Если разобраться в учении Ганди, жизнь Индии должна быть реорганизована с самых основ. Так известно его учение о простоте жизни, о необходимости всем трудиться, особенно высоко его учение с призывами к правде, добру, любви, о равенстве, об уничтожении каст. Его же учение, что все религии равны и хороши. Особенно замечательно его учение, строго проводившееся в жизнь - о пассивном противлении злу, борьбе ненасилием, заключавшейся в гражданском неповиновении и несотрудничестве.
Среди вождей первой половины XX века Ганди, безусловно, занимает совершенно особое место. В то время, как Гитлер, Муссолини, Сталин широко пользовались насилием и часть из них, взявши меч, от меча погибла, оставив по себе недобрую память, - Ганди, действуя в языческой стране, гуманными методами вывел свою громадную родину на путь свободы, построив фундамент для здорового развития ее в будущем.
Нам, русским, постоянно ведущим борьбу за религию и государственность, должна быть поучительна идеология Ганди. В 1920 году им была написана статья "Доктрина Меча", в которой он говорил:
"Я твердо убежден, что, если бы оставался один выбор между трусостью и насилием, я рекомендовал бы насилие... Я скорее предпочел бы, чтобы Индия прибегла к оружию для защиты своей чести, нежели чтобы она из-за своей трусости оказалась или осталась беспомощной жертвой своего собственного бесчестия. Но я считаю, что ненасилие несравненно выше насилия и что способность прощать благороднее стремления наказывать...
"Милосердие украшает солдата. Однако воздержание от насилия является прощением лишь тогда, когда есть сила для наказания. Оно бессмысленно, когда его симулирует беспомощное существо... Мышь едва ли прощает кошку, когда позволяет ей разорвать себя на части... Но я не считаю Индию беспомощной, я не считаю себя беспомощным существом. Пусть меня не поймут превратно. Сила поражается не физической мощью. Она поражается несокрушимой волей...
"Я не фантазер. Я считаю себя практическим идеалистом. Религия рассчитана не только на риши (риши - пророки, религиозные учителя индусов) и святых. Она рассчитана также на простых людей.
"Ненасилие является в такой же мере законом для людей, в какой насилие является законом для зверей. В звере дух спит, и он не знает никакого иного закона, кроме закона физической силы. Достоинство человека требует, чтобы он повиновался высшему закону - силе духа.
"Поэтому я решил обратить взоры Индии на древний закон самопожертвования. Ибо движение статьяграхи (сатьяграхи - пассивное сопротивление) и его следствия - несотрудничество и гражданское сопротивление - является не чем иным, как новым наименованием закона страдания.
"Риши, открывшие закон ненасилия в разгар насилия, были более великими гениями, чем Ньютон. Они были более великими воинами, чем Веллингтон. Познакомившись с употреблением оружия они поняли его бесполезность и стали внушать измученному миру, что его спасение придет не через насилие, а через ненасилие...
"Ненасилие в действии означает сознательное страдание. Это не есть покорное подчинение воле злодея, это есть противопоставление всех духовных сил воле тирана.
"Руководствуясь этим законом нашего бытия, один человек может бросить вызов своей мощи незаконно Существующей империи и тем самым спасти свою честь, свою религию и свою душу и подготовить условия для падения или для перерождения этой империи.
"Итак, я призываю Индию придерживаться ненасилия не потому, что она слаба. Я хочу, чтобы она придерживалась ненасилия, отдавая отчет в своей силе и мощи... Я хочу, чтобы Индия поняла, что у нее есть душа, которая не может погибнуть и которая может восторжествовать над любой физической слабостью и бросить вызов объединенным физическим силам всего мира...
"Я рекомендую сторонникам насилия метод мирного несотрудничества. Если он потерпит неудачу, то не в силу какой-либо присущей ему внутренней слабости.
Он может потерпеть неудачу, не встретив надлежащего отклика. Тогда возникнет действительная опасность. Благородные люди неспособные мириться с национальным унижением, захотят излить свое возмущение. Они прибегнут к насилию. По моему убеждению, они погибнут, не избавив ни себя ни свою родину от обид.
"Если Индия последует доктрине меча, она может одержать временную победу. Но тогда Индия перестанет быть гордостью моего сердца. Я предан Индии потому, что я обязан ей всем. Я абсолютно уверен, что ей предназначена особая миссия в мире".
О Ганди, о борьбе Индии за свою независимость, о Неру, - существует большая литература, по которой можно познакомиться с Индией... Как уже сказано, я устроил себе церковку и часто служил в ней.
Цит. по Архимандрит АНДРОНИК (Елпидинский)
"Восемнадцать лет в Индии" Буэнос-Айрес, 1959 г.
http://www.russian-inok.org/books/andronik.html