Исихазм

Автор Тема: Посещение Господне как ориентир молитвенной жизни  (Прочитано 6282 раз)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Тот, кто хотя бы раз явно испытал на себе Посещение Господа, ощутил сильное прикосновение благодати думаю не забудет этого состояния.  Его нежность, мягкость, тонкость, глубину…

Почему-то вспоминается кусочек из песни Шевчука:

«Иногда наша жизнь зарастает цветами.
Это значит, мой друг, Он прошел между нами.
Но увидеть Его не легко»

Юрий Шевчук «Осенняя»

А также рассказы прочитанные здесь на форуме и в разделе Мистический опыт http://www.hesychasm.ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=21&Itemid=72:

И конечно-же раздел «Безмолвие цветов», в котором тонкость прикосновения Господа как-бы запечатлена в неуловимой форме цветка.

Действительно Господь и Святые Его достаточно часто посещают нас. Формы и виды Посещения самые разнообразные, начиная от дарования молитвы, благодатных прикосновений к сердцу до непосредственных явлений как во сне и наяву.

Непрестанная молитва помогает не пропустить, заметить, увидеть момент нашего посещения Господом. Повышает бдительность и внимание, без которого можно пропустить даже Саму встречу с Господом. Время Посещения Господня – это высочайшее откровение, благодатная поддержка или суровое обличение и предостережение. Господь в Евангелии говорит "Приду как тать" и «бодрствуйте на всякое время и молитесь» (Лк. 21:35).

Прежде всего для себя хочется повторить, как важно научиться в череде событий своей жизни не пропустить время, когда Господь нас посещает, а по возможности постараться приблизить его.

И кроме того подготовка ко Дню Господню о котором говорится в Св. Писании, к тому главному дню, которые обязательно наступит рано или поздно в жизни каждого из нас. Наверное это День самого полного, всецелого посещения нас Господом и несомненно к этому Дню следует готовиться всю жизнь.

Посещение Господом, верю, является важнейшей целью и указателем молитвенной жизни, а также ее вдохновлением и возведением на духовную высоту.
Увидеть время нашего Посещения Господом предполагает большую тонкость и внимание к граням тонкостям и постепенностям нашей молитвенной жизни. Предполагает излечение от греха грубости, «деревянности», дебелости. Грех – это болезнь всей нашей природы заслоняющая Господа от нас.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Поздравляю всех с праздником Святителя Николая Чудотворца, пусть Господь по молитвам Святителя Николая поможет всем нам сподобиться благодатных Посещений Господа и быть к ним готовым, увидеть их, распознать, на пользу делу спасения своей души!!!

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Апок 3, 20).
« Последнее редактирование: 19 Декабрь 2009, 12:41:20 от Игорь Спасский »

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Чтобы не войти в состояние прелести, момент Посещения Господня надо как-бы "ждать не ожидая", "стремиться - не стремясь". Потому что сама погоня за такими переживаниями губительная для молитвенника. Очевидно следует не гнаться, а замечать. Однако их отсутствие (а точнее невнимание к их возникновению) в жизни может привести к механизации духовной жизни и ее урезанности, неполноте. Здесь очень важно, что явление Святых Божьих и самого Господа очень тонко, чаще всего незримо. Как легкое благодатное дуновение, как тончайшее сердечное прикосновение. Именно для этого хранение молитвенной тонкости и созерцательности сердца.

Например эти тончайшие прикосновения присутствия Божия возникаю при чтении некоторых молитв келейного правила, исходят при встрече с иконами, батюшками, монахами, в некоторых беседах.

Это очень похоже на то, как по настоящему любящий человек ловит тончайшие импульсы исходящие от любимой, именно сердечные импульсы, а не вожделение и страсть.

Непрестанно готовя себя ко встрече с Господом, возникает определенное продвижение по этому пути в сторону возростания духовной внимательности, наблюдательности, и последующего укрепления в молитвенном делании, выделения и отсечения грубых влияний со стороны собственных действий и помыслов, пустых разговоров и т.п.

Можно с уверенностью сказать, что Господь приходит только по Своей воле, никакими практиками, деланием, действиями Его вызвать нельзя. Однако ко Господу можно выйти навстречу, подготовить к этой встрече свое сердце и ум, глаза и уши, тело. Всего себя... Однако здесь очень важно помнить, что Он прийдет только тогда, когда Сам того пожелает. Обижаться за Его промедление, это почти тоже самое, что обижаться на женщину, в которой мы по причине своей грубости как телесной, так и душевной не можем пробудить любовь. Любовь она всегда взаимна, настоящая любовь. Тоже самое касается взаимной любви с Господом. Если Он не приходит мы либо не видим, либо не любим по настоящему.

Тогда происходит и уныние, и сомнения и прочие очень неприятные вещи накатывают по полной. Однако если вспомнить образ взаимной разделенной счастливой любви из собственной жизни, со всеми ее взлетами и падениями, бурями и даже катастрофами и пременить к духовной жизни. Это как раз и может помочь найти верные ориентиры и преодолеть трудности духовной жизни. Не даром Св. Писание так часто использует образы брака при описании отношений Бога и человека. Например можно вспомнить Песнь Песней царя Соломона. Здесь эта тонкость и глубина аллегорически показана во всей совей прекрасной полноте.

Кроме того, Посещение Господне может быть как и большая земная любовь очень мучительным, очень страдательным, к этому тоже важно быть готовым и не смутиться и не потерять ту невидимую серебрянную нить, связывающую нас с Господом. Как Высоцкий сказал:"Любой ценой - и жизнью бы рискнули, Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить Волшебную невидимую нить, Которую меж ними протянули... Свежий ветер избранных пьянил, С ног сбивал, из мертвых воскрешал, Потому что, если не любил, Значит, и не жил, и не дышал!" (Баллада о любви).   

Приход Господа в нашем разделенном уме и сердце часто ощущается очень и очень болезненно, мучительно, страдательно. Это не олько мой собственный опыт, про говорят и другие люди и Св. Отцы. Здесь очень важна сила и терпение, воля и поддержка, так как здесь даже есть опасность повредиться умом, как собственно и в случае сильной земной любви, однако с болезненной окраской.

Вот такие соображения собственно говоря.
« Последнее редактирование: 19 Декабрь 2009, 14:26:32 от Игорь Спасский »

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Посещение, приход Господа - непонятны мне эти выражения. Приход откуда и куда?
Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли - Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе.      
Еще нет слова на языке моем,- Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.    
Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою.Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?    
Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты.      
Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря,-     
и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.     
Скажу ли: "может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью";     
но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет.      
Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Спасибо, Svetlana. Однако мой удел - приходы-уходы, редкие встречи. Пока что так. То что Он объемлет знаю и знаю что сам ко встрече не готов, потому ее и нет. Пока что так, а у каждого это индивидуально

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Первое, что мне хотелось бы сказать: в молитве мы ищем встречи с Богом. И часто мы этой встречи добиваемся с отчаянным напряжением – и не добиваемся ее в конечном итоге, потому что не того ищем, чего надо было бы искать. Всякая встреча – событие чрезвычайно ответственное, а встреча с Богом – особенно. Нельзя безответственно встретить даже человека; раз встретив человека, мы уже навсегда каким-то образом несем ответственность и за то, что дали, и за то, что получили. Даже мгновенная встреча, даже как будто случайная встреча накладывает на нас печать. И эта встреча дальше, в нашей жизни, продолжает как-то звучать: новая струна зазвенела в нашей душе, какая-то новая искорка зажглась, новый оттенок зародился в нас от того, что мы встретились с чьим-то сердцем, с чьим-то умом, с чьей-то личностью. И если это верно по отношению к человеческой личности, это тем более и верно, и значительно по отношению к Богу. Встреча с Богом – это всегда нечто вроде Страшного суда. Приходишь к Богу, становишься перед Ним лицом к лицу, и что? – уходишь или осужденным, или оправданным: среднего нет и не может быть ничего.

И наконец – какая цель этой встречи? Неужели мы, зная себя такими, какие мы есть, можем подходить к Богу в надежде так, сразу вступить в райское блаженство, пережить мистический опыт, экстаз? Нет. Если бы только мы отдавали себе ясный отчет в том, что мы собой представляем, то мы шли бы к Богу, моля Его, чтобы Он сначала сделал нас богоприемными, способными на эту встречу, очистил наши сердца, просветил наши умы, сделал правой нашу волю, уцеломудрил бы нас, и только тогда подошел бы к нам. И вы не думайте, что это только умозрения – мои или еще чьи-то. Подумайте о том, что нам говорит в этом отношении само Евангелие. Помните, после чудесного улова рыб, когда вдруг апостол Петр ощутил всем своим естеством, понял, Кто ему повелел бросить невод одесную сторону корабля – как он упал к ногам Христа и сказал: Выйди от меня, я человек грешный… Часто ли нам случалось ощутить себя грешными, недостойными близости Господней настолько, с такой честностью, с такой внутренней правдой, чтобы сказать Господу: выйди, Господи, я недостоин, чтобы Ты был со мной в моей судьбе, в моей жизни в это мгновение, которое я переживаю… Это не значит, что мы не мечтаем, чтобы, как в случае с Петром, Христос не исполнил этой страшной, смиренной, благоговейной просьбы; но разве мы когда-либо доходили до такой трезвости переживания, чтобы это познать и так поступить?.

И вот когда будем думать о встрече, раньше чем искать услаждений, станем искать живого покаянного чувства. Покаяние начинается со внутреннего оборота; покаяние – тот поворот души, когда человек, который спиной или боком стоял к Богу, лицом глядит в Его направлении; сделав этот оборот, мы должны стоять в благоговении, в трепете и молиться Бога: Господи, обрати меня! Господи, дай мне подлинное покаяние, сделай меня настолько иным, чтобы я мог встретить Тебя лицом к лицу не в суд, не в осуждение, а в исцеление души и тела, в обновление, в новизну жизни!..

Пришел ко мне лет восемнадцать тому назад взрослый уже человек, старше меня, сел передо мной, заплакал и говорит: “Отец Антоний, покажите мне Бога! Не видав Его, не могу верить, а без Него – жить не могу; больше двадцати лет Его ищу и не могу встретить…” Я тогда ему сказал: “А задумывались ли вы над тем, как милостив Бог, что до сих пор Он никогда не встал перед вами во весь рост и не потребовал отчета о том, чем полна ваша жизнь и чем полна ваша душа?” И он мне ответил: “Душа моя полна только жаждой встречи с Ним”. Я тогда помолился и говорю: “Если даже я мог бы вам показать Бога, вы не могли бы Его видеть”. Он возразил: “А докажите; что между мной и Им, какая преграда?” Я ему тогда поставил вопрос, который с тех пор часто-часто ставлю людям: “Есть ли в Священном Писании какой-нибудь рассказ, или место, или изречение, которое волнует вас больше всего?” И без колебаний он мне сказал: “Да. В восьмой главе Евангелия от Иоанна рассказ про женщину, взятую в прелюбодеянии. Это меня трогает и волнует, как ничто…” И тогда я ему предложил несколько минут подумать и себе представить: вот я вернулся в этот день, описанный в Евангелии, присутствую при том, что совершается; кто я? всепрощающий, все понимающий, способный спасти всякого Христос? или эта женщина, которая вдруг видит, что такое грех, видит, что действительно грех есть смерть, и ужас, и стыд, и страх? или один из апостолов, который с надеждой ждет, что невозможное случится, что Спаситель скажет такое слово, от которого пройдет ужас и начнется весна вечная? или один из тех, которые уже стоят с камнями, – кто я такой? Он подумал несколько мгновений и мне сказал: “Я себя вижу единственным иудеем, который не ушел по слову Христову и побил камнями эту женщину…” Я ему тогда сказал: “Благодарите Бога, что Он не дает вам с Собой встретиться. Вы Его не только видеть не можете, – у вас ничего с Ним общего нет; если бы вы Его увидели, это был бы последний над вами суд, потому что суд без милости тому, кто не оказывает милости (Иак. 2:13).

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Молитва-встреча
« Ответ #6 : 19 Декабрь 2009, 19:51:14 »
Он ушел. С тех пор прошло восемнадцать лет. Я его крестил два года тому назад. Но восемнадцать лет без двух он боролся и искал, и наконец стал на место женщины, взятой в прелюбодеянии, той, которая знала, что она согрешила, что нет ей прощения, нет ей оправдания, и которая приняла оправдание кровью Христовой и прощение, как чудо.

Вот почему так часто мы не можем встретить Господа; не дает Он нам встретить Себя в суд или в осуждение, и не даем мы себе встретить Его, потому что читаем священные страницы Евангельские, переживая их эмоциями нашими, но не сверяя их со своей жизнью. Мы остаемся и умиленными, и не обращенными одновременно. Сердце наше закрыто, глаза не могут видеть – и не бывает встречи. Но если бы мы только встали на место этой женщины, тогда мы встретили бы и Христа, и милость, и жизнь новую.

В вопросе встречи есть еще одна сторона. Вы, наверное, знаете, что между людьми встреча бывает глубокая, плодотворная только тогда, когда оба человека, которые встречаются, истинны, когда они встречаются, и не скрывая себя, и не защищая себя друг от друга. Тогда бывает встреча – иногда удивительно глубокая. Но когда два человека настороже или когда они притворяются, тогда встречи не бывает. И вот, подумайте каждый о себе, как я думаю о себе самом: в какой мере искренности, внутренней правды мы становимся перед Богом?

Есть еще одна сторона, о которой я хотел бы сказать. Я уже сказал, что встреча зависит от того, что два встречающиеся человека или две личности, встречающие друг друга, обе подлинны, истинны. Я только что говорил о человеке, который идет к Богу, но бывает, что мы ухитряемся и Самого Бога сделать нереальным для себя. Вы знаете, как бывает в жизни, когда встречаешь разных людей и, забывая человека, видишь только его функцию. Скажем, когда мальчишкой тебя вызывают к директору гимназии или когда солдатом вызывают на головомойку к высшему чину – тогда не видишь человека; тогда на одном видишь его звание директора, на другом видишь погоны, и получается: кому честь – честь, кому страх – страх. Это, правда, получается, но ничего другого не получается, кроме страха и немного чести. И часто очень важно посмотреть собеседнику в лицо и увидеть в нем человека.

Об этом сейчас было бы и не место, и долго рассказывать, но я это испытал раз, когда во время немецкой оккупации меня в метро арестовали: Бог помог посмотреть и увидеть, что тот, кто меня арестовал – человек, а не только полицейский. И завязался разговор, и я был отпущен. Но часто бывает, что мы не встречаем человека, потому что он для нас заслонен своим званием, нашим страхом, нашими предрассудками и т.д.

С Богом бывает то же самое. Создай себе ложный образ Божий; придешь молиться – этому-то образу и будешь молиться. Создай себе образ Бога – беспощадного Судии и попробуй молиться Ему с лаской, любовью, доверием – ничего не получится. Так бывает, что собирая о Боге какие-то понятия, мы из них создаем картину, образ, вполне даже стройный, в котором ни одной ложной черты нет, потому что все черты взяты из Священного Писания, из святых Отцов, из литургических песнопений. Но так как мы собрали это в законченный образ, не оставив никакой возможности для неизвестного нам, то мы превратили этот образ – пусть он будет мысленный или картинный – в идола. Об этом уже в четвертом веке писал, кажется, святой Григорий Богослов – об опасности подменить подлинного Бога нашим представлением о Боге, которое, вместо того чтобы нас вести куда-то, стоит преградой и стеной, именно идолом, перед которым мы будем молиться, которому будем служить, но который никогда истинным Богом не будет. Это и объясняет, почему и Отцы Церкви, и все духовные наставники нас учат, что мы о Боге должны узнавать все, что только можем, но когда становимся на молитву, мы должны становиться перед Богом без всяких образов, без всяких представлений

Полностью текст можно прочесть здесь:
http://www.mitras.ru/molitva/vstrecha.htm

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Игорь, боюсь, что судьба сей темы уготована с самого начала одна как и прочих открытых ранее. Прочитал и не понял - это вопрос, проблема или просто дневник? 8)

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Хотя мне не полностью понятны слова владыки Антония:

Первое, что мне хотелось бы сказать: в молитве мы ищем встречи с Богом. И часто мы этой встречи добиваемся с отчаянным напряжением – и не добиваемся ее в конечном итоге, потому что не того ищем, чего надо было бы искать.

Разве мы не ищем себя, нового, чтоб очиститься с помощью Господа. Это дорога к Нему, мы Его призываем из осознаваемой немощности. А вот прямо искать встречи - так ли это? Т.е. не говорю, что встречи не ищем, но разве добиваемся в этом высказанном контексте? Или все таки нужно такую дерзость иметь?

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Цитировать
Хотя мне не полностью понятны слова владыки Антония:
Разве мы не ищем себя, нового, чтоб очиститься с помощью Господа. Это дорога к Нему, мы Его призываем из осознаваемой немощности. А вот прямо искать встречи - так ли это? Т.е. не говорю, что встречи не ищем, но разве добиваемся в этом высказанном контексте? Или все таки нужно такую дерзость иметь?
Если Вы любите по настоящему женщину, Вы с ней хотите ли быть вместе, жить вместе, детей рожать вместе? Или Вы с ее помощью хотите очиститься, искать себя нового, "из осознаваемой немощности" и т.п.? Т.е.  словес в которых смысла не очень, как мне грешному кажется, та и много, а тем более любви к Богу как таковой.

Помните первую заповедь, она и есть главное, а остально- путь к обретению первого. Тоже самое касается и любви к женщине, уверен у Вас такой опыт точно есть, когда женщину любишь - поешь серенады под окнами, "готов целовать песок, по которому она ходила", а не хочешь себя очищать, из "состояния недостоинства". Любовь - она здесь главное в этой теме...

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Простите, я ничего не понял.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Почитайте Святоотеческое толкование Песни Песней Соломона и особенно толкование образов брака вообще в Священном Писании как Нового так и Ветхого Заветов. Тогда точно все поймете :)

Образ брака - это реально образ отношения Бога и человека, я про это написал уже 3 поста. Ну что же здесь непонятного?

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Простите - тупой. Не могли бы прямо пояснить?? Мы ищем в молитве Бога? Встречи? Т.е. вот так однозначно?

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Да, ищем в молитве встречи с Господом и Святыми Его  и конечно познания-соединения с Господом
« Последнее редактирование: 20 Декабрь 2009, 19:21:51 от Игорь Спасский »

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

И еще по владыке Антонию
« Ответ #14 : 21 Декабрь 2009, 20:56:05 »
В вопросе встречи есть еще одна сторона. Вы, наверное, знаете, что между людьми встреча бывает глубокая, плодотворная только тогда, когда оба человека, которые встречаются, истинны, когда они встречаются, и не скрывая себя, и не защищая себя друг от друга. Тогда бывает встреча – иногда удивительно глубокая. Но когда два человека настороже или когда они притворяются, тогда встречи не бывает. И вот, подумайте каждый о себе, как я думаю о себе самом: в какой мере искренности, внутренней правды мы становимся перед Богом? Разве мы не приходим к Богу часто как ряженые, разве мы не приходим к Богу, стараясь часто выглядеть так, как, мы думаем, Бог хочет, чтобы мы выглядели? Это иногда называется хорошей церковной вышколенностью; иногда считается, что это преодоление дисциплиной, волей своих настроений. А чаще надо было бы это назвать просто притворством. Притворство же нам пути к Богу не дает. Вы подумайте о себе – каждый – сколько разных неполноценных личностей вы собой представляете за один-единственный день; каковы вы, например, в моменты, когда вы забываете, что Бог есть, и когда совесть или уснула, или загнана куда-то. Подумайте о том, каковы вы бываете, когда вдруг охватит мысль, что вы перед лицом Божиим. Или проще – подумайте о том, какая вереница личностей представляет вашу личность в течение одного дня. Как вы себя держите, скажем, при митрополите Никодиме, и как вы себя держите по отношению к своим товарищам, как вы себя держите на улице, когда никто не знает, кто вы такой, или в церкви, когда вы с стихаре, и т.д. Примеров можно было бы так разработать – смешных, печальных – сколько воображения хватит или опытности. И вот приходит момент, когда надо стать на молитву; которая из этих подставных личностей должна перед Богом стоять? Та, которая два часа тому назад перед митрополитом Ленинградским и Новгородским стояла навытяжку, или та, которая, забыв и про Ленинградского и про Новгородского, и про Бога и про совесть, что-то натворила? Или которая из других промежуточных личностей? На самом деле это так! Как найти себя, которую из этих личностей перед Богом поставить? Ни одна из них не представляет вас, в полном смысле. При малых отклонениях еще можно себя найти. Но есть люди, которые так привыкают играть определенную роль в жизни, что они потом больше самого себя и сыскать не могут. Они настолько стали едины с тем образом, который себе выдумали, что они себя настоящего никогда не встречают. Бог где-то насквозь видит настоящего Ивана, Петра, Марию, а они сами больше не могут. И тогда встает вопрос о том, как же молиться? Становишься на молитву, и всей души, всей личности своей перед Богом так и не поставишь. Не сыскать ее в этом хламе подставных личностей и лживых образов. И вот над этим надо работать для молитвы больше, чем упражняться в самой молитве. Упражнение в молитве, конечно, постепенно выводит ближе и ближе к поверхности подлинное я, подлинного человека. Но как медленно, если ему не помогать как бы извне! И вот иногда ставишь перед собой вопрос: как же себя самого найти и обнаружить?

Бывают моменты, Богом данные, хотя не всегда благодатные, когда эта настоящая личность вдруг прорывается: моменты, когда мы взяты врасплох. Например, охватит меня ярость, и вот мое настоящее “я” так и клокочет, и все его видят, и даже я сам могу его обнаружить. Или вдруг придет горе такое настоящее, такое подлинное, что тебе уже никакого дела нет до того, что о тебе думают. Тогда вдруг становишься самим собой, иногда ненадолго, иногда и надолго, иногда – навсегда, в зависимости от того, какое горе, как оно проймет, как глубоко вспашет душу, как разорвет поверхностные окаменелые слои. Иногда радость так на нас действует, радость такая ликующая, что тоже не может быть ничем удержана; пусть смеются, пусть думают, что хотят, – царь Давид плясал перед ковчегом (см. 2 Цар. 6:16) от этой радости; смеялись – ну и пусть… Вот в такие минуты можно уловить о себе самом что-то настоящее. Но ведь не вся жизнь проходит в том, чтобы были или внезапные и неудержимые вспышки гнева, или горе без просвета, или радость, которая нас уносит за пределы самих себя. А что делать в другие моменты, как себя искать? Где тот подлинный, настоящий человек, который может стоять перед Богом, который может молиться, который во всей правде своей греховности и своей богоустремленности, своего богоборчества и своего поклонения Живому Богу, своего искания и становления может стать перед Богом? Есть способ простой, но, как все простые вещи, он требует постоянства и усилия. Порывом простых вещей делать нельзя; можно делать порывом, с восторгом только сложные, редкие вещи.