.)
« Ответ #13 : 02 Ноябрь 2009, 20:56:48 »
Это точно, проиграли все! Надеюсь все станет на свои места.
    Общался как то с одним черноризцем иконописцем Алимпием, он выкупил землю в лесу под Рязанью, поставил сруб и церквушку небольшую, живет там, сюда приезжает раз в месяц, иконы сдает в лавку на Белорусской, покупает питание, краски, доски и обратно. Забавный человек, сколько с ним общался, постоянно было ощущения буквоедства, духа не чувствовалось вообще...
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: О старообрядчестве (собор РПЦ 1971г.)
« Ответ #14 : 02 Ноябрь 2009, 20:57:50 »
И все теперь предложено считать "яко не бывшим"...
Господи, им бы повиниться взаимно в учиненном...