Исихазм

Автор Тема: Исихазм - инструмент, апелирующий к чувствующей силе души  (Прочитано 2203 раз)

аФон+

  • 3
  • Сообщений: 101
    • Просмотр профиля

Исихазм - инструмент, апелирующий к чувствующей силе души

В православии выделяют три силы души:  мыслительная, чувствующая и желательная.

Соответственно любая духовная практика может опираться на одну из этих сил или способностей.

Существуют духовные практики, использующие исключительно мыслительную сферу, метод рассуждений, концентраций (йога, дзен)
Есть системы, в которых основной упор делается на желательную силу души, такова кабала (желание насладиться божественным светом)

Христианство, будучи религией любви, естественным образом в своей духовной практике обращается к чувтвительной потенции души

У Феофана Затворника на этот счет есть очень точные слова,  Истинная Молитва - это  чувство к Богу и в словах оно не нуждается и именно ЧУВСТВО К БОГУ и есть непрерывная молитва


Цитировать
удовольствоваться уменьем попугая произносить известные слова, даже такие, как "Господи, помилуй". Плод от этого такой: будешь думать, что имеешь, тогда как ровно ничего не имеешь.
http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/isihazm_iisusova_molitva/feofan_o_neprestannoy_molitve_03-all.shtml

...Состоит сия молитва не в словах, а в чувстве к Богу неотходном




Цитировать
Чувство, что душу тянет ко Господу, есть сокровенная молитва, и оно одно может заменить молитвословия... Ибо оно-то и есть непрестанная молитва! (8, 238)
http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/isihazm_iisusova_molitva/feofan_o_neprestannoy_molitve_04-all.shtml

То же, о прекращении словесной молитвы можно найти у Саровского


Цитировать
Но и тут надобно молиться лишь до тех пор, пока Бог Дух Святый не сойдет на нас в известных Ему мерах небесной Своей благодати. И когда благоволит Он посетить нас, то надлежит уже перестать молиться. Чего же и молиться тогда Ему: "прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша", когда уже пришел Он к нам, воеже спасти нас, уповающих на Него и призывающих Имя Его святое во истине, т.е. с тем, чтобы смиренно и с любовью встретить Его, Утешителя, внутрь храмин душ наших, алчущих и жаждущих Его пришествия. Я вашему Боголюбию поясню это примером: вот хоть бы вы меня в гости к себе позвали, и я бы по зову вашему пришел к вам и хотел бы побеседовать с вами. А вы бы все-таки стали меня приглашать: милости, де, просим, пожалуйте, дескать, ко мне! То я поневоле должен был бы сказать: что это он? из ума что ли выступил? Я пришел к нему, а он все-таки меня зовет! – Так-то и до Господа Бога Духа Святого относится.
http://www.pravkniga.ru/intlibs.html?id=951

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Йога использует весь комплекс психо-физических свойств человека, а отнюдь не только ментальный.

Каббала, никогда не ставила за цель "насладиться божественным светом".

А христианство не только не идёт путём чувственности, но напрямую отрицает его.

аФон+

  • 3
  • Сообщений: 101
    • Просмотр профиля

Йога использует весь комплекс психо-физических свойств человека, а отнюдь не только ментальный.
Все перечисленные системы пользуются всем арсеналом, но приоритеты хорошо прослеживаются
Раджа йога - это работа с концентрированной мысли

Цитировать
Каббала, никогда не ставила за цель "насладиться божественным светом".
Еще как ставит
Цитировать
Потому что свет – это желание Творца насладить творения, а оно постоянно и  неизменно.
Большое или маленькое Свечение Высшего Света, зависит от исправленных Килим-желаний, которые Он наполняет. Чем больше исправленных Килим, тем большее свечение человек ощущает и тем больше крепнет в нём Вера в Творца.
Все изменения в ощущении окружающего Мира, смены настроений и состояния Духа,  исходят только от изменения получающих желаний-килим,
Наши желания наполнены, – у нас хорошее настроение, чувство бодрости и присутствия духа. Нет наполнения – депрессия и ощущение никчёмности.
 Поэтому, в той мере, в которой человек способен изменить и увеличить свои желания, в той же мере он увеличивает количество Света, наполняющего их. http://www.kabalist.ru/

А христианство не только не идёт путём чувственности, но напрямую отрицает его.

Речь шла о чувстве, а не о чувственности

аФон+

  • 3
  • Сообщений: 101
    • Просмотр профиля

На достаточно высоких уровнях той или иной духовной практики, когда сам Бог (Святой Дух) берет управление, переживания практикующих весьма похожи, несмотря на то, что изначально отличались не только методики, но и идеология

Сравните

Цитировать
В сем состоянии [непрестанной молитвы] дается молитва находящая, а не самим человеком творимая. Находит дух молитвенный и увлекает внутрь сердца - все одно, как бы кто взял другого за руку и силою увлек его из одной комнаты в другую. Душа тут связана стороннею силою и держится охотно внутри, пока над нею есть нашедший дух. Знаю две степени сего нахождения. В первой - душа все видит, сознает себя и свое внешнее положение - и рассуждать может и править собою, может даже разорить сие состояние свое, если захочет. И это вам должно быть понятно.

У святых отцов, и особенно у св. Исаака Сирианина, указывается и другая степень даемой, или находящей молитвы. Выше показанной стоит у него молитва, которую он назвал экстазом, или восхищением. И тут тоже находит дух молитвенный; но увлекаемая им душа заходит в такие созерцания, что забывает свое внешнее положение, не рассуждает, а только созерцает, и невластна править собою или разорить свое
состояние. Помните, в отечниках пишется, что кто-то стал на молитву пред своею вечернею трапезою, а опомнился уже утром. Вот это и есть молитва в восхищении, или созерцательная. В иных она сопровождалась просветлением лица, светом вокруг; в иных подъятием от земли.
Святый апостол Павел в этом состоянии восхищен был в рай. И пророки святые в нем находились, когда взимал их Дух.
Феофан Затворник
http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/isihazm_iisusova_molitva/feofan_o_neprestannoy_molitve_08-all.shtml

Цитировать
В отличие от пути личного усилия, путь самоотдачи и просветляющего нисхождения подобного милости Абсолюта, путь раскрытия спонтанного совершенства мгновенного Просветления божественности (Ануграха), является глубоко запредельным, мистическим и таинственным путем. Такое впечатление, что не мы выполняем практику, а Великий Дух нашего исконного «Я» сам обрушивается на нас со всей силой своей вселенской грандиозности и размаха изначального Пробуждения. Мы можем лишь покориться, отпустить себя, пассивно воспринимать и следовать этой грандиозной силе. Наш изначальный Ум действительно представляет самую грандиозную силу во Вселенной, поскольку Вселенная это не что иное, как продукт и творение Ума. Это означает, что наше саморожденное осознавание является Великим Творцом всего, и воистину, это самое всемогущее, великое и запредельное что вообще в состоянии представить наш концептуальный ум. Когда в силу такой самоотдачи концептуальный ум соприкасается с нашим глубинным «Я», со своей сущностной фундаментальной основой, у концептуального ума (нашего эго) возникает восторг, благоговение и трепет при соприкосновении с глубинными сущностными слоями нашего нерожденного «Я». Поэтому этот путь является сугубо мистическим в том смысле, что мы в один момент простым путем самоотдачи и неприложения усилий, чуткости и преданности входим в другое, абсолютное, мистическое измерение.
"Сияние драгоценных тайн лайя-йоги"